Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа
Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на предприятии.
В задачи работы входит:
1.Определить понятие мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
2.Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.
3.Изучить методологию и практику построения систем стимулирования персонала на отечественных предприятиях.
4.Проанализировать систему стимулирования и мотивации труда на предприятии. Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников на предприятии 4
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования 4
1.2 Основные теории мотивации работников на предприятии 7
1.3 Система мотивирования работников 15
Глава 2. Мотивация и стимулирование труда как элементы процесса управления работниками 18
2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами предприятия 18
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей 20
Рисунок 4. - Стадии потери интереса работника к труду 21
Рисунок 5. - Модель мотивационных характеристик работы 23
2.3. Стимулирование труда как метод экономической мотивации 27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования работников 30
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала 31
3.2 Новые подходы к управлению мотивацией персонала в организации 32
3.3 Совершенствование социально-психологических методов мотивации 34
Заключение 38
Список использованных источников 39
.
Нематериальное стимулирование труда включает в себя:
- моральное стимулирование;
-
стимулирование свободным
-
организационное
Моральное
стимулирование (общественное признание)-
стимулирование труда, регулирующего
поведение работника на основе использования
предметов и явлений, специально
предназначенных для выражения
общественного признания
Таким
образом, в каждой компании существует
необходимость в универсальной
эффективной системе
Резервом
управления трудовой эффективности
является увеличение заинтересованности
персонала в повышении
Для
увеличения заинтересованности персонала
в результативности функционирования
предприятия необходимо развивать
следующие стороны
1.
Развитие культуры предприятия
как системы значимых для
2.
Система участия работников в
распределении общего
3.
Обслуживание персонала (формы
социальных льгот, услуг и
4.
Привлечение персонала к
5.
Организация рабочего места (
6.
Информирование работников (доведение
до работников необходимых
7.
Оценка персонала (система
Анализ
возможных форм организации системы
оплаты труда на предприятии по предложенной
технологии, исходя из цели изменения
текущей экономической ситуации
позволяет предположить, что существующую
систему управления персоналом важно
совершенствовать в части участия
работников в прибыли организации
и внедрения принципа управления
по целям, на основании достижения которых
будет оцениваться
Можно сделать вывод, что эффективное стимулирование заинтересованности персонала в повышении результативности функционирования предприятия возможно при эффективной корректировке системы мотивации и форм материального стимулирования труда персонала.
Различные типы стимулирующей оплаты труда используются как способ мотивации высокопроизводительной деятельности работников. Некоторые методы такой оплаты перечислены в таблице 3.
Данные программы могут возыметь эффект, если применяются, во-первых, соответственно ситуации, и, во-вторых, дополняются мотивирующими идеями, обеспечивающими внутренние выгоды, т. Е. удовлетворяющими высокоуровневые потребности работников. В эффективных организациях стимулирующих схемы оплаты никогда не являются единственным источником мотивации персонала.[22]
Таблица 3 - Новые мотивационные программы оплаты труда
Название программы | Описание | |
Оплата в зависимости результатов труда | Каждый работник
вознаграждается |
|
Участие в прибылях | Предусматривает вознаграждение работников при достижении компанией поставленных целей. | |
Программа
участия в собственности |
Работники превращаются
в частичных собственников |
|
Единовременные бонусы | Вознаграждение труда работников в форме разовой денежной премии | |
Определяемая знаниями оплата труда | Зарплата работника
увязывается с требуемыми от него
навыками. У работника появляется
мотивация к повышению |
|
Гибкие рабочие графики | Гибкий график работы позволяет работникам самостоятельно планировать свой рабочий день. Если в компании практикуется совместительство, то одну должность могут занимать два и более совместителей. Дистанционная работа позволяет трудиться на дому или в отдаленных от офиса местах | |
Оплата по результатам деятельности команды | Работники получают вознаграждение за поведение и действия, выгодные всей команде, такие как кооперация, умение слушать других и делегировать полномочия | |
Кроме того, многие организации представляют самим работникам возможность решать, какими должны быть системы оплаты труда и стимулирования. Это вызывает у людей ощущение причастности к управлению, а потому увеличивает мотивацию.[21]
Делегирование полномочий как средство удовлетворения потребностей высших уровней может служить мощнейшим фактором мотивации.
Во многих компаниях единственное вознаграждение, которое получают сотрудники, - это заработная плата. Поэтому не стоит забывать, в чем еще нуждаются люди. Им необходимо, чтобы в них верили, обменивались с ними опытом, снабжали новой информацией, а результат их работы поощряли.
Таким образом, важнейшую роль в системе управления организационным поведением играют мотивация и стимулирование работника. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет решать задачи повышения результативности труда каждого сотрудника и эффективности всего предприятия; обеспечения систематического роста квалификации кадров; стабилизации коллектива.
В качестве социально-психологических методов мотивации персонала можно выделить:
1) совершенствование
психологического климата в
2) управление конфликтами.
Вклад
в создание благоприятного климата
- это оптимизация работы внутри
компании. Каждый сотрудник должен
знать, что, в какие сроки и
для чего он делает. Необходим процесс
постоянной оптимизации структуры,
оптимизации функциональных обязанностей
под влиянием рыночной ситуации. Ситуация
безответственности и непонимания
сферы своей деятельности, ее границ
провоцирует внутреннюю напряженность
в компании. Правильно прописанные,
четкие должностные обязанности, Положения
о дирекциях и подразделениях,
электронный документооборот
Устойчивый психологический климат в коллективе характеризуется стабильностью и удовольствием, с которым люди ходят на работу.
Комфортный психологический климат - это обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи.
Благоприятный психологический климат не создается в один день, он требует огромных усилий. Нарушить его может любая мелочь, поэтому его надо постоянно поддерживать.
Для
организации нормального
Если же компромисс не найден, и стороны остались на прежних позициях, конфликт перерастает в деструктивную, дисфункциональную форму. Ее следует предупреждать или, если этого не удалось сделать, разрешать и пресекать.
Очень
важное условие успешности стратегии
стимулирования служит доверительность
в отношениях между работниками
и руководством: своевременное и
точное информирование о производственно-
Все конфликты вне зависимости от причин их возникновения и типов имеют общие стадии развития.
Предконфликтная стадия - возникновение противоречия интересов, потребностей тех, которые человек получает, и тех, которые он ожидал получить. Как следствие, возникает напряженность - эмоциональная возбудимость, ослабляется самоконтроль, реальность воспринимается в искаженном виде.
Конфликтная стадия - начинается с инцидента или повода для реакции конфликтующих сторон. Затем происходит осознание противника, и формулируются противоречия. Участники конфликта вступают в борьбу, продумывая ее конечную цель. Таким образом, они переходят к открытым действиям для достижения своих целей.[7]
Далее
возможны следующие варианты: обострение
борьбы, ослабление борьбы, поиск разрешения
конфликта. Выбрав третий путь - поиск
разрешения конфликта, стороны начинают
вести диалог, в переговорах участвует
третье лицо. На этом важная задача руководства
- изменить не только настрои участников
конфликта, но и объективные причины
его возникновения. Если администрация
ограничится только внешними решениями,
не затронув реальных причин, в дальнейшем
этот конфликт возобновится в более
острой форме. Если же руководству это
удалось, то конфликтующие стороны
становятся партнерами. Говоря об устранении
причин, порождающих конфликт, мы подошли
к понятию «управление
Информация о работе Мотивация и стимулирование труда работников на предприятии