Мотивация и стимулирование труда работников на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на предприятии.

В задачи работы входит:

1.Определить понятие мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.

2.Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.

3.Изучить методологию и практику построения систем стимулирования персонала на отечественных предприятиях.

4.Проанализировать систему стимулирования и мотивации труда на предприятии. Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников на предприятии 4

1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования 4

1.2 Основные теории мотивации работников на предприятии 7

1.3 Система мотивирования работников 15

Глава 2. Мотивация и стимулирование труда как элементы процесса управления работниками 18

2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами предприятия 18

2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей 20

Рисунок 4. - Стадии потери интереса работника к труду 21

Рисунок 5. - Модель мотивационных характеристик работы 23

2.3. Стимулирование труда как метод экономической мотивации 27

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования работников 30

3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала 31

3.2 Новые подходы к управлению мотивацией персонала в организации 32

3.3 Совершенствование социально-психологических методов мотивации 34

Заключение 38

Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 89.97 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические  аспекты  мотивации  и стимулирования работников на предприятии 4

1.1 Понятие и сущность  мотивации и стимулирования 4

1.2  Основные теории  мотивации работников  на предприятии 7

1.3  Система мотивирования  работников 15

Глава 2. Мотивация и  стимулирование труда  как элементы процесса управления работниками 18

2.1 Стратегия управления  человеческими ресурсами  предприятия 18

2.2. Способы мотивации,  факторы и принципы  их воздействия  на поведение людей 20

Рисунок 4. - Стадии потери интереса работника к труду 21

Рисунок 5. - Модель мотивационных  характеристик работы 23

2.3. Стимулирование труда  как метод экономической  мотивации 27

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию  мотивации и стимулирования работников 30

3.1 Предлагаемые мероприятия  по совершенствованию  системы мотивации  персонала 31

3.2 Новые подходы  к управлению мотивацией  персонала в организации 32

3.3 Совершенствование  социально-психологических  методов мотивации 34

Заключение 38

Список  использованных источников 39 

 

Введение

 

     Понятие мотивации тесно связано с  проблемой управления персоналом. Новые  экономические отношения, порожденные  переходным периодом, выдвигают и  новые требования к персоналу. Это  не только подбор, обучение и расстановка  кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов  мотивации.

     В настоящее время, при переходе к  рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание  иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную  работу с небольшим, но гарантированным  заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.

     Таким образом, и потребности, и мотивация  большинства работников нуждаются  в дальнейшем изучении и систематизации.

     Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

     Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на предприятии.

     В задачи работы входит:

     1.Определить  понятие мотива, потребности и  стимула, осуществить анализ наиболее  известных теорий мотивации.

     2.Осуществить  обзор основных научных подходов  к мотивации и стимулированию  трудовой деятельности.

     3.Изучить  методологию и практику построения  систем стимулирования персонала  на отечественных предприятиях.

     4.Проанализировать  систему стимулирования и мотивации труда на предприятии. Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.

     Объект исследования – мотивация и стимулирование работников на предприятии.

     Предмет исследования – изучение и анализ теоретических и практических подходов к организации систем стимулирования и мотивации персонала на современных предприятиях.

     Методы  исследования – описательные, системный анализ, обобщение.

     Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных зарубежных и  отечественных ученых, занимающихся проблемами мотивации деятельности, в том числе мотивации и  стимулирования трудовой деятельности, в частности, таких авторов, как Ван Хорн Д.К., А.Маслоу, Х. Хекхаузен,  Аширов Д.А., Сурков С.А., Егоршин А.П.

     Структура курсовой работы:

В первой главе данной работы производится описание теоретической базы мотивации и стимулирования работников на предприятии, система мотивирования работников.

     Во  второй главе, на основе собранной информации, проведен анализ стратегии управления человеческими ресурсами предприятия и способы мотивации.

     В заключительной главе, исходя из проведенного анализа, будет представлен план мероприятий по усовершенствованию системы мотивирования работников предприятия. 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты  мотивации  и стимулирования работников на предприятии

1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования

 

     В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно  или же не осознанно совершать  некоторые поступки.

     Мотивация - это совокупность внутренних и  внешних движущих сил, которые побуждают  человека к деятельности, задают границы  и формы деятельности и придают  этой деятельности направленность, ориентированную  на достижение определенных целей. Влияние  мотивации на поведение  человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может  меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. [11]

     Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть  три аспекта этого явления:

    1. что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия.
    2. каково соотношение внутренних и внешних сил;
    3. как мотивация соотносится с результатами деятельности человека. [3]

     Потребности – это то, что возникает и  находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Потребности  могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Большинство  потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

     Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится  “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних  и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним  мотивов. Мотив не только побуждает  человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет  осуществлено это действие. Поведение  человека обычно определяется не одним  мотивом, а их совокупностью, в которой  мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени  их воздействия на поведение человека, поэтому мотивационная структура  человека может рассматриваться  как основа осуществления им определенных действий. [2]

     Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения  в нем определенных мотивов. Мотивирование  составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит  от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

     В зависимости оттого, что преследует мотивирование, какие задачи оно  решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит  в том, что путем внешних воздействий  на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают  человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего  субъекта результату. [1]

     Второй  тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить  желательные для субъекта мотивирования  мотивы действия человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования.

     Первый  и второй типы мотивирования не следует  противопоставлять, так как в  современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся  сочетать оба эти типа мотивирования. [4]

     Стимулирование  принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в  том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может  осуществляется мотивирование. При  этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем  реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. [6]

     Важную  роль в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения  человека. Различают четыре основные формы стимулов.

     1. Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.

     2. Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.

     3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.

     4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества. [5]

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что мотивация – более  широкое понятие, нежели стимулирование (несмотря на их большое сходство), а  стимулирование в большей части  является одним из факторов мотивации  труда, который активно используется руководящими работниками в практике управления персоналом.

1.2 Основные теории мотивации работников на предприятии

 

     Мотивировать  работников – значит удовлетворить  их потребности, будь то материальные или же элементарная поддержка со стороны руководства. Появление  различных теорий мотивации объясняется  тем, что появилась необходимость  изучить, а также систематизировать  основные потребности индивида. Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда работников на предприятии