Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 00:11, дипломная работа
Анализ и обобщение материалов публикаций отечественных и зарубежных исследователей указывает на недостаточную разработку вопросов мотивации в сфере инновационной деятельности. Следует, конечно, отметить, существование большого количества информации в экономической литературе, касающейся мотивации деятельности трудовой, но специфика инновационных процессов отвергает возможность идентичной трактовки всех понятий, присущих категории "мотивация", применительно к этим двум видам деятельности.
Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности
1.1 Понятие инновации и инновационного процесса
1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности.
Глава 2. Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности
2.1 Организация инновационной деятельности оценка показателей ее динамики и эффективности
2.2 Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности
Глава 3. Мотивация инновационной деятельности ОАО «Пивоваренный завод «Балтика»
3.1 Описание ОАО «Пивоваренный завод «Балтика»
3.2 Инновационная деятельность ОАО «Балтика»
Заключение
Первым шагом на пути решения данной проблемы является определение сущности категория "мотивация", а также осмысление основных понятий, неразрывно связанных с нею и необходимых для понимания сути самой категории. Следует отметить существование множества точек зрения относительно трактовки понятия "мотивация", что объясняется многоаспектностью и междисциплинарным характером данной категории и отношений, которые ею описываются. Различные исследователи, как зарубежные, так и отечественные, в зависимости от взглядов, убеждений, методологических подходов по-разному описывают сущность мотивации. В качестве примера приведем несколько определений:
Мотивация - это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий [3];
Мотивация - состояние личности, определяющее степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации [7];
Мотивация - совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности [4];
Мотивация - совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [2];
Мотивация
- процесс побуждения себя и других
к деятельности для достижения личных
целей и целей организации [5].
Как видим,
упомянутые исследователи едины
во мнении, что мотивация - это "нечто",
что вызывает активность субъекта в
определенном направлении для достижения
конкретных целей. Это "нечто" можно
охарактеризовать как совокупность мотивообразующих
факторов, которые могут быть заданы извне
или формироваться субъективно личностью
в соответствии с ее ценностными ориентациями,
стремлениями, интересами, ожиданиями.
Но чаще всего влияние внешних факторов
воспринимается субъектом только сквозь
призму внутреннего "я", приводя к
видоизменениям системы мотивообразующих
факторов, которая уже не является идентичной
ни внутренней, ни внешней совокупности
факторов, порождающих определенные мотивы.
Однако мотивацию нельзя просто рассматривать
как совокупность каких-либо побуждающих
сил, факторов, определенное состояние
личности, это скорее процесс формирования
мотивационной структуры личности, как
совокупности мотивов, под воздействием
комплекса мотивообразующих факторов,
побуждающих субъекта к целенаправленному
поведению и получению определенного
результата.
Если
не углубляться в сопоставление
различных точек зрения, имеющихся
в научной литературе, то в самом
общем виде мотив (от латинского movere
- двигать, толкать) - это то, что побуждает
к деятельности, побудительная причина
действий и поступков человека, связанная
с удовлетворением потребностей. Мотивы
находятся "внутри" человека (имеют
персональный характер), зависят от разнообразных
внутренних и внешних по отношению к субъекту
факторов, а также влияния других мотивов.
Поведение индивида, как правило, детерминировано
не одним мотивом, а их совокупностью,
образующей определенную мотивационную
структуру личности, в которой мотивы
находятся в конкретном соотношении друг
с другом в зависимости от степени побуждающего
воздействия на человека. Процесс пробуждения
в индивиде тех или иных мотивов с целью
побуждения его к определенным действиям
посредством воздействия извне представляет
собой мотивирование [2, с.134]. Именно процессы
мотивирования лежат в основе управления
человеческим ресурсом.
В любом
факте возникновения мотива прослеживается
его связь с потребностью и
необходимостью ее удовлетворения. Потребность
- это состояние некоторой нехватки
в чем-либо, которую организм стремится
ликвидировать. Потребность также возникает
"внутри" человека, это необходимое
условие любой деятельности, она также
вызывает активность субъекта, но потребность
сама по себе еще не способна предоставить
деятельности четкого направления. Таким
образом, потребность побуждает к активности,
а мотив - к направленной деятельности
[4, с.8]. Мотив это уже не сама потребность,
а ее проявление, как бы ее трансформированное
и конкретизированное выражение. В этом
основное отличие понятий потребность
и мотив.
Следует
различать такие понятия как
мотив и стимул, которые не являются
тождественными, но довольно часто
в литературе употребляются как
равнозначные. Стимул (от латинского stimulus
- стрекало, погонялка) - по аналогии с мотивом,
также означает побуждение к действию,
но при этом стимулы выполняют роль рычагов
воздействия или носителей "раздражения",
вызывающих действие определенных мотивов
[2, с.135], они всегда связаны с влиянием
извне. Можно сказать, что стимул закрепляет
возникший ранее мотив (или их совокупность),
определенную активность индивида и направление
этой активности, принесшие личности удовлетворение
потребностей и получение ожидаемого
результата, и побуждает к воспроизведению
подобного поведения в будущем на прежнем
или ином качественном и количественном
уровне. В качестве стимулов могут выступать
конкретные предметы, действия других
людей, предоставляемые возможности, то
есть все то, что индивид получит за выполнение
определенных действий. Использование
различных стимулов с целью активизации
тех или иных мотивов в мотивационной
структуре личности представляет процесс
стимулирования, наиболее распространенной
формой стимулирования в практике управления
является материальное стимулирование.
Таким образом, стимулы (или же вцелом
стимулирование) выступают одним из средств,
с помощью которого можно осуществлять
процессы мотивирования, поэтому нельзя
смешивать понятия мотив и стимул (мотивирование
и стимулирование) и использовать их как
равнозначные.
Все вышеизложенные
положения лишь в общих чертах
отражают соотношение основных понятий,
присущих категории "мотивация" безотносительно
к специфике инновационной
Когда заходит речь о мотивах, лежащих в основе поведения участников инновационной деятельности, то зачастую они сводятся только лишь к прагматическим интересам материального характера и, в частности, к максимизации прибыли, рассматриваемой в качестве основной цели этой деятельности. С этим утверждением трудно не согласиться, поскольку в современном пространстве экономики лейтмотивом мотивации преобладающей части предпринимательства как такового является "нажива" любой ценой, получение максимум прибыли с целью достижения сверхприбыли в будущем, ради чего и осуществляются различного рода инновации, как производственные, так и организационные, направленные на недопущение потери преимущества перед конкурентами и снижение размера прибылей.
Выдвигаясь на передний план, материализм сводит к нулю значение и влияние нематериальных факторов на мотивацию деятельности таких, как потребность в самореализации, самоутверждении, любовь к своему "делу", стремление к общественному признанию и другие, которые могут быть и должны быть мощным мотиватором любой, тем более инновационной деятельности.
Если
подвергнуть анализу мотивы инновационной
деятельности на различных этапах инновационного
процесса и с точки зрения различных
его участников, то нельзя стремление
к получению максимального
Например,
на этапе зарождения идеи, рассматриваемого
как этап поиска, открытия чего-то нового,
не существующего в объективной
(субъективной) реальности или же изменение
и дальнейшее совершенствование уже
имеющихся предметов и явлений, в основе
творческой активности субъектов (а именно
инициаторов новых идей, разработчиков
инновационной продукции) могут находиться
самые разнообразные мотивы такие, как
стремление решить определенную проблему
технического, технологического, организационного
характера; познавательный интерес; потребность
самовыражения, самоутверждения, постоянного
творческого поиска; идентификация с кумиром;
материальные мотивы, общественное признание
и другие. При этом, если на стадии возникновения
идеи доминирующим мотивом в системе мотивации
субъекта к проведению исследований было
стремление решить проблему определенного
характера, то, скажем, на этапе экономического
обоснования на первый план выдвигается
стремление получить максимальный эффект
от внедрения наиболее рационального
варианта решения данной проблемы.
Если говорить о приоритетности в рассмотрении проблем мотивации на каждой из стадий инновационного процесса и формировании действенного мотивационного механизма, то надо отметить, что основное внимание в современных условиях должно уделяться именно этапу зарождения идеи, так как это источник генерации инноваций, основанный на возможностях кадровой составляющей инновационного потенциала государства вцелом или отдельного предприятия, научно-исследовательской организации и т.п. Именно человеческий ресурс с его неисчерпаемым интеллектуальным потенциалом является главной движущей силой инновационных трансформаций, поэтому разработка вопросов мотивации творчества (инициирования инноваций) выступает ключевым фактором преодоления существующей сегодня инертности субъектов инновационной деятельности.
Таким образом, мотивация инноваций представляет собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих производителя и менеджера к активной деятельности в направлении создания и продажи инновации или, наоборот, путем ее покупки и использования в хозяйственном процессе.
Мотивацию инноваций можно рассматривать в двух аспектах:
Любая мотивация состоит из четырех элементов, к которым относятся:
Целью создания и продажи инновации является получение хозяйствующим субъектом денег от продажи новых продуктов (операций) для того, чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, поднять свой имидж на рынке, повысить свою конкурентоспособность.
Основными мотивами создания и продажи инноваций для предпринимателей обычно являются:
Мотивы создания и продажи инноваций обусловлены целым рядом факторов. Основными факторами являются:
Целью покупки инновации является получение хозяйствующим субъектом денежных средств в будущем за счет реализации им новых продуктов или технологий, купленных сегодня.
Основными мотивами покупки инноваций являются:
Мотивы покупки инноваций обусловлены целым рядом факторов как объективных, так и субъективных.
Основными объективными факторами покупки инноваций являются:
К субъективным
факторам относятся факторы, отражающие
интересы конкретного покупателя, планы
и программы его инвестиционной и финансовой
деятельности, психологические способности,
профессионализм менеджеров и др.
Глава
2. Анализ современной организации
инновационной деятельности в промышленности
Информация о работе Мотивация инновационной деятельности на пищевом предприятии