Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:07, курсовая работа
Цели курсовой работы – углубление и закрепление полученных теоретических знаний по стратегическому менеджменту, развитие умения самостоятельно, творчески работать над литературными и справочными источниками.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
произвести обзор литературных источников по теме;
Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие группы и ее возникновение…………………………………4
2. Типы групп……………………………………………………………...5
3. Общая характеристика группы………………………………………..9
3.1 Характеристики членов группы……………………………….9
3.2 Структурные характеристики группы………………………..10
3.3 Ситуационные характеристики……………………………….16
4. Этапы развития группы………………………………………………..19
5. Формирование и анализ группового поведения. Управление
группами………………………………………………………………......22
5.1. Формирование и анализ группового поведения
личности в организации…………………………………………...22
5.2. Управление группами…………………………………………24
6. Анализ факторов эффективной работы группы на примере
деятельности МУЗ «Ракитянская ЦРБ» ………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………37
Приложения ………………………
Стр.
Введение …………………………………………………………………..3
3.1
Характеристики членов группы……
3.2 Структурные характеристики группы………………………..10
3.3 Ситуационные характеристики……………………………….16
5. Формирование и анализ группового поведения. Управление
группами…………………………………………
5.1. Формирование и анализ группового поведения
личности
в организации………………………………………….
5.2.
Управление группами……………………………
6. Анализ факторов эффективной работы группы на примере
деятельности МУЗ «Ракитянская ЦРБ» ………………………………..27
Список использованных источников……………………………………37
Приложения ………………………………………………………………38
Современный менеджмент сложно представить себе без такого явления как группа. То, что управлять каждым человеком персонально - занятие крайне неэффективное стало ясно уже давно. Одной из важнейших задач, стоящих перед руководством фирмы, является выработка эффективных механизмов деятельности объединений людей, т. е. групп. Каждый человек уникален и это обстоятельство порождает не только преимущества, но и неприятные явления, называемые конфликтами, которые снижают продуктивность работы всей группы.
Цели курсовой работы – углубление и закрепление полученных теоретических знаний по стратегическому менеджменту, развитие умения самостоятельно, творчески работать над литературными и справочными источниками.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
группами.
Теоретико-
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка использованных источников и приложений.
Не существует канонизированного определения малой группы, так как это достаточно гибкое и подверженное влиянию обстоятельств явление. Однако широко принят общий устоявшийся взгляд на малую группу (далее всегда термин «группа» будет употребляться в этом смысле): малая группа — это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некоем общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает неким групповым потенциалом либо же групповыми возможностями, позволяющими ей вступать во взаимодействие с окружением и адаптироваться к изменениям, происходящим в окружении.
Очевидно,
что группы возникают в организации
и функционируют как
Существуют разные критерии, по которым классифицируют группы. Например, в зависимости от характера совместной деятельности они могут быть производственные, учебные, семейные и т.п.; в зависимости от длительности их существования – постоянные или временные и т.д.
Однако большинство ученых в основу типологии групп берут наиболее общий критерий – принцип их создания. Одни группы создаются директивно по воле руководства организации для выполнения ее целей, другие – добровольно самими работниками для удовлетворения своих различных потребностей. Первые называют формальными, вторые – неформальными.
Формальные группы бывают двух типов: административные и оперативные. К административным относятся группы, предусмотренные организационной структурой: отделы, участки и т.д., оперативные включают рабочих и служащих, которые вместе выполняют какое-либо задание или проект. К такому типу относится, например, команда.
Неформальные группы также делятся на два вида: группы по интересам и группы на основе дружбы. Примером первого типа могут служить объединения людей на основе стремления к саморазвитию, повышению своего профессионального мастерства или коллекционеры. Источником формирования групп второго типа являются симпатии друг к другу и сходство личностных ценностей и установок.
В спонтанно возникших (эмерджентных) неформальных группах имеется своя иерархия, лидер и задачи, в них вырабатываются свои правила, нормы поведения, режим и т.п. Принадлежность к неформальной группе может дать людям психологические выгоды, не менее важные для них, чем зарплата. Лидер неформальной группы не наделен административной властью, но его влияние очень значительное. Неформальная или социально-психологическая структура трудового коллектива объединяет в себе ряд неформальных групп, которые образуются в нем вне компетенции руководства.
В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения неформальные организации можно классифицировать по трем группам:
Характеристики неформальной группы можно представить следующим образом в табл. 1. (прил. 1).
Причины вступления в неформальную группу:
Формальные и неформальные группы имеют много общего. Во-первых, и те, и другие проходят похожие стадии развития. Во-вторых, они одинаково организованы – у них есть иерархии, лидеры, роли, нормы (правила), статус, размер. В-третьих, групповой динамике тех и других свойственны одинаковые характеристики: сплоченность и конфликты. Вместе с тем между ними существует принципиальные различия. Наиболее важными из них американские ученые-менеджеры Джон В. Ньюстром и Кейт Дэвис считают следующие.
Различия формальных и неформальных групп
№ | Основа для сравнения | Неформальная группа | Формальная группа |
1 | Общие взаимоотношения | Неофициальные | Официальные |
2 | Основные концепции | Власть и политика | Права и обязанности |
3 | Основное внимание к | Человеку | Должности |
4 | Источник власти | Исходит от группы | Делегируется руководством |
5 | Руководство к поведению | Нормы | Правила |
6 | Источник управления | Санкции | Вознаграждение и штраф |
Как видно из таблицы, в неформальных группах основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, в формальных же – официальные роли в терминах должностных прав и обязанностей индивидов. Неформальная власть, таким образом, обращается к человеку как к личности и, следовательно, носит личностный характер; формальная – как к должностному лицу, она устанавливается официально. Власть эту лидер неформальной группы получает от товарищей по работе, формальный – от руководства организации. Поведение в неформальной группе регламентируется групповыми санкциями, в формальной – правилами и должностными инструкциями. Наконец, в неформальной группе в качестве методов воздействия на управление поведением служат групповые санкции, в формальной – награждения и штрафы.
Все эти различия способствуют созданию в неформальных группах особых межличностных отношений, которые оказывают порою более сильное влияние на поведение работников, чем административная власть. Поэтому, хотя неформальные группы создаются не по воле руководства, каждый менеджер должен считаться с ними. От того, как взаимодействуют неформальные группы с формальными, зависит, в конечном счете, эффективность организации.
Неформальные группы имеют много своих достоинств. Они облегчают управленческую нагрузку менеджмента: если члены такой группы разделяют цели организации, то сами осуществляют контроль. Неформальные группы способствуют сотрудничеству и кооперации, получению удовлетворения от труда, служат своего рода клапаном для выхода эмоций работников, улучшают коммуникации в организации. Использование всех этих возможностей для повышения эффективности организации – прямая обязанность менеджмента.
Существует ряд проверенных на практике правил, которых должен придерживаться в своей работе с неформальными группами каждый менеджер. Суть их сводится к тому, чтобы: