Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа
Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на предприятии.
В задачи работы входит:
1.Определить понятие мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
2.Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.
3.Изучить методологию и практику построения систем стимулирования персонала на отечественных предприятиях.
4.Проанализировать систему стимулирования и мотивации труда на предприятии. Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников на предприятии 4
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования 4
1.2 Основные теории мотивации работников на предприятии 7
1.3 Система мотивирования работников 15
Глава 2. Мотивация и стимулирование труда как элементы процесса управления работниками 18
2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами предприятия 18
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей 20
Рисунок 4. - Стадии потери интереса работника к труду 21
Рисунок 5. - Модель мотивационных характеристик работы 23
2.3. Стимулирование труда как метод экономической мотивации 27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования работников 30
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала 31
3.2 Новые подходы к управлению мотивацией персонала в организации 32
3.3 Совершенствование социально-психологических методов мотивации 34
Заключение 38
Список использованных источников 39
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников на предприятии 4
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования 4
1.2 Основные теории мотивации работников на предприятии 7
1.3 Система мотивирования работников 15
Глава 2. Мотивация и стимулирование труда как элементы процесса управления работниками 18
2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами предприятия 18
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей 20
Рисунок 4. - Стадии потери интереса работника к труду 21
Рисунок 5. - Модель мотивационных характеристик работы 23
2.3. Стимулирование труда как метод экономической мотивации 27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования работников 30
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала 31
3.2 Новые подходы к управлению мотивацией персонала в организации 32
3.3 Совершенствование социально-психологических методов мотивации 34
Заключение 38
Список
использованных источников 39
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В
настоящее время, при переходе к
рыночным отношениям, основным мотивирующим
фактором работников является желание
иметь гарантированную
Таким образом, и потребности, и мотивация большинства работников нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на предприятии.
В задачи работы входит:
1.Определить
понятие мотива, потребности и
стимула, осуществить анализ
2.Осуществить
обзор основных научных
3.Изучить
методологию и практику
4.Проанализировать систему стимулирования и мотивации труда на предприятии. Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.
Объект исследования – мотивация и стимулирование работников на предприятии.
Предмет исследования – изучение и анализ теоретических и практических подходов к организации систем стимулирования и мотивации персонала на современных предприятиях.
Методы исследования – описательные, системный анализ, обобщение.
Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами мотивации деятельности, в том числе мотивации и стимулирования трудовой деятельности, в частности, таких авторов, как Ван Хорн Д.К., А.Маслоу, Х. Хекхаузен, Аширов Д.А., Сурков С.А., Егоршин А.П.
Структура курсовой работы:
В первой главе данной работы производится описание теоретической базы мотивации и стимулирования работников на предприятии, система мотивирования работников.
Во второй главе, на основе собранной информации, проведен анализ стратегии управления человеческими ресурсами предприятия и способы мотивации.
В
заключительной главе, исходя из проведенного
анализа, будет представлен план
мероприятий по усовершенствованию
системы мотивирования работников предприятия.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. [11]
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо рассмотреть три аспекта этого явления:
Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Мотив
– это то, что вызывает определенные
действия человека. Мотив находится
“внутри” человека, имеет “персональный”
характер, зависит от множества внешних
и внутренних по отношению к человеку
факторов, а также от действия других,
возникающих параллельно с ним
мотивов. Мотив не только побуждает
человека к действию, но и определяет,
что надо сделать и как будет
осуществлено это действие. Поведение
человека обычно определяется не одним
мотивом, а их совокупностью, в которой
мотивы могут находиться в определенном
отношении друг к другу по степени
их воздействия на поведение человека,
поэтому мотивационная
Мотивирование
- это процесс воздействия на человека
с целью побуждения его к определенным
действиям путем пробуждения
в нем определенных мотивов. Мотивирование
составляет сердцевину и основу управления
человеком. Эффективность управления
в очень большой степени
В зависимости оттого, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. [1]
Второй
тип мотивирования своей
Первый
и второй типы мотивирования не следует
противопоставлять, так как в
современной практике управления прогрессивно
управляемые организации
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. [6]
Важную роль в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
1. Принуждение. В демократическом обществе на предприятиях используют административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, строгий выговор, перенос отпуска, увольнение с работы.
2. Материальное поощрение. Сюда относят стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии из дохода или прибыли, компенсации, путевки, кредиты на покупку автомобиля или мебели, ссуды на строительство жилья и др.
3. Моральное поощрение. Стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, публикации в прессе, правительственные награды и др.
4. Самоутверждение. Внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения (написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма и др.). Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества. [5]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация – более широкое понятие, нежели стимулирование (несмотря на их большое сходство), а стимулирование в большей части является одним из факторов мотивации труда, который активно используется руководящими работниками в практике управления персоналом.
Мотивировать работников – значит удовлетворить их потребности, будь то материальные или же элементарная поддержка со стороны руководства. Появление различных теорий мотивации объясняется тем, что появилась необходимость изучить, а также систематизировать основные потребности индивида. Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.
Информация о работе Мотивация и стимулирование труда работников на предприятии