Направления повышения конкурентоспособности продукции ООО "Грация"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:05, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является определение конкурентоспособности продукции и выявление направлений ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить экономическую сущность понятия «конкурентоспособность продукции»;
- установить факторы, определяющие конкурентоспособность продукции;
- определить основные методы оценки конкурентоспособности продукции;
- проанализировать конкурентоспособность продукции ООО «Грация»;

Содержание

Введение 6
1. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции 9
1.1.Конкурентоспособность продукции, как экономическая категория 9
1.2.Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности продукции 15
1.3 Основные методы оценки конкурентоспособности 23
1.4. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара 33
2. Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Грация» 39
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей 39
2.2. Оценка конкурентной позиции предприятия на рынке 43
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции на основе графических методов 50
2.4. Анализ конкурентоспособности продукции с использованием аналитических методов 54
3.Направления повышения конкурентоспособности продукции ООО «Грация
69
3.1 Разработка рекламной компании 69
3.2 Обоснование расширения рынков сбыта 73
3.3 Совершенствование упаковки товара за счет установки оборудования NS-X3
78
Заключение 82
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

диплом-конкур.doc

— 706.50 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ 

      Дипломная работа:   с.,    табл.,   рис.,  50 ист., 3 прил.

      КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ,  ФАКТОРЫ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА, РАДАР  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАТРИЦА  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА

      Объект  исследования – общество с ограниченной ответственностью «Грация».

     Цель  дипломной работы: организация и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции.

     В работе определена экономическая сущность конкурентоспособности, рассмотрены методы оценки конкурентоспособности организации и  продукции и проанализированы проблемы и пути повышения конкурентоспособности организации.

      Сделан  вывод об эффективности деятельности и перспективах развития ООО «Грация» на основе его финансовых и технико-экономических показателей за три года. Проведен анализ конкурентной позиции предприятия на рынке, исследованы показатели конкурентоспособности продукции и организации. 

     Сделан  вывод конкурентоспособности продукции  ООО «Грация»  и на его основе разработан комплекс мероприятий по улучшению ее повышению, включающий предложения по открытию представительства ООО «Грация» в Санкт-Петербург, совершенствованию упаковки корсетных изделий и проведению рекламной компании продукции. Предложенные мероприятия имеют практическую значимость и могут быть применены на практике с целью повышения конкурентоспособности продукции.

        

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 6
1. Экономическая сущность конкурентоспособности продукции 9
1.1.Конкурентоспособность  продукции, как экономическая  категория 9
1.2.Факторы,  критерии и показатели конкурентоспособности  продукции 15
1.3 Основные  методы оценки конкурентоспособности 23
1.4. Пути  и методы повышения конкурентоспособности  товара 33
2. Анализ конкурентоспособности продукции ООО «Грация» 39
2.1 Краткая характеристика предприятия и анализ основных технико-экономических показателей 39
2.2. Оценка  конкурентной позиции предприятия  на рынке 43
2.3. Анализ  конкурентоспособности продукции  на основе графических методов 50
2.4. Анализ конкурентоспособности  продукции  с использованием аналитических методов 54
3.Направления повышения конкурентоспособности продукции ООО «Грация  
69
3.1 Разработка рекламной компании 69
3.2 Обоснование  расширения рынков сбыта  73
3.3 Совершенствование упаковки товара за счет установки оборудования NS-X3  
78
Заключение 82
Список  использованных источников 83

Приложение               89 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  конкурентоспособности продукции  носит в современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

      Конкуренция имеет важное значение в механизме  рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Через конкуренцию  они как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обуславливает рост непроизводственных издержек, побуждает создание монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.

     Конкуренция выполняет следующие важнейшие  функции:

  • утверждение суверенитета потребителей;
  • постоянная адаптация производства к изменяющимся условиям рынка;
  • стимулирование товаропроизводителей и потребителей;
  • обеспечение экономической свободы товаропроизводителей;
  • саморегулирование товаропроизводителей;
  • дифференциация товаропроизводителей;
  • распределение ресурсов среди товаропроизводителей.

     Конкурентоспособность продукции - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. 

     Реализация  функций конкуренции приводит к  необходимости создания в экономике конкурентной среды, как в интересах товаропроизводителей, так и потребителей, а также связывает функции конкуренции с конкурентными преимуществами и конкурентоспособностью предприятий и товаров.

     Разнообразие методологических подходов к определению конкурентоспособности предприятия не позволяет установить сущность этого понятия, состав его смыслообразующих элементов, которые необходимы для разработки методов оценки конкурентоспособности предприятия и принятия управленческих решений по моделированию ее уровня. Разное понимание одного и того же явления субъектами рынка при совместной их деятельности может препятствовать согласованным действиям. В настоящее время отсутствуют общепринятые, удовлетворяющее всех субъектов рынка методов оценки конкурентоспособности не только предприятий, но и других объектов (товаров, услуг, отраслей, регионов, стран).

     Тема  данной дипломной работы весьма актуальна, поскольку только организация, производящая конкурентоспособную продукцию,  способна эффективно функционировать в рыночной экономике. Следует отметить особую актуальность проблем конкурентоспособности для белорусских предприятий,  для  которых существует необходимость производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу.

     Целью данной дипломной работы является определение  конкурентоспособности продукции  и выявление направлений ее повышения.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - определить экономическую сущность  понятия «конкурентоспособность  продукции»;

     - установить факторы, определяющие  конкурентоспособность продукции;

     - определить основные методы оценки  конкурентоспособности продукции;

     - проанализировать конкурентоспособность продукции ООО «Грация»;

     -выявить  пути повышения конкурентоспособности  продукции.

     Объектом  исследования является ООО «Грация».

     Предмет исследования - производственный потенциал  предприятия и его влияние  на конкурентоспособность продукции.

     Информационной базой являются Законы Республики Беларусь, постановления Правительства, справочные и нормативные материалы, а также  документы отчётности ООО «Грация».

     При исследовании применяются методы системного и логического анализа, экономико-статистические методы, а также методы математической статистики и экономико-математического моделирования.

     Временной лаг  исследования – 2007-2008 г. 
 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ 

    1.1 Конкурентоспособность продукции, как экономическая категория 

     Развитие  рыночных отношений неразрывно связано  с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью  получения максимальной прибыли. В  научной литературе и обыденном  общении подобное столкновение интересов  получило название конкуренция [3, с.58].

     Понятие конкуренции лежит в основе такой  экономической категории, как конкурентоспособность.

     Конкуренция — экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и                            предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия [9, с. 245].

     Прежде  всего, необходимо различать конкурентоспособность  объекта и субъекта.

     Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется  в процессе деятельности конкретного  экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [19, с.5].

     Конкурентоспособность как экономическая категория  выражает функциональный результат  использования множества факторов действия конкуренции на различных  уровнях и сегментах рынка.

     Термин  «конкурентоспособность» рассмотрен в трудах многочисленных отечественных  и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность  – это, прежде всего, способность  конкурировать или соперничать [37, с. 422] Дальнейшее уточнение данного термина раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цели и масштабы оценки, и позволяет ответить на следующие вопросы:

  1. С кем (чем) конкурировать?
  2. По каким критериям и показателям?
  3. На каком уровне конкурировать?

     Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, так как указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на остальные вопросы учитывают особенности объекта и позволяют увидеть, где и как реализуется способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны.

     Рассмотрим  особенности трактовки конкурентоспособность  на нескольких уровнях:

  • конкурентоспособность страны;
  • конкурентоспособность региона (отрасли);
  • конкурентоспособность предприятия;
  • конкурентоспособность товара.

     Между понятиями конкурентоспособности  на различных уровнях существует тесная внутренняя и внешняя зависимость.

     С одной стороны, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары.

     Но  с другой стороны, выпуск конкурентоспособной  продукции может осуществляться в условиях, созданных для товаропроизводителей в отрасли и в стране в целом.

     Конкурентоспособность товара определяет во многом конкурентоспособность  и самого предприятия, его финансово-экономическое  состояние и репутацию. Но это  возможно только в том случае, если в структуре реализованной продукции на долю конкурентоспособного товара приходится наибольшая выручка и значительная часть прибыли.

     В своей работе «Конкурентоспособность: экономика,                                  стратегия, управление» Фатхутдинов Р. А. [32, с. 51] определил конкурентоспособность всех уровней как внешние факторы конкурентных преимуществ товара. По его мнению, с увеличением конкурентоспособности на уровне страны, отрасли, региона, организации, выпускаемой товар,    улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара.

Информация о работе Направления повышения конкурентоспособности продукции ООО "Грация"