Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:37, курсовая работа
целью написания дипломной работы является исследование трудовой мотивации работников предприятий отделения железной дороги с тем, чтобы выяснить, что же в конечном счёте побуждает их к труду и является определяющим в выборе сферы приложения своего труда, а также разработка рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и механизм мотивации труда;
- рассмотреть теоретические модели трудовой мотивации зарубежных и российских авторов и возможность их применения на предприятиях;
- проанализировать систему оплаты труда Алтайского отделения железной дороги с точки зрения её мотивирующей роли;
- исследовать мотивацию труда работников железной дороги
- выработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования и трудовой мотивации работников отделения дороги.
Введение
1. Теоретические основы исследования трудовой мотивации.
1.1 Сущность трудовой мотивации.
1.2 Модели мотивации, используемые в зарубежных странах.
2. Анализ мотивации и стимулирования труда на Алтайском отделении Западно-Сибирской железной дороги.
2.1 Краткая характеристика Алтайского отделения железной дороги.
2.2 Исследование и анализ мотивации трудовой деятельности на предприятиях Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги.
3. Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования и повышению трудовой мотивации сотрудников Алтайского отделения железной дороги.
Заключение
Список литературы:
Модель ожидания, как свидетельствует практика, носит в основном теоретический характер. Модель не имеет чётких оценочных критериев, и поэтому её практическое применение не всегда правильно и однозначно воспринимается работниками предприятия. Так, например, мотивационная модель Врума включает три составляющие:
1) Ожидание (затраты труда – результат): предполагаемая связь между действиями и результатами. Ожидание варьирует от 0 до 1. Если у человека отсутствует уверенность в возможности завершить данную работу вовремя, то ожидание близко к нулю, если такая уверенность присутствует, -1;
2) Валентность (результат – вознаграждение): уровень предпочтения человека в отношении данного результата. Каждый результат имеет некий вероятностный уровень желательности. За любой достигнутый результат человек хочет получить определённое вознаграждение;
3) Инструментальность (исполнение – результат): взаимосвязь между двумя следствиями (получением положительного результата работы и получением обещанного вознаграждения).
Если значение любого из этих трёх, критически важных для определения мотивации факторов, мало, то мотивация труда будет низкой. Для эффективной мотивации работника менеджер должен установить твёрдое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. [7; с.80]
Таким образом, модель ожидания базируется на гипотезе, что работник формирует свои усилия и потенциальные возможности на достижение поставленной цели при условии, что его намерения будут удовлетворены как материально, так и морально.
Другое обоснование того, чем руководствуются люди, распределяя свои усилия для достижения целей, даёт теория справедливости Д.Адамса. Суть этой модели состоит в том, что работник любого предприятия, получая вознаграждение за свой труд, сравнивает его с вознаграждением своих коллег по совместной работе, то есть субъективно соотносит полученное им вознаграждение с затраченными усилиями и вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если вознаграждение неодинаковое, то у него, естественно, появляется чувство неудовлетворённости, следовательно, он снижает интенсивность своего труда, так как считает, что по отношению к нему руководитель поступил несправедливо, а отсюда следует, что работник добивается справедливости или продолжает работать менее интенсивно. Работники же, которым вознаграждение выплачено значительно в больших размерах, чем они затратили трудовых усилий, как бы авансом на будущее, согласно данной теории, будут в обязательном порядке поддерживать интенсивность труда и даже стремиться к её повышению. [7; с. 81]
Таким образом, в организации необходимо установить такой порядок, при котором работники могут и должны считать, что они получают справедливое вознаграждение (учитывая, что люди сравнивают своё положение с положением других не только внутри организации, но и вне её).
Разработки Л. Портера и Э. Лоулера основываются на комплексном подходе к мотивации, объединяющем элементы теории ожидания и теории справедливости. В соответствии с их видением достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания своей роли в процессе труда. Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера: результативный труд ведёт к удовлетворению. [7; с. 81]
Э.Лок
выдвинул теорию постановки целей, которую
затем развили Т.Район и К.
В.Скиннер считает, что поведение людей обусловлено результатами их действия в подобной ситуации в прошлом: служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, стараются выполнить те задания, которые ведут к желаемому результату, и избегать заданий, ведущих к нежелаемому. Если результат положительный, то работник склонен к повторению своего поведения в подобной ситуации в будущем, и наоборот.
Концепция Д.МакГрегора, ориентирующаяся на активизацию человеческого фактора, базируется на двух теориях, условно названных Х и Y.
Теория Х – люди в силу своих природных особенностей уклоняются от работы и к работе их надо принуждать.
Теория Y – внешний контроль и угроза наказания не являются средствами ориентации людей на достижение целей предприятия. Человек сам себя способен контролировать, если стремится к целям, в которых он заинтересован.
Теория Х отражает авторитарный, теория Y – демократический стиль управления.
Д.Оучи, развивая подход МакГрегора, дополнил его теорией Z, суть которой в признании того, что рабочие в большинстве своём трудолюбивы, ответственны и их нужно лишь поддерживать и поощрять.
Вероятно, разработка и реализация эффективных мотивационных моделей будет способствовать внедрению новых принципов управления кадровым потенциалом, которые успешно применяются в ряде зарубежных стран (США, Японии, Германии). К числу данных принципов относятся следующие:
Обобщая изложенное выше, можно выделить типологию индивидов, в соответствии с их мотивами трудовой деятельности.
Тип
мотивации – это
1. Работники, ориентированные в основном на содержательный и общественно значимый труд.
2. Работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и другие нетрудовые ценности.
3.
Работники, в сознании которых
значимость различных
Большинство работников (не менее 80 %) относится ко второму типу мотивации: мотивационное ядро основано на высокой (в их понимании) заработной плате.
Успешность любой системы управления напрямую связана с эффективностью применяемой модели мотивации, побуждающей конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и общих целей.
Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги является филиалом федерального государственного унитарного предприятия Западно-Сибирская железная дорога Министерства путей сообщения РФ.
Данное отделение осуществляет свою деятельность в сфере транспортных услуг, промышленного и строительного производства, услуг бытового и коммунального хозяйства, лечебно-оздоровительных, коммерческой и других сферах деятельности, не запрещенных законодательством РФ.
Основными задачами отделения являются:
1.
Административно-хозяйственное
2. Соблюдение установленных сроков доставки и сохранности грузов.
3.
Обеспечение устойчивой и
4.
Проведение в увязке с
5.
Создание многопрофильной
Функциями Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги являются:
1.
Организация ремонта, текущее
содержание и техническое
2.
Организация ремонта,
3.
Обеспечение безопасности
4.
Оперативное руководство
5.
Планирование, организация и контроль
за деятельностью входящих в
его состав структурных единиц,
исходя из установленных
6.
Доведение до входящих в его
состав структурных единиц
7.Финансирование
подведомственных структурных
8.
Контроль и ревизия
9. Организация в установленном порядке бухгалтерского, статистического учета и отчетности, проведение мероприятий по их автоматизации, контроль за правильностью ведения учета и отчетности и их достоверности, составление сводного баланса отделения.
10.
Обеспечение потребности
11.
Разработка перспективных
12.
Разработка и утверждение
13.
Совершенствование
14.
Руководство работой по