Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:37, курсовая работа
целью написания дипломной работы является исследование трудовой мотивации работников предприятий отделения железной дороги с тем, чтобы выяснить, что же в конечном счёте побуждает их к труду и является определяющим в выборе сферы приложения своего труда, а также разработка рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и механизм мотивации труда;
- рассмотреть теоретические модели трудовой мотивации зарубежных и российских авторов и возможность их применения на предприятиях;
- проанализировать систему оплаты труда Алтайского отделения железной дороги с точки зрения её мотивирующей роли;
- исследовать мотивацию труда работников железной дороги
- выработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования и трудовой мотивации работников отделения дороги.
Введение
1. Теоретические основы исследования трудовой мотивации.
1.1 Сущность трудовой мотивации.
1.2 Модели мотивации, используемые в зарубежных странах.
2. Анализ мотивации и стимулирования труда на Алтайском отделении Западно-Сибирской железной дороги.
2.1 Краткая характеристика Алтайского отделения железной дороги.
2.2 Исследование и анализ мотивации трудовой деятельности на предприятиях Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги.
3. Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования и повышению трудовой мотивации сотрудников Алтайского отделения железной дороги.
Заключение
Список литературы:
15.
Осуществление кадровой
16.
Проведение мер по укреплению
государственной и трудовой
17.
Организация работы по
И др.
Итак, в настоящее время проблема трудовой мотивации работников является достаточно актуальной и требует дальнейшего изучения в рамках отдельных предприятий.
На
Алтайском отделении Западно-
Конкретным поводом для проведения исследования послужило заметное снижение трудовой активности работников, которое проявилось не только в отсутствии трудовой инициативы, но и в увеличении текучести кадров. Одной из причин этого могло служить происходящее в настоящее время реформирование отрасли, которое повлекло за собой изменения в оплате труда и кадровые перестановки, что отрицательно сказалось на стабильности положения работников.
Объектом исследования являются работники следующих подразделений отделения: вагонное депо Алтайская; дистанция пути Алтайская и Барнаул, дистанция электроснабжения; региональный центр фирменного транспортного обслуживания; дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения; дистанция сигнализации, связи и вычислительной техники в Алтайской; дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций.
Предметом исследования являются потребности и стимулы профессиональной деятельности работников указанных подразделений, а также фактическое состояние отдельных аспектов их трудовой деятельности.
Цель исследования – сбор и анализ первичной социологической информации для разработки рекомендаций по совершенствованию системы мотивации работников предприятий Алтайского отделения железной дороги и поиска наиболее рациональных методов стимулирования этих работников.
В качестве конкретных задач исследования можно выделить следующие:
В рамках вышеперечисленных структурных подразделений выборка является сплошной, т.е. опрашиваются все работники данных предприятий, что связано с необходимостью получения всесторонней информации от работников всех категорий.
В качестве инструментария исследования выступает анкета, состоящая из трёх блоков вопросов:
1) Так называемая «паспортичка», содержащая вопросы о возрасте, поле, категории опрашиваемых, а также об их стаже работы на железнодорожном транспорте и в данной профессии (должности).
2)
Вопросы о значимости
3)
Вопросы о значимости
Всего опрошено 205 человек. Осуществлено распределение респондентов в зависимости от стажа работы на железнодорожном транспорте и стажа работы в замещаемой на момент опроса должности (профессии), возраста, категории (рабочий, служащий, специалист, руководитель) и пола (см. Приложение 1).
Распределение респондентов в зависимости от пола и стажа работы на железнодорожном транспорте следующее: в числе опрошенных 91 мужчина и 114 женщин. Из них со стажем работы на железнодорожном транспорте: до года – 5 человек, от года до трёх лет и от трёх до 5 лет, соответственно, по 22 человека, от пяти до 10 лет – 51 человек, от 10 до 20 лет – 68 человек, от 20 до 30 лет – 27 человек, стаж свыше 30 лет имеют 10 человек. Наибольший удельный вес в выборке имеет группа работников со стажем от 10 до 20 лет – 33% от общего числа опрошенных, наименьший – со стажем работы до 1 года (2 %). При этом из 205 опрошенных 100 человек имеют стаж работы от года до 10 лет, со стажем от 10 до 30 лет и более трудится 105 человек. В том числе среди мужчин 52 человека имеют стаж от года до 10 лет, 39 человек работают на железной дороге от 10 до 30 и более лет. Результаты опроса женщин иные: стаж от года до 10 лет насчитывается у 48 человек, стаж работы от 10 до 30 и более лет имеет 66 человек. То есть по сравнению с мужчинами, у которых преобладает число работников с небольшим стажем – от года до 10 лет (удельный вес в группе 57%), среди женщин преобладает число работниц со стажем от 10 до 30 и более лет (удельный вес в группе 58%).
Опрашиваемых просили распределить различные виды стимулов в зависимости от их значимости по пяти-балльной шкале. Полученные ответы были сгруппированы в зависимости от конкретного стимула, а также пола, возраста и категории (руководитель, специалист, служащий или рабочий) респондентов. В качестве стимулов в опрос были включены следующие:
Нетрудно
заметить, что перечисленные выше
стимулы можно условно
Проанализируем ответы респондентов на вопросы о значимости различных видов стимулов для них, для их руководителей, для их коллег, а также их оценку данных стимулов на месте своих руководителей.
Ответы на вопрос о значимости денежного заработка (см. таб. 1) показали, что большинство опрошенных (36,1%) указали достаточно большую значимость данного стимула для них, для 25,37% значимость стимула является очень большой, для 21,95% - средней и по 8,29% респондентов указали на достаточно небольшую и очень небольшую значимость денежного заработка. При этом и предположения респондентов о значимости данного стимула с точки зрения их коллег практически совпадают с их собственными оценками. Оценки стимула на месте своего руководителя несколько отличаются от собственных оценок работников, так как большинство голосов (34,63% и 29,76%) отдано за среднюю и достаточно большую значимость данного стимула.
Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос о значимости для них денежного заработка
Варианты оценки |
Сила стимула по 5-бальной шкале | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
я, на месте моего руководителя | 16 | 22 | 61 | 71 | 35 | |
В % к опрошенным | 7,80 | 10,73 | 29,76 | 34,63 | 17,07 | |
мой руководитель | 14 | 21 | 64 | 59 | 47 | |
В % к опрошенным | 6,83 | 10,24 | 31,22 | 28,78 | 22,93 | |
я сам | 17 | 17 | 45 | 74 | 52 | |
В % к опрошенным | 8,29 | 8,29 | 21,95 | 36,10 | 25,37 | |
мои товарищи | 18 | 13 | 44 | 75 | 55 | |
В % к опрошенным | 8,78 | 6,34 | 21,46 | 36,59 | 26,83 |
Также и фактически, по мнению 60% респондентов, значимость денежного заработка для их руководителей является средней и достаточно сильной, однако за среднюю значимость отдано несколько большее число голосов, чем за достаточно сильную. Таким образом, в целом значимость денежного заработка для работников несколько выше, чем для их руководителей.
Стимул «денежный заработок» относится к числу материальных, также косвенно к этой группе стимулов можно отнести и стремление к продвижению по работе, так как повышению в должности практически всегда сопутствует и повышение заработка. Кроме того, здесь находят своё выражение и социальные потребности работников в самореализации и подтверждении своей значимости для организации, а также потребность во власти.
Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос о значимости стремления к продвижению по работе
Варианты оценки |
Сила стимула по 5-бальной шкале | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
я, на месте моего руководителя | 22 | 27 | 80 | 52 | 24 | |
В % к опрошенным | 10,73 | 13,17 | 39,02 | 25,37 | 11,71 | |
мой руководитель | 12 | 38 | 58 | 46 | 51 | |
В % к опрошенным | 5,85 | 18,54 | 28,29 | 22,44 | 24,88 | |
я сам | 32 | 34 | 84 | 44 | 11 | |
В % к опрошенным | 15,61 | 16,59 | 40,98 | 21,46 | 5,37 | |
мои товарищи | 26 | 40 | 85 | 41 | 13 | |
В % к опрошенным | 12,68 | 19,51 | 41,46 | 20,00 | 6,34 |