Мотивация инновационной деятельности на пищевом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 00:11, дипломная работа

Описание

Анализ и обобщение материалов публикаций отечественных и зарубежных исследователей указывает на недостаточную разработку вопросов мотивации в сфере инновационной деятельности. Следует, конечно, отметить, существование большого количества информации в экономической литературе, касающейся мотивации деятельности трудовой, но специфика инновационных процессов отвергает возможность идентичной трактовки всех понятий, присущих категории "мотивация", применительно к этим двум видам деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы мотивации инновационной деятельности

1.1 Понятие инновации и инновационного процесса

1.2 Теоретические аспекты категории "мотивация" в контексте инновационной деятельности.

Глава 2. Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности

2.1 Организация инновационной деятельности оценка показателей ее динамики и эффективности

2.2 Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности

Глава 3. Мотивация инновационной деятельности ОАО «Пивоваренный завод «Балтика»

3.1 Описание ОАО «Пивоваренный завод «Балтика»

3.2 Инновационная деятельность ОАО «Балтика»

Заключение

Работа состоит из  1 файл

диплом_11.06_Христиана.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

Акцент  на снижении издержек. Если ключевым документом для компании является отчет о  прибылях и убытках, то скорее всего  основное внимание будет уделяться  снижению затрат, а не изучению потребностей клиентов и их удовлетворению с использованием инновационных методов. В то же время практика успешных предприятий свидетельствует о том, что снижение издержек всегда является неизбежным следствием концентрации интеллектуальных и организационных усилий на ожиданиях покупателей и качестве продаваемого продукта.

Ориентация  на прошлое. Самый глубокий психологический  аспект любой отчетной системы —  страх наказания за недостижение поставленных целей. Ни одна самая совершенная  система не в состоянии устранить  этот страх. Этого можно добиться, только если относиться к результатам инновационной деятельности как к ценному опыту, который может быть использован для прогнозных целей, а показатели инноваций применять для сравнения и сопоставления. При этом поощряться должны как успехи, так и неудачи инновационных команд и их лидеров. Разумеется, такой подход оправдан только при условии искренней увлеченности и преданности персонала инновационным идеям. [6] 

      Любая, самая совершенная система показателей  — это всего лишь инструмент, с помощью которого в компании поддерживается система управления идеями, но именно восприимчивость управленческой команды к инновациям является тем необходимым условием, без которого инновационный процесс в компании начать невозможно. 

     Жизненный путь новшества может развиваться по одному из трех путей: накопление в организации, превращение в организации в инновацию, продажа как товара.

      Эффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночной экономики  не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов.[24]

      К системе показателей предъявляются  следующие требования:

  • показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара
  • показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации
  • показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период
  • важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами
  • показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана организации
  • показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации
  • проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.

      Одним из основных показателей эффективности  и стабильности функционирования организации является ее устойчивость.

      Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

      За  счет получения экономического эффекта  в форме прибыли инновационная  организация осуществляет комплексное  развитие и повышение благосостояния сотрудников.

      Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный  экономический эффект. Т.е., экономический  эффект разработки, внедрения у себя (превращения в инновацию) или  продажи новшеств может быть потенциальным  или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения или продажи новшеств, то любой вид инновационной деятельности можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в инновации).[19]

      В настоящее время в соответствиями с рекомендациями ЮНИДО (Организация  Объединенных Наций по промышленному  развитию) в зарубежной практике применяются  следующие показатели оценки эффективности  инновационной деятельности: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования, простая норма прибыли, простая норма прибыли на акционерный капитал, коэффициент финансовой автономности проекта, коэффициент текущей ликвидности, срок окупаемости инвестиций в инновационный проект. В качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент результативности работы:

     
    r  =
         

            R c

    N           N

    S Q i  -  S (H2 – H1)

    i=1         i=1

 
где Rc – суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве

Q – фактические затраты на НИОКР за i-год

N – число лет анализируемого периода

H1 – незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении

 H2 – это же на конец анализируемого периода.

Рисунок: Система показателей эффективности  инновационной деятельности [19]

Организация анализа эффективности  инновационной деятельности

 

      Цель  анализа (аудита) эффективности инновационной деятельности организации – изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций. [22] Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • анализ обоснованности идеи и структуры проблемы
  • анализ рациональности структуры организации
  • анализ профессионализма руководителя организации, руководителей инновационных проектов, их команд
  • анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности
  • анализ финансового и материально-технического обеспечения организации
  • анализ качества нормативно-методического обеспечения организации
  • анализ качества информационного обеспечения организации
  • анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента
  • анализ использования конкурентных преимуществ организации
  • анализ структуры портфеля новшеств и инноваций
  • анализ качества экспертизы инновационных проектов
  • анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности организации
  • анализ системы мотивации и ответственности в ходе осуществления инновационной деятельности.

      Основные  этапы анализа эффективности  инновационной деятельности:

  • выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа
  • формирование временной творческой группе для проведения анализа
  • разработка проекта программы анализа
  • подготовка и издание приказа по организации о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа
  • выбор методов выполнения работ
  • сбор и обработка необходимой информации, документов и т.д.
  • проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе показателей
  • подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной работе
  • принятие мер по результатам анализа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Инновационно-экономический  механизм мотивации инновационной  деятельности 

Мотивация (Motivation) – позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим целенаправленным образом. Это внутреннее состояние, определяющее поведение человека.[8]

Когда речь идет о мотивации, предполагается выделять две группы факторов (двухфакторная  теория мотивации Фредерика Герцберга. Предложена во второй половине 50-х гг.):

  • гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
  • факторы мотивации (внутренние, присущие работе).

К первой группе факторов обычно относят такие, как нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважительное отношение начальника и т.д. Эти факторы автоматически не определяют положительную мотивацию.

Вторая  группа факторов предполагает, что  каждый отдельный человек может  мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.

Интерес, с точки зрения выделения факторов-мотиваторов, представляет теория человеческих потребностей, предложенная в 40-е гг. Абрахамом  Маслоу.

Он указывал, что после удовлетворения очередной  потребности ее влияние на поведение человека прекращается. В то же время, для того, чтобы следующий более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Люди начинают искать свое место в сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены физиологические потребности. Какая-то потребность доминирует, но деятельность стимулируется не только ею (рис. 1).

 
 
 
 

 
 

 
 
 

 
 

 
 

Рис. 1. Иерархия потребностей по Маслоу

Первичные потребности часто удовлетворяются  с помощью денег. Но деньги побуждают  к действиям (по оценкам западных специалистов) 30-50 % работников. Остальных  побуждают к действию более возвышенные  потребности: в знаниях, авторитете, творчестве. Людьми движут нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции, мода и т.д. Последние факторы часто имеют определяющее значение для ученых.

Вместе  с тем преуменьшать роль денег  все же не следует. Особенно в том случае, когда заработная плата является чрезмерно низкой и составляет незначительную часть от прожиточного минимума.  В этом случае деньги побуждают к действию большее число работников и становятся одним из главных факторов мотивации, другие же факторы мотивации играют определенное значение только лишь для узкого круга ученых.

Так, проф. В. А. Ядов отмечает, что можно выделить несколько групп ученых, исходя из деления по типам мотивации: “Одну  образуют подлинные энтузиасты, ученые классического типа, для которых сам процесс познания представляет самоценность и способ реализации.

Вторая, наиболее распространенная “фракция”  – это вполне профессиональные и  компетентные работники, которые трезво смотрят на жизнь и организацию  науки, ее функции в обществе. Они достаточно реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами, которые должны стимулировать эффективную работу ученых. Это преимущественно инструментальная мотивация вполне соответствует отношению к труду как к средству достижения других  жизненных целей, а не как к самоценной деятельности.

Третья  “фракция” научного сообщества образуется из честолюбивых, инициативных и достаточно прагматичных ученых, которые обеспокоены  достижением высокого положения  в официальной структуре. Все это само по себе не предосудительно, но известно немало примеров извращенной или превращенной мотивации этого типа со стремлением к монопольному положению в науке, использованию “вненаучных” методов достижения личных целей”.

Менеджеры контролируют выполнение графика подготовки производства.

Отметим, что план подготовки производства составляется на основе объемных и трудовых нормативов и включает перечень объектов подготовки, объемы работ, сроки их выполнения по стадиям и этапам, конечные и важнейшие промежуточные результаты, длительность подготовки, смету затрат.[8] 

Менеджер  совместно с технологами может  участвовать в разработке методов  технического контроля, так как в  любой конструкции машин есть детали, требующие проверки их качества в процессах изготовления и испытания.

Нарушение технологического процесса может привести к браку, ухудшению качества выпускаемой  продукции.

Менеджер  должен контролировать технологическую  дисциплину, то есть соблюдение точного  соответствия технологического процесса изготовления изделия требованиям технологической и конструкторской документации.

Информация о работе Мотивация инновационной деятельности на пищевом предприятии