Модели и методы принятия управленческих решений на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

В данной работе будет изучен понятийный аппарат и методологическая база управленческих решений. Поскольку только понимание всех тонкостей процесса принятия решений играет значительную роль в эффективной работе управленца.

В курсовой работе я ставлю пред собой следующие задачи:

Проследить историю возникновения науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении. Показать подход к управленческим решениям с позиций различных школ в управлении и эволюцию теории принятия решения.
Рассмотреть сущность и отличия управленческих решений, а также их классификацию по однотипным группам.
Привести общепринятые классификации моделей принятия управленческих решений.
Показать классификацию методов разработки и принятия управленческих решений по этапам процесса их разработки принятия.
В заключительной части на основании рассмотренных в работе моделей и методов принятия управленческих решений, сформулировать общие требования, которым должно удовлетворять управленческое решение. Подчеркнуть важность принятия оптимальных управленческих решений в условиях финансово – экономического кризиса.

Содержание

Введение………………………...………………………………………………. 3



1. Наука о принятии управленческих решений………………………….. 6


1.1. Возникновение науки об управлении и ее связь

С другими науками об управлении……………………………………… 6

1.2. Характерные отличия науки управления…………………………... 7

1.3. Подход с позиций выделения различных школ в управлении…..... 9

1.4. Эволюция теории принятия решения………………………............. 12

1.5. Условия, при которых осуществляется принятие решения……...... 13


2. Сущность и классификация управленческих решений………………. 14

3. Модели процесса принятия управленческих решений……………….. 22

4. Классификация методов разработки и принятия

управленческих решений................................................................................ 26

4.1. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы

и формулирования ограничений и критериев……………………… 27

4.2 Методы, применяемые на этапе определения альтернатив……….. 29

4.3. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив…………….. 30

4.4. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения

и оценки результата…................................................................................ 31


Заключение…………………………………………………………………. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

     3. Модели процесса  принятия управленческих решений. 

     Приведем  общепринятые классификации моделей принятия управленческих решений.

     Дескриптивные и нормативные  модели. Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.

     Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решения, для  формирования его сущностных элементов и его развития. Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и в его моделировании участников процесса.

     Индуктивные и дедуктивные  модели. Индуктивные модели строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия управленческого решения. Качество индуктивной модели определяется тем, насколько с одной стороны, удается упростить описание ситуации принятия решения, а с другой – насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации.

       При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций. Здесь путь создания модели – от абстрактного представления управленческой ситуации к ее конкретной реальности.

     Проблемно-ориентированные  модели и модели решения. Проблемно-ориентированные модели строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации принятия решения. Здесь основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса.

       Модели решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также возможностей современных управленческих технологий и направлены на решение важнейших управленческих задач. Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические требования к условиям их применения и структуре моделей. К числу таких моделей относятся и модели, активно использующие экономико-математические методы решения управленческих задач.

     Одноцелевые и многоцелевые модели. Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей. Однако решение должно приниматься одно, и наиболее непочтительный вариант решения должен быть обязательно определен. Одноцелевыми называются модели, имеющие четко определенную цель, к достижению которой стремится организация, либо несколько целей, агрегированных в виде одного комплекса цели. В последнем случае степень достижения цели определяется с помощью специально разрабатываемого комплексного критерия.

     Многоцелевыми называются модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, несводимых к одной комплексной. Существуют методы, позволяющие сопоставлять альтернативные варианты по нескольким критериям и осуществлять их оптимизацию. В некоторых случаях часть целей (критериев) удается записать в виде ограничений соответствующей экономико-математической модели.

     Однопериодные и многопериодные модели. Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан. Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения.

     Многопериодные  модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения. Однопериодные модели могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации принятия решения.

     Детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения.

     Стохастические  модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации.

     Следует отметить, что детерминированные  модели, с одной стороны, являются более упрошенными, поскольку не позволяют достаточно полно учитывать элемент неопределенности. С другой стороны, они позволяют учесть многие дополнительные факторы, зачастую недоступные стохастическим моделям. Здесь также нередко оказывается справедливой известная закономерность: учитывая одни факторы при моделировании, мы нередко забываем о других. И это естественно. Никакая модель не может учесть абсолютно все факторы. Но профессионально разработанная модель отличается тем, что позволяет учесть наиболее существенные из них.

     Моделирование процесса принятия решений позволяет сделать существенный шаг в сторону количественных оценок и количественного анализа результатов принимаемых решений.

     Это ни в коем случае не означает, что  принижается роль качественного (неколичественного) анализа результатов принимаемых решений.

     Однако создание и использование моделей процесса принятия решений позволяет даже качественно оцениваемые управленческие ситуации оценивать количественно, с помощью специально вводимых вербально-числовых шкал.

        Использование моделирования  процесса принятия управленческих решений позволяет поднять его на качественно новый уровень, разработать и внедрить в практику принятия управленческих решений современные технологии.

     Профессиональное  использование моделей процесса принятия решений позволяет менеджеру, с одной стороны, контролировать интуитивные соображения при принятии решений, в частности обеспечивать большую степень непротиворечивости, согласованности и надежности принимаемых управленческих решений. С другой – более полно реализовать интуицию, опыт и знания.

     Однако надо понимать, что модель позволяет найти рациональное решение лишь для того упрошенного варианта ситуации принятия решения, которое используется в модели.

     Ни  в коем случае нельзя акт принятия решения перекладывать только на заложенные в компьютер модели ситуации и полученные с их помощью альтернативные варианты управленческих решений. Они носят лишь рекомендательный характер и способствуют разработке эффективного управленческого решения. В то же время, отказ от их использования в сложных ситуациях, как показывает опыт, снижает эффективность принимаемых управленческих решений.

     Решение, найденное с помощью моделирования  ситуации причин решения, нужно обязательно проанализировать и осуществлять контроль. Проблема контроля управленческих решений весьма актуальна, особенно для крупных предприятий. Можно принять немало разумных и полезных решений, но без рационально организованной системы контроля исполнения они останутся в «недрах делопроизводства» и не дадут ожидаемого эффекта.

4.Классификация методов разработки и принятия управленческих решений.

     В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений.

     Для удобства изучения и использования этих методов, их совокупность разделена на группы по этапам процесса разработки и принятия управленческих решений. Безусловно, некоторые методы универсальны и могут использоваться на нескольких или даже всех этапах процесса разработки и принятия решений. Поэтому методы включены в ту или иную группу по признаку их наиболее частого использования в рамках выполнения конкретного этапа процесса разработки и принятия решения.

     Далее представлен анализ особенностей, условий  и ограничений применения существующих методов.

     Отметим, что большинство методов имеет  универсальный характер, однако их группировка  направлена на систематизацию совокупности методов, а также для удобства их практического применения. 
 

     4.1. Методы, применяемые  на этапе диагностики  проблемы и формулирования ограничений и критериев. 

       Методы ситуационного анализа

     Кейс-метод. Пошаговый разбор ситуаций. Применяется для анализа управленческих ситуаций. Отличается простотой и эффективностью.

     «Мозговая атака». Анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.

     Двухтуровое анкетирование. Установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Применяется не только для установления влияющих факторов, но и для решения других задач ситуационного анализа. Относится к числу универсальных методов ситуационного анализа.

     Факторный анализ. Получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов вследствие наметившихся тенденций либо управленческих воздействий, целесообразность которых устанавливается в процессе использования технологий ситуационного анализа. Аналитическая зависимость получается на основании статистических данных.

     Многомерное шкалирование. На основании математической обработки информации устанавливаются факторы, влияющие на развитие ситуации. Применяется для сокращения числа факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ситуации, а также для содержательной интерпретации получаемого набора факторов. Способствует понижению размерности задачи принятия решения.

       Методы моделирования

     Модели  теории игр. Оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов. Применяется для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Используется не так часто в силу сложности и динамичности внешней среды.

     Модели  теории массового  обслуживания. Определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества. Наиболее разработаны и удобны для использования методы, в которых входящий поток является пуассоновским.

     Модели  управления запасами. Определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах. Применяется для сведения к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, что выражается в определенных издержках. Существует несколько систем регулирования запасов.

     Имитационное  моделирование. Создание модели и ее экспериментальное применение для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуациях, связанных с чрезмерно большим числом переменных, трудностью математического анализа определенных зависимостей между переменными или высоким уровнем неопределенности. Все модели подразумевают применение имитации в широком смысле.

     Экономический анализ. Оценка финансово-экономического состояния предприятия. Используется в условиях доступности и достоверности бухгалтерской отчетности. Типичная экономическая модель основана на определении точки безубыточности.

     Оптимальное линейное программирование. Нахождение максимума или минимума целевой функции при заданных ограничениях. Необходимое условие использования оптимального подхода к планированию и управлению (принципа оптимальности) — гибкость, альтернативность производственно-хозяйственных ситуаций, в условиях которых приходится принимать планово-управленческие решения. Традиционные критерии оптимальности: «максимум прибыли», «минимум затрат», «максимум рентабельности» и др.

     IDEF-моделирование. Анализ и разработка систем. Применяется для моделирования и анализа деятельности предприятий, так как предоставляет богатый набор возможностей для реинжиниринга бизнес-процессов. Метод основывается на технологии структурированного анализа и разработки (SADT). 
 

     4.2. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив. 

     Метод «мозговой атаки». Выявление и сопоставление индивидуальных суждений. Применяется в условиях наличия группы квалифицированных экспертов. Этот метод предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора наилучшего из них.

Информация о работе Модели и методы принятия управленческих решений на предприятии