Мотивация и стимулирование труда работников на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на предприятии.

В задачи работы входит:

1.Определить понятие мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.

2.Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.

3.Изучить методологию и практику построения систем стимулирования персонала на отечественных предприятиях.

4.Проанализировать систему стимулирования и мотивации труда на предприятии. Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.

Содержание

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников на предприятии 4

1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования 4

1.2 Основные теории мотивации работников на предприятии 7

1.3 Система мотивирования работников 15

Глава 2. Мотивация и стимулирование труда как элементы процесса управления работниками 18

2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами предприятия 18

2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей 20

Рисунок 4. - Стадии потери интереса работника к труду 21

Рисунок 5. - Модель мотивационных характеристик работы 23

2.3. Стимулирование труда как метод экономической мотивации 27

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования работников 30

3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала 31

3.2 Новые подходы к управлению мотивацией персонала в организации 32

3.3 Совершенствование социально-психологических методов мотивации 34

Заключение 38

Список использованных источников 39

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 89.97 Кб (Скачать документ)

     Первый  подход основывается на исследовании содержательной стороны  теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и  являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. [7]

     Первая  из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и  Абрахам Маслоу, считали, что предметом  психологии является поведение, а не сознание человека. [9]

Рисунок 1. - Иерархия потребностей Маслоу

В основе же поведения лежат потребности  человека, которые можно разделить  на пять групп:

  1. физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
  2. потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
  3. социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, поддержка;
  4. потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
  5. потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей. [2]

Первые  две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности  можно расположить в строгой  иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой  лежат первичные потребности, а  вершиной являются вторичные.

С развитием  экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид МакКлелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. [8]

Согласно  теории МакКлелланда люди, стремящиеся  к власти, должны удовлетворить эту  свою потребность и могут это  сделать при занятии определенных должностей в организации.

Управлять такими потребностями можно, подготавливая  работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью  их аттестации, направления на курсы  повышения квалификации и т.д. [1]

Теория  Герцберга появилась в связи  с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Фредерик  Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность  работой.

Таблица 1 – Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе

Гигиенические факторы Мотивация
Политика  фирмы и администрации Успех
Условия работы Продвижение по службе
Заработок Признание и  одобрение результата
Межличностные отношения Высокая степень  ответственности
Степень непосредственного контроля над  работой Возможность творческого  и делового роста
 

     Первая  группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а  также с окружающей средой, в которой  осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с  характером и сущностью самой  работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения  содержательной части работы.[8]

     Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим  потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

     Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации  рабочий обязательно начинает лучше  работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий  начнет лучше работать только после  того, как решит, что мотивация  неадекватна.[21]

     Таким образом, содержательные теории мотивации  базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

     Второй  подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится  о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения  для достижения конкретных целей. К  таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.[10]

     Согласно  теории ожиданий В. Врума не только потребность является необходимым  условием мотивации человека для  достижения цели, но и выбранный  тип поведения.

     Процессуальные  теории ожидания устанавливают, что  поведение сотрудников определяется поведением:

    1. руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
    2. сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
    3. сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
    4. сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности. [18]

     Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в  преобладании повышения качества труда  и уверенности в том, что это  будет отмечено руководителем, что  позволяет ему реально удовлетворить  свою потребность.

     Исходя  из теории ожиданий, можно сделать  вывод, что работник должен иметь  такие потребности, которые могут  быть в значительной степени удовлетворены  в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие  поощрения, которые могут удовлетворить  ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

       Согласно  теории справедливости эффективность  мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а  системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении. [12]

       Сотрудник оценивает свой размер поощрения  по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает  условия, в которых работают он и  другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой – на старом, у одного было одно качество заготовок, а у другого - другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая  соответствует его квалификации; отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы и.т.д. [5]

       Теория  мотивации Л. Портера и Э. Лоулера  построена на сочетании элементов  теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения  между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Рисунок  2. - Модель Портера-Лоулера

     Модель  работает следующим образом. Человек  соединяет ценность ожидаемого вознаграждения (1) со своим восприятием того, какие  усилия должны быть приложены, чтобы  добиться этого вознаграждения (2). В  результате комбинации этих факторов получаются реально приложенные  усилия (3). Они, в свою очередь, комбинируются  со способностями и навыками человека (4) и восприятием роли, которую  он должен сыграть (5) при выполнении данного ему задания (6). Эта работа связана с получением как внутреннего, так и внешнего вознаграждения. Внутреннее вознаграждение - это то, что заключено  в самом выполнении задания, например, чувство гордости или чувство  выполненного долга. Внешнее вознаграждение предполагается руководством и является прямым следствием выполнения служащими  поставленной перед ними задачи.

     После этого, если комбинация этих двух типов  вознаграждения (8) воспринимается человеком  адекватной затраченным им усилиям, она переходит в чувство удовлетворения (9). Пунктирная линия между результативностью  и внешним вознаграждением означает, что может существовать связь  между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему  вознаграждениями. Пунктирная линия  между результативностью и вознаграждением  как справедливое показывает, что  люди, в соответствии с теорией  справедливости, имеют собственную  оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. [14]

     Позже, используя приобретённый опыт, человек  оценивает ценность награды, которую  он ожидает получить в будущем  за свою хорошую работу.

     Элементы  теории справедливости проявляются  в том, что люди имеют собственное  суждение по поводу правильности или  неправильности вознаграждения по сравнению  с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться. [16]

     В теории справедливости Дж. Стэйси Адамса говорится, что люди субъективно  определяют отношение полученного  вознаграждения к затраченным усилиям  и затем соотносят его с  вознаграждением других людей, выполняющих  аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении  фокуса своего целенаправленного поведения  служащие учитывают две фундаментальные  оценки:

          1. «Что я даю организации?» этот вклад включает в себя усилия, опыт, образование, навыки и подготовку.
          2. «Какое вознаграждение я получу, особенно по сравнению с вознаграждением других служащих, выполняющих такую же работу?» вознаграждение в данном случае может иметь разнообразную форму: заработная плата, дополнительные льготы, премии, условия работы и показатели статуса.

     При проведении этих двух оценок, человек  в уме выводит определённое соотношение, характеризующее справедливость руководства  по отношению к нему. Человек чувствует, что к нему относятся справедливо, если отношения вознаграждений к  затратам равны между собой.  [17]

     Согласно  теории В.Ф.Скиннера, поведение людей  обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. То есть служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются  выполнять те задания, которые ведут  к желаемому результату.[19]

     Данная  теория базируется на простой модели, состоящей из четырёх шагов:

 

Рисунок 3. - Теория усиления Скиннера

     Среди отечественных ученых наибольших успехов  в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики  А. Н. Леонтьев и  Б. Ф. Ломов. Они исследовали  проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой  причине их работы не получили дальнейшего  развития. [2]

     Теория  Выгодского утверждает, что в психике  человека имеются два параллельных уровня развития – высший и низший, которые и определяют высокие  и низкие потребности человека и  развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого  невозможно.

     Исходя из перечисленных теорий, можно сделать следующий вывод, что наиболее универсальной в исследовании потребностей работников является пирамида А. Маслоу. Любой человек начинает работать, так как присутствуют физиологические потребности, затем, удовлетворив их, он нуждается в уверенности в завтрашнем дне, и так далее по пирамиде Маслоу. [9]

     Что касается процессуального подхода, то вывод можно сделать следующий: каждый работник имеет такие потребности, которые могут быть удовлетворены  в результате вознаграждений. Причем, согласно теории справедливости, работник оценивает свой размер поощрений  и вознаграждений с поощрениями  других сотрудников. Поэтому менеджерам не следует вознаграждать всех одинаково. Большие вознаграждения за продуктивную работу должны стимулировать остальных  и заставлять  их обнаруживать в  себе те потребности, которые могут  быть удовлетворены именно поощрениями.

Информация о работе Мотивация и стимулирование труда работников на предприятии