Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 18:47, курсовая работа
Цель исследования - предложить способы совершенствования мотивации и стимулирования работников на предприятии.
В задачи работы входит:
1.Определить понятие мотива, потребности и стимула, осуществить анализ наиболее известных теорий мотивации.
2.Осуществить обзор основных научных подходов к мотивации и стимулированию трудовой деятельности.
3.Изучить методологию и практику построения систем стимулирования персонала на отечественных предприятиях.
4.Проанализировать систему стимулирования и мотивации труда на предприятии. Сделать краткие выводы и предложения по результатам исследования.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации и стимулирования работников на предприятии 4
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования 4
1.2 Основные теории мотивации работников на предприятии 7
1.3 Система мотивирования работников 15
Глава 2. Мотивация и стимулирование труда как элементы процесса управления работниками 18
2.1 Стратегия управления человеческими ресурсами предприятия 18
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей 20
Рисунок 4. - Стадии потери интереса работника к труду 21
Рисунок 5. - Модель мотивационных характеристик работы 23
2.3. Стимулирование труда как метод экономической мотивации 27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию мотивации и стимулирования работников 30
3.1 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала 31
3.2 Новые подходы к управлению мотивацией персонала в организации 32
3.3 Совершенствование социально-психологических методов мотивации 34
Заключение 38
Список использованных источников 39
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. [7]
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. [9]
Рисунок 1. - Иерархия потребностей Маслоу
В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
Первые
две группы потребностей первичные,
а следующие три вторичные. Согласно
теории Маслоу, все эти потребности
можно расположить в строгой
иерархической
С развитием
экономических отношений и
Согласно
теории МакКлелланда люди, стремящиеся
к власти, должны удовлетворить эту
свою потребность и могут это
сделать при занятии
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. [1]
Теория Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Таблица 1 – Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы | Мотивация |
Политика фирмы и администрации | Успех |
Условия работы | Продвижение по службе |
Заработок | Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения | Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля над работой | Возможность творческого и делового роста |
Первая
группа факторов (гигиенические факторы)
связана с самовыражением личности,
ее внутренними потребностями, а
также с окружающей средой, в которой
осуществляется сама работа. Вторая группа
факторов мотивации связана с
характером и сущностью самой
работы. Руководитель здесь должен
помнить о необходимости
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Разница
в рассмотренных теориях
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.[10]
Согласно теории ожиданий В. Врума не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные
теории ожидания устанавливают, что
поведение сотрудников
Сказанное
означает, что в теории ожидания
подчеркивается необходимость в
преобладании повышения качества труда
и уверенности в том, что это
будет отмечено руководителем, что
позволяет ему реально
Исходя
из теории ожиданий, можно сделать
вывод, что работник должен иметь
такие потребности, которые могут
быть в значительной степени удовлетворены
в результате предполагаемых вознаграждений.
А руководитель должен давать такие
поощрения, которые могут удовлетворить
ожидаемую потребность
Согласно
теории справедливости эффективность
мотивации оценивается
Сотрудник
оценивает свой размер поощрения
по сравнению с поощрениями других
сотрудников. При этом он учитывает
условия, в которых работают он и
другие сотрудники. Например, один работает
на новом оборудовании, а другой
– на старом, у одного было одно качество
заготовок, а у другого - другое. Или,
например, руководитель не обеспечивает
сотрудника той работой, которая
соответствует его
Теория
мотивации Л. Портера и Э. Лоулера
построена на сочетании элементов
теории ожиданий и теории справедливости.
Суть ее в том, что введены соотношения
между вознаграждением и
Рисунок 2. - Модель Портера-Лоулера
Модель работает следующим образом. Человек соединяет ценность ожидаемого вознаграждения (1) со своим восприятием того, какие усилия должны быть приложены, чтобы добиться этого вознаграждения (2). В результате комбинации этих факторов получаются реально приложенные усилия (3). Они, в свою очередь, комбинируются со способностями и навыками человека (4) и восприятием роли, которую он должен сыграть (5) при выполнении данного ему задания (6). Эта работа связана с получением как внутреннего, так и внешнего вознаграждения. Внутреннее вознаграждение - это то, что заключено в самом выполнении задания, например, чувство гордости или чувство выполненного долга. Внешнее вознаграждение предполагается руководством и является прямым следствием выполнения служащими поставленной перед ними задачи.
После
этого, если комбинация этих двух типов
вознаграждения (8) воспринимается человеком
адекватной затраченным им усилиям,
она переходит в чувство
Позже, используя приобретённый опыт, человек оценивает ценность награды, которую он ожидает получить в будущем за свою хорошую работу.
Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться. [16]
В теории справедливости Дж. Стэйси Адамса говорится, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки:
При проведении этих двух оценок, человек в уме выводит определённое соотношение, характеризующее справедливость руководства по отношению к нему. Человек чувствует, что к нему относятся справедливо, если отношения вознаграждений к затратам равны между собой. [17]
Согласно теории В.Ф.Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. То есть служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату.[19]
Данная теория базируется на простой модели, состоящей из четырёх шагов:
Рисунок 3. - Теория усиления Скиннера
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. [2]
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития – высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Исходя из перечисленных теорий, можно сделать следующий вывод, что наиболее универсальной в исследовании потребностей работников является пирамида А. Маслоу. Любой человек начинает работать, так как присутствуют физиологические потребности, затем, удовлетворив их, он нуждается в уверенности в завтрашнем дне, и так далее по пирамиде Маслоу. [9]
Что касается процессуального подхода, то вывод можно сделать следующий: каждый работник имеет такие потребности, которые могут быть удовлетворены в результате вознаграждений. Причем, согласно теории справедливости, работник оценивает свой размер поощрений и вознаграждений с поощрениями других сотрудников. Поэтому менеджерам не следует вознаграждать всех одинаково. Большие вознаграждения за продуктивную работу должны стимулировать остальных и заставлять их обнаруживать в себе те потребности, которые могут быть удовлетворены именно поощрениями.
Информация о работе Мотивация и стимулирование труда работников на предприятии