Мотивация инновационной деятельности на пищевом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 00:11, дипломная работа

Описание

Анализ и обобщение материалов публикаций отечественных и зарубежных исследователей указывает на недостаточную разработку вопросов мотивации в сфере инновационной деятельности. Следует, конечно, отметить, существование большого количества информации в экономической литературе, касающейся мотивации деятельности трудовой, но специфика инновационных процессов отвергает возможность идентичной трактовки всех понятий, присущих категории "мотивация", применительно к этим двум видам деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности

1.1 Понятие инновации и инновационного процесса

1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности.

Глава 2. Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности

2.1 Организация инновационной деятельности оценка показателей ее динамики и эффективности

2.2 Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности

Глава 3. Мотивация инновационной деятельности ОАО «Пивоваренный завод «Балтика»

3.1 Описание ОАО «Пивоваренный завод «Балтика»

3.2 Инновационная деятельность ОАО «Балтика»

Заключение

Работа состоит из  1 файл

диплом_11.06_Христиана.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

     2.1. Организация инновационной деятельности  и оценка показателей ее динамики и эффективности 

     Инновационная направленность экономического развития, растущая необходимость технологического обновления особо подчеркивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятельности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения инновационных импульсов в экономическую реальность. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется научно обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.[15] 

     Организация инноваций включает три принципиальных аспекта:

     субъект инновационной деятельности, являющийся объединением людей, совместно реализующих  разработку, внедрение и производство новшеств;

     совокупность  процессов и действий организации, направленных на выполнение необходимых  функций в инновационной деятельности;

     структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность  системы и совершенствование  взаимосвязей между ее элементами и  подсистемами.

     С этой точки зрения организацию инноваций  следует понимать как процесс  упорядочения инновационной деятельности, как субъект, фирму, институт, инновационное предприятие, как организационные структуры, определяющие состав и место подразделений, л также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.

     Организация с позиций фирмы может рассматриваться как объединение людей или их договоренность о выполнении работ по реализации инноваций. Субъектами инновационной деятельности являются разнородные, разноэлементные и разноразмерные фирмы, компании, ассоциации, вузы, научные институты, технополисы, технопарки и т.д. Все эти организации являются главными носителями и хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства. Веянием времени является появление специального инновационного бизнеса, тесно связанного со "своей" стадией жизненного цикла.

     Так, инновационные предприятия и  организации могут специализироваться на фундаментальных исследованиях, на НИР (прикладных научных исследованиях  и разработках), это могут быть научные инновационные предприятия, высшие учебные заведения, субъекты малого предпринимательства, научно-технические комплексы и объединения. Со стадией внедрения и создания опытных образцов связаны как предпринимательские структуры, так и фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу НИОКР. На базе прикладных НИОКР и ОКР инноваторы-последователи создают базовые технологические, научно-технические и продуктовые новшества.[17]

     Внедрением  и производством научно-технических  и продуктовых новшеств занимаются, как правило, крупные фирмы, имеющие хорошую ресурсную базу, квалифицированные кадры и определенные позиции на рынках. В Западной Европе накоплен большой опыт инновационного развития, хотя исследователи непосредственно не связывают размер фирмы с числом изобретений. Но во Франции и Великобритании распространено мнение, что на стадии научных разработок главную роль играют академический и вузовский секторы и малые фирмы.

     На  этапе опытного производства, маркетинга и сбыта выступает разномасштабный  бизнес, в то время как производство и диффузия новшеств осуществляются на крупных и средних предприятиях и в промышленных компаниях. Согласно типу экономического разделения труда, возникшего в инновационной деятельности, множество предприятий малого и среднего размера являются субподрядчиками крупных фирм, специализирующихся на производстве полуфабрикатов, комплектующих, а также выполняющих функции обеспечения и обслуживания основного бизнеса.

     Инновационные предприятия различаются также  в зависимости от преобладающего типа инноваций, являющихся объектом их деятельности. Так, они подразделяются на следующие классы:

     инноваторы-лидеры, ориентирующиеся на новые научные  открытия, новые способы применения и пионерные изобретения;

     инноваторы-лидеры, создающие принципиально новые  процессы и продукты на основе применения ранее сделанных открытий и изобретений;

     инноваторы, создающие базовые инновации  на основе старого способа,

     инноваторы, производящие, модернизирующие и  рационализирующие новшества;

     инноваторы, создающие новшества, замещающие более  ранние продукты и технологии;

     инноваторы, специализирующиеся на продажах и маркетинге новшеств;

     инноваторы, создающие инновации, удовлетворяющие  спрос на новых рынках;

     инноваторы, занимающиеся диффузией, распространением и тиражированием новшеств в различные  сферы народного хозяйства.

     Инновационные предприятия также специализируются в зависимости от уровня новизны  производимых инноваций (принципиально  новых, с относительной, частичной, локальной новизной либо имитацией).[16]

 

      Показатели, или, как их еще называют, метрики инноваций, помогают проанализировать способность организации к инновационным решениям и служат мерой успеха компании в этой области. И хотя большинство организаций пока не использует метрики инноваций в своей работе, существует несколько очевидных доводов в пользу того, почему это следует делать.

      Система показателей задает формализованную  базу (объективные числовые данные) для принятия управленческих решений. Это особенно важно, если учесть, что  многие инновационные проекты имеют  долгосрочную перспективу и высокие риски.

      Показатели  инноваций выражают стратегические интересы компании, позволяя "встроить" инновации в бизнес-процессы и  наладить отношения между теми, кто  генерирует новые идеи, и управленческой командой.

      Показатели  помогают обоснованно распределять ресурсы между корпоративной системой управления идеями и инновационными инициативами. Плановые метрики устанавливают ожидания в отношении инновационного потенциала компании, а сравнение плановых показателей с их значениями в отчетные периоды позволяет увидеть "узкие" места — процессы, финансирование которых не соответствует поставленным целям.

Показатели  инноваций мотивируют персонал к  инициативной работе. Четко сформулированные амбициозные цели делают сотрудников  более предприимчивыми, побуждая их стремиться к выполнению поставленных задач.  

      В настоящее время система управления инновациями как корпоративная  дисциплина еще не получила распространения  на большинстве предприятий, и компании, как правило, не располагают достаточным  опытом для установления прикладных метрик инноваций.  Ограничиваются в основном следующими показателями: (1) размер годового бюджета на новые разработки (R&D); (2) процентное отношение R&D-бюджета к объему годовых продаж; (3) количество патентов, полученных компанией за отчетный период; (4) количество рацпредложений, поступивших от сотрудников организации за отчетный период. Эти метрики, безусловно, могут оказаться полезными, но они не измеряют потенциальные инновационные возможности компании и не будут иметь существенного значения при выработке стратегических решений. Так, ежегодное освоение большого корпоративного бюджета на исследовательские и опытно-конструкторские работы вовсе не гарантирует появление бесчисленного количества новых продуктов, которые потрясут рынок и станут источником дополнительных доходов компании. Кроме того, помимо запатентованных решений у многих компаний есть ряд разработок, не защищенных патентами, а также технологические "ноу-хау", никак не фиксируемые с помощью показателя количества патентов. И, наконец, из огромного числа рацпредложений, поданных в корпоративный "ящик для предложений", могут быть реализованы лишь единицы.[6] 

Финансовый  результат от инноваций может  представлять собой, например, (1) дополнительный доход, который получила компания от реализации нового продукта; (2) величину превышения фактического дохода от вывода нового продукта на рынок над плановым показателем в результате более эффективного выхода на рынок; (3) величину сокращенных операционных издержек на реализацию какой-либо услуги компании; (4) прибыль организации от проникновения ее продуктов на новый сегмент рынка и т. д.  

Затраты на инновации складываются из перечисленных  выше составляющих, причем в знаменатель  формулы не включаются расходы, связанные  с процессом реализации инновационного проекта.

Доля  выручки от реализации новых продуктов  в общем объеме прибыли за последние N лет.  

     Изменение относительного роста рыночной стоимости  компании по сравнению с относительным  ростом отраслевого рынка за последние N лет. В основе этого показателя лежит постулат о том, что именно инновации являются тем ключевым ресурсом компании, который обеспечивает ей дополнительные конкурентные преимущества и позволяет опередить среднеотраслевой рост рынка.

Количество  новых продуктов, сервисов и бизнесов, которые компания вывела на рынок за последние N лет.  

Эту метрику  целесообразно использовать для  сравнения результатов, достигнутых  вашей компанией, со значениями аналогичных  показателей конкурентов, а также  с собственными показателями прошлых периодов.

Количество  инновационных идей, выдвинутых сотрудниками компании в течение последних N месяцев.  

Сравнивая показатели отчетных периодов, можно  наблюдать динамику "инновационного настроя" в компании, чтобы в  случае спада активности вовремя принять меры для вывода организации из состояния апатии.

Отношение реализованных инновационных идей к общему числу выдвинутых предложений.  

Важнейший показатель, характеризующий эффективность  корпоративной системы управления идеями.

Время, прошедшее с момента инициирования (подачи) нового предложения до запуска инновационного проекта.  

Характеризует эффективность работы корпоративной  системы управления идеями. Снижению значения этого показателя могут  препятствовать далекие от оптимальных  процедуры движения документов внутри компании и чрезмерная "зарегулированность" алгоритмов принятия решений.

Отношение числа клиентов, считающих вашу компанию инновационной, к их общему количеству.[6]

       

      Многие  организации считают измерение  инноваций очень непростым делом и разрабатывают собственную сложную систему инновационных метрик. Однако, если чрезмерно увлечься этим процессом, показатели могут приобрести абстрактные черты и потерять связь с жизнью компании.  

      Слишком много показателей. Эта ошибка может  явиться следствием двух причин: стремления сделать слишком много за очень короткий срок или нежелания избавиться от некоторых старых метрик, которые уже показали свою практическую непригодность. Результатом применения сложной системы показателей являются огромные затраты рабочего времени на сбор информации для расчета величин, которые в конечном счете оказываются неудобными для интерпретации. Чем понятнее и практичнее показатели инноваций, тем больше шансов установить разумные значения целевых величин и разработать грамотные стратегии для их достижения. Метрики инноваций должны быть соотносимы с принятой в компании системой финансовых и других внутрикорпоративных показателей или — в идеале — быть ее частью. Например, показатель ROII во многом напоминает традиционный ROI (return on investment), а процент клиентов, считающих компанию инновационной, структурно соотносится с показателями отдела маркетинга и продаж (процент клиентов, делающих повторные покупки или повторно обратившихся в компанию).

Проектная точка зрения на инновации. Во многих компаниях инновации рассматриваются как проекты, которые управляются в соответствии с общепринятыми методами проектного менеджмента. При этом оценка успешности инноваций осуществляется с использованием "классических" финансовых показателей для проектной деятельности — NPV, IRR и срока окупаемости инвестиций. Однако инновации — это не совокупность отдельных проектов, а непрерывный процесс инициирования, развития и отбора инновационных идей, в результате которого рождаются и претворяются в жизнь новые проекты. Инновационные идеи и концепции скорее можно считать новыми платформами, которые служат основой для появления новых продуктов или дополнений к существующим продуктовым линейкам. Поэтому применять "проектные" показатели к измерению инноваций некорректно. [19]

      Показатели  инноваций разрабатываются и автономно используются отдельным подразделением компании. Широко распространена ситуация, когда локальные инновационные программы реализуются отдельными департаментами, например службой маркетинга или отделением по разработке новых продуктов. Эти метрики используются для оценки работы данного подразделения, но они не встроены в систему корпоративных показателей компании и не рассматриваются топ-менеджерами как стратегически важные. В этом случае инновационные инициативы носят "очаговый" характер и не охватывают жизнь всего предприятия.

Информация о работе Мотивация инновационной деятельности на пищевом предприятии