Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:47, курсовая работа
В данной работе будет изучен понятийный аппарат и методологическая база управленческих решений. Поскольку только понимание всех тонкостей процесса принятия решений играет значительную роль в эффективной работе управленца.
В курсовой работе я ставлю пред собой следующие задачи:
Проследить историю возникновения науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении. Показать подход к управленческим решениям с позиций различных школ в управлении и эволюцию теории принятия решения.
Рассмотреть сущность и отличия управленческих решений, а также их классификацию по однотипным группам.
Привести общепринятые классификации моделей принятия управленческих решений.
Показать классификацию методов разработки и принятия управленческих решений по этапам процесса их разработки принятия.
В заключительной части на основании рассмотренных в работе моделей и методов принятия управленческих решений, сформулировать общие требования, которым должно удовлетворять управленческое решение. Подчеркнуть важность принятия оптимальных управленческих решений в условиях финансово – экономического кризиса.
Введение………………………...………………………………………………. 3
1. Наука о принятии управленческих решений………………………….. 6
1.1. Возникновение науки об управлении и ее связь
С другими науками об управлении……………………………………… 6
1.2. Характерные отличия науки управления…………………………... 7
1.3. Подход с позиций выделения различных школ в управлении…..... 9
1.4. Эволюция теории принятия решения………………………............. 12
1.5. Условия, при которых осуществляется принятие решения……...... 13
2. Сущность и классификация управленческих решений………………. 14
3. Модели процесса принятия управленческих решений……………….. 22
4. Классификация методов разработки и принятия
управленческих решений................................................................................ 26
4.1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы
и формулирования ограничений и критериев……………………… 27
4.2 Методы, применяемые на этапе определения альтернатив……….. 29
4.3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив…………….. 30
4.4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения
и оценки результата…................................................................................ 31
Заключение…………………………………………………………………. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов. Все эти школы возникли и развивались в конце XIX — начале ХХ-го вв. Приемы и методы, предложенные каждой из школ, во многом пересекаются и используются в практике современных предприятий и по сей день. В этой связи рассмотрим особенности этих школ, и их вклад в развитие управленческой мысли.
Научное управление (1885-1920) связано с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилбрет и Г. Ганнта. Основной идеей создателей этой школы было то, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем требовалось изменить рабочие операции, устранив лишние, непродуктивные движения, и, используя стандартные процедуры и оборудование, повысить эффективность работы.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление получило широкое признание как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике достижения целей организации. Основной вклад этой школы в развитие управленческой мысли состоит в том, что она: 1) использовала научный анализ для определения лучших способов выполнения задачи; 2) осознавала необходимость отбора работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечения их обучения; 3) осознавала важность обеспечения работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач; 4) осознавала важность систематического и правильного использования материального стимулирования для повышения производительности; отделила планирование и обдумывание от самой работы.
Классическая, или административная, школа в управлении (1920—1950) связана с именем Анри Файоля. Приверженцы этой школы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций, в значительной степени исходили из своих наблюдений, а не основывались на научной методологии. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления, следование которым привело бы организацию к успеху.
Первая группа классических принципов затрагивала разработку рациональной системы управления организацией и определение лучшего способа разделения организации на рабочие группы и подразделения. Вторая группа принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
Вклад классической школы в развитие управленческой мысли в том, что она: 1) развивала принципы управления; 2) описывала функции управления; 3) систематизировала подход к управлению всей организацией.
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) (1930—1950) и поведенческие науки (1950 г. — настоящее время) зародились в ответ на неспособность ранее возникших школ полностью осознать человеческий фактор, как основной элемент эффективности организации. Приверженцы этой школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников возрастает, что в свою очередь ведет к увеличению производительности.
Развитие поведенческих наук связано с изучением различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организации, лидерства и т.п.
Вкладом этих школ в развитие управления стало: 1) применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников и производительности; 2) применение выводов наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Наука управления, или количественный метод (1950 г. — настоящее время), связана с развитием математики, статистики и инженерных наук. Применение методов научного исследования к операционным проблемам организации получило название «исследование операций». При исследовании операций строилась модель — некая форма представления реальности. Использование компьютера позволило исследователям конструировать математические модели возрастающей сложности, наиболее приближенные к реальности и более точные.
Вкладом школы науки управления стало: 1) углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей; 2) развитие количественных методов принятия решений в сложных ситуациях.
Процессный подход. Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирования, организации, контроля и мотивации. Эти четыре базовые функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Системный подход. Предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (таких как люди, структура, задачи и технология), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Этот подход связан с применением теории систем к управлению и позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Кроме того, этот подход позволяет интегрировать достижения всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Ситуационный подход. Концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует огромное количество влияющих на ситуацию факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самый эффективный метод в конкретной ситуации — метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Ситуационный подход и его основа — ситуационный анализ стал на сегодняшний день одним из наиболее перспективных инструментов принятия обоснованных управленческих решений. Он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации, в которой принимается решение, а также основные управляющие воздействия, способные оказать влияние на развитие ситуации. Ситуационный подход позволяет руководителю наряду с целостным представлением об объекте управления и его функционировании во внешней среде осуществлять эффективное управление конкретной ситуацией принятия управленческого решения. При этом решения принимают, основываясь на анализе и понимании ситуации, динамики ее изменения, а, не исходя из традиционного метода проб и ошибок, что позволяет избежать потерь ресурсов и времени.
1.4. Эволюция теории принятия решения.
На первой стадии развивался дескриптивный подход к принятию решений. Здесь усилия ученых были направлены на описание процесса выбора одного из решений человеком в целях определения рационального зерна, характерного для всякого разумного выбора. В результате проведенных исследований оказалось, что большинство людей действуют интуитивно, проявляя при этом непоследовательность и противоречивость в суждениях. Положительным аспектом исследований в рамках дескриптивного подхода стало то, что удалось дать достаточно четкий ответ на вопрос, что может и чего не может человек, решая задачу выбора.
На второй стадии исследователи разрабатывали нормативный подход к принятию решений. Однако и здесь их постигла неудача, поскольку идеализированные теории, рассчитанные на сверхрационального человека с мощным интеллектом, не нашли практического применения.
На
третьей стадии был развит прескриптивный
подход к принятию решений. Он оказался
наиболее плодотворным, поскольку предписывал,
как должен поступать человек с нормальным
интеллектом, желающий напряженно и систематизированно
обдумывать все аспекты своей задачи.
Прескриптивный подход не гарантирует
нахождения оптимального решения в любой
ситуации, но обеспечивает выбор такого
решения, которое не заключает в себе противоречий
и непоследовательностей. Данный подход
предъявляет к человеку серьезные требования
освоить методы и приемы теории принятия
решений, а также предписывает проведение
многочисленных вычислений, связанных
с реализацией этих методов.
1.5
Условия, при которых
осуществляется принятие
решения.
Необходимость принять решение возникает при следующих условиях: 1) наличие цели (если
цель не поставлена, то необходимости принятия решений не возникает); 2) наличие альтернативных вариантов достижения цели (в отсутствие альтернатив решение однозначно) — решения принимаются в условиях, когда существует более одного способа достижения цели, с различными альтернативами могут быть связаны различные затраты и различные вероятности достижения цели; 3) наличие ограничивающих факторов, т.е. факторов, ограничивающих выбор, или ограничений.
Ограничивающие факторы можно разбить на три группы: экономические (ресурсы) — время, денежные средства, трудовые ресурсы, производственные возможности; технические, непосредственно связанные с инженерным анализом и удовлетворением требований к техническим характеристикам объектов (габариты, вес, прочность, надежность, точность, дизайн и т.д.); социальные, в том числе и нравственно-этические, которые выражают требования не только социальной целесообразности осуществления той или иной альтернативы, но и высокой нравственности, этики, морали.
Таким
образом, задача принятия решения возникает
в том случае, когда есть цель,
возможны различные способы ее достижения
и имеются ограничения. В достаточно простых
ситуациях принятия решения удается ограничиться
единственным критерием оптимальности.
Соответствующие задачи принятия решений
называются одноцелевыми, или однокритериальными,
в противном случае — это многоцелевые,
или многокритериальные, задачи. Теория
многокритериальных задач принятия решений
в настоящее время находится в стадии
разработки.
2.
Сущность и классификация
управленческих решений.
Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д.
Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует предварительно принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
Что же отличает управленческие решения?
Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений на предприятии