Методы управления в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка мероприятий по повышению эффективности механизма управления торговым предприятием на основе совершенствования применимых методов управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ ВИДЫ. СПЕЦИФИКА ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ 4
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 8
1.3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ 14
1.4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ 15
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 17
2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 17
2.2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 21
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

KYPCOB Menegment.doc

— 254.00 Кб (Скачать документ)

5. В процессе управления торговым предприятием должны обязательно учитываться правовые нормы государственного регулирования занятости и оплаты труда. Это относится к порядку приема работников на работу, обеспечению соответствующих режимов и условий их труда, соблюдению минимальной границы заработной платы, обеспечению соответствующих социальных выплат и другим установленным правовым нормам в этой сфере.

 

 

1.2. Экономические методы

 

 

Для экономических методов характерно косвенное воздействие на волю участников торговой деятельности через их отношение к материальным благам. С их помощью создается стабильный механизм экономической заинтересованности работников в конечных результатах торгово-хозяйственной деятельности. Если для административ­ных или организационно-распорядительных методов характерно прямое предписание, то для экономических методов — стимулирование: руко­водитель не заставляет, а с помощью экономических рычагов и стимулов заинтересовывает исполнителя в достижении требуемых результатов. Применение экономических методов предполагает использование раз­личных норм и нормативов длительного действия, которые устанавлива­ют границы дозволенной самостоятельности исполнителя, с одной сто­роны, и пределы допустимого вмешательства вышестоящего органа — с другой.

Экономические методы включают следующее: финансово-кредитные рычаги; хозяйственный или коммерческий расчет; систему ценообразования;  средства и методы материального стимулирования и т. п.

Таким образом, в основе экономических методов лежат формы реа­лизации экономических законов и экономические интересы. Поэтому правильно сконструированный механизм должен обеспечивать гармо­нию личных, коллективных, групповых и общенациональных интересов, а действие экономических рычагов и стимулов определяет материальную заинтересованность трудящихся. Признание объективности экономи­ческих интересов важно в борьбе с ошибочной субъективно-психологи­ческой трактовкой интереса лишь как стремления получать в личную собственность материальные блага, возникшей в годы бюрократической системы управления. Различия и несовпадения интересов могут привести к противоречиям в системе интересов, которые усугубляются их ложной трактовкой [5, c. 162].

Рассмотрим основные составляющие экономических методов управления.

Хозяйственный (коммерческий) расчет

Основополагающим элементом (принципом) коммерческого расчета является хозяйственная самостоятельность предприятия.

В условиях рыночной экономики, при наличии конкурентной борьбы производителей за рынок сбыта, хозяйственная самостоятельность предприятий является естественным и обязательным элементом их хозяйственной и коммерческой деятельности. Без хозяйственной самостоятельности они просто не могут существовать.

К важнейшим и определяющим принципам коммерческого (хозяйственного) расчета необходимо отнести принцип самоокупаемости и рентабельности.

Материальный интерес собственника при рыночной экономике удовлетворяется через наличие прибыли, т.е. через коммерческий результат. Чем выше прибыль, тем в большей степени удовлетворялись материальные потребности собственника. Наемный же работник стимулировался и стимулируется в основном по натуральным показателям работы. Исходя из этого, можно утверждать, что принцип материальной заинтересованности на уровне предприятия, основывающего свою работу на коммерческом расчете, не действует. Принцип материальной заинтересованности действует на уровне структурных подразделений, основывающих свою работу на хозяйственном (внутрихозяйственном) расчете.

Принцип экономической ответственности перед потребителем за количество и качество продукции, своевременность ее поставки, перед поставщиками, банками, государством, по иным принятым или установленным обязательствам — неотъемлемый элемент хозяйственно-коммерческой деятельности предприятия. Без взаимной и жестко соблюдаемой экономической ответственности невозможны рыночные отношения. Игнорирование требований экономической ответственности может привести к крупным потерям или банкротству.

Коммерческий расчет подразумевает соизмерение затрат и результатов хозяйственной деятельности в стоимостном выражении.

Хозяйственный расчет в условиях рыночных отношений является модификацией коммерческого расчета, реализуемого на уровне структурных подразделений предприятия. Исходя из этого понимания термины хозяйственный расчет, внутрихозяйственный расчет, внутрипроизводственный хозрасчет — синонимы.

Анализ хозяйственной деятельности

Одной из функций анализа хозяйственной деятельности на торговом предприятии является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

Важной функцией АХД является научное обоснование текущих и перспективных планов. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за прошлые годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без изучения закономерностей развития экономики предприятия, без выявления имевших место недостатков и ошибок

К функциям анализа относится также контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

Центральная функция анализа, которую он выполняет на торговом предприятии, — поиск резервов повышения эффективности торговой деятельности на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

Следующая функция анализа — оценка результатов деятельности торгового предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. Это имеет большое значение. Объективная оценка деятельности предприятия поощряет рост товарооборота, повышение его эффективности, и наоборот.

И, наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности - также одна из функций АХД.

Ценообразование

Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры и динамики цен, образующих единую систему в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Данная проблема решается в единстве макро и микро уровней экономики, так как предполагает реализацию экономических интересов всех участников торговой деятельности.

Существуют две основные системы ценообразования: затратное и рыночное ценообразование.

Суть затратного механизма ценообразования состоит в том, что величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек  обращения, представляющих собой затраты в денежной форме на реализацию единицы товара.

Рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Рынок в самой общей трактовке представляет собой сферу обращения товаров, совокупность форм и видов экономической деятельности, сводящих вместе производителей, поставщиков, продавцов товаров (агентов предложения), с одной стороны, и потребителей, покупателей (агентов спроса), с другой стороны.

Таким образом, рыночная цена – это цена, устанавливающаяся на основе рыночного механизма ценообразования под воздействием спроса и предложения.

Механизм ценообразования существенно отличается на различных типах рынка (рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистической конкуренция, рынок чистой монополии). Поэтому под рыночным механизмом ценообразования понимается множество таких механизмов.

Финансирование и кредитование

Финансы — совокупность объективных денежных отношений, возникающих в процессе движения стоимости. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости созданного продукта. Поэтому основным признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.

Финансовые показатели деятельности торговых предприятий выступают как стоимостные категории, отражающие эффективность использования не только финансовых, но и материальных и трудовых ресурсов, конечные результаты работы предприятия.

Кредит - денежные средства, предоставляемые банками или другими кредитными учреждениями взаймы за плату на принципах материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Необходимость кредитования деятельности торговых предприятия связана с нехваткой собственных средств у предприятий для осуществления текущей деятельности или финансирования долгосрочных затрат.  По периоду пользования кредиты подразделяются на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года).

Кредитование позволяет предприятию совершенствовать торговую деятельность, наращивать объемы товарооборота, улучшать качество обслуживания покупателей.

Экономическое стимулирование

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека, без правильного использования стимулов к труду.

В управлении большую роль играют мотивы и стимулы, побуждающие к труду.

Стимулирование — это процесс побуждения человека к деятельности для достижения определенных целей. Стимулирование зависит от множества факторов, она очень индивидуальна и может меняться. Стимул — это то, что вызывает определенные действия человека, мобилизует его внутренние и внешние движущие силы; в качестве таковых выступают неудовлетворенные потребности в чем-то объективно необходимом и жизненно важном. Стимулы имеют большое значение в удовлетворении потребностей и выступают как внешние побудители к действию.

Каждая организация использует собственную систему вознаграждения работников, отражающую стоящие перед ней цели, управленческую философию ее руководителей, традиции, а также учитывающую находящиеся в ее распоряжении ресурсы.

Основу организации заработной платы торговых работников составляют три общих принципа:

-принцип дифференциации заработков базируется на различной квалификации работников, различной сложности выполняемых ими функций, учитывает условия труда и результаты хозяйственной деятельности предприятии в целом %;

-принцип материальной заинтересованности работников, т.е. построение системы оплаты труда, при которой размеры заработков должны стимулировать работников качественно выполнять свои должностные обязанности и достигать высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом;

-принцип простоты и ясности организации заработной платы, т.е. с работниками заранее оговариваются размеры и условия выплаты заработной платы; отмечаются факторы, которые могут повлечь изменение размеров оплаты. Работники должны отчетливо представлять себе связь между результатами работы и размером заработка. [7, С. 194]

Для реализации названных принципов торговые предприятия применяют:

-дифференциацию размеров оплаты труда;

-вариации форм оплаты;

-премиальные системы.

Дифференциация размеров оплаты труда предназначена для регулирования уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от их квалификационного уровня, условий, тяжести, интенсивности и ответственности выполняемых ими работ.

Механизм реализации этого принципа представляет модернизированную и адаптированную к условиям рынка тарифную систему, главным отличием которой является ее разработка самими торговыми предприятиями. Общий критерий построения этой системы — квалификационный признак: размеры постоянной (тарифной) части заработной платы зависят в первую очередь от квалификации работников.

Система дифференциации размеров оплаты труда содержит традиционные для тарифных систем элементы: тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки и тарифные сетки, которые были рассмотрены выше.

Для реализации принципа материальной заинтересованности на торговом предприятии используют различные формы и системы оплаты труда. Традиционно применяются две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная, как правило, в сочетании с различными премиальными системами, которые придают заработной плате гибкость и подвижность. В структуре любой системы оплаты труда можно выделить две части: основную и дополнительную.

Основная часть заработной платы — это относительно постоянная, гарантированная часть оплаты труда в соответствии с тарифной ставкой (должностным окладом), сдельной расценкой, но не ниже установленного законодательством минимума. [6, С. 231]

Дополнительная часть заработной платы — это переменная величина, которая предназначается для увязки размера оплаты с конечными результатами хозяйственной деятельности предприятия в целом. В дополнительную часть заработной платы включаются премиальные, поощрительные и прочие выплаты.

Повременная оплата труда (или оплата за отработанное время) зависит от отработанного времени и квалификации работника. При повременной оплате заработная плата начисляется в соответствии с тарифной ставкой (должностным окладом) за фактически отработанное время.

Сдельная оплата труда зависит от выполненного объема работ на основе установленных расцепок, однако, размер сдельного заработка не может быть ниже установленного минимума. Так как при сдельной форме оплаты определяющим фактором является объем выполненных работ, то она является более подвижной, чем повременная, и зависит в большей степени от конечного результата работы.

Информация о работе Методы управления в торговле