Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:07, курсовая работа
Цели курсовой работы – углубление и закрепление полученных теоретических знаний по стратегическому менеджменту, развитие умения самостоятельно, творчески работать над литературными и справочными источниками.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
произвести обзор литературных источников по теме;
Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие группы и ее возникновение…………………………………4
2. Типы групп……………………………………………………………...5
3. Общая характеристика группы………………………………………..9
3.1 Характеристики членов группы……………………………….9
3.2 Структурные характеристики группы………………………..10
3.3 Ситуационные характеристики……………………………….16
4. Этапы развития группы………………………………………………..19
5. Формирование и анализ группового поведения. Управление
группами………………………………………………………………......22
5.1. Формирование и анализ группового поведения
личности в организации…………………………………………...22
5.2. Управление группами…………………………………………24
6. Анализ факторов эффективной работы группы на примере
деятельности МУЗ «Ракитянская ЦРБ» ………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………37
Приложения ………………………
МЕТОДИКА В.И. ШКАТУЛЛЫ
Атмосфера в коллективе
Замер психологической атмосферы в группе, т.е. динамичную составляющую психологического климата производится с помощью несложной методики - каждый составляющий морально-психологический климат коллектива оцениваются по девяти бальной системе.
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценить и по составляющим).
Дружелюбие | Враждебность | ||
Согласие | Несогласие | ||
Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||
Увлеченность | Равнодушие | ||
Продуктивность | Непродуктивность | ||
Теплота | Холодность | ||
Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества | ||
Взаимная поддержка | Недоброжелательность | ||
Занимательность | Скука | ||
Успешность | Неуспешность | ||
ОПРОСНИК:
НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
В КОЛЛЕКТИВЕ
1. Знаете ли Вы о существовании в вашей организации неформальных групп:
Да;
Нет.
2. Причиной возникновения неформальных групп является:
А- Результат неэффективного управления организацией;
Б- Естественное стремление человека к объединению с другими людьми.
3. Ограниченность формальной организации;
А и Б;
Б и В;
А и В;
А, Б, В.
4. Считаете ли
Вы, что для того чтобы справиться
с неформальной группой
Уничтожить ее;
Не обращать на нее внимания;
Взаимодействовать с ней.
5. Какие из
нижеперечисленных
В основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели;
Наличие своих лидеров;
Сопротивление переменам, которые могут произойти в их организации;
Осуществление социального контроля за своими членами;
Все вышеперечисленные.
6. Какое, по Вашему мнению, неформальные группы несут в себе влияние на деятельность формальных групп:
Положительное;
Отрицательное;
И то и другое;
Никакого.
7. Считаете ли Вы, что неформальные группы могут помочь формальной организации в достижении ее целей:
Да;
Нет.
8. Перед тем,
как принимать какие-либо
Да;
Нет.
9. При принятии
каких-либо решений,
Да, привлекаю;
Нет, не привлекаю;
Привлекаю, когда считаю это необходимым для себя.
10. Устраиваются
ли в Вашей организации
Да;
Нет, я не вижу в этом никакой необходимости;
Нет, но считаем это необходимым и планируем в будущем.
11. Существуют ли у Вас на предприятии клубы руководящих работников, специально отведенные места в столовых учреждения, проводятся ли официальные обеды и конференции для руководителей «среднего звена», или существуют какие-нибудь другие «льготы» для данной группы сотрудников:
Да;
Нет.
12. Если Вам
не удалось добиться
Да, считаю;
Да, если из-за этого не возникнут новые трудности;
Нет, не считаю.
13. Является ли, по Вашему мнению, перевод сотрудников из одного места работы на другое место одним из методов эффективного управления неформальными группами:
Да;
Нет;
Не только неэффективный, но и вредный для организации.
14. Применяется ли данный метод в Вашей организации:
Да, применяется;
Нет, не применяется.
15. Может ли, по
Вашему мнению, правильное размещение
кабинетов повлиять на
Да;
Нет.
16. Применяется ли данный метод в Вашей организации:
Да, применяется;
Нет, не применяется.
17. Считаете ли
Вы, что выявление естественных
лидеров и управление ими -
решающий административный
Да;
Нет.
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ
РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ
КОЛЛЕКТИВОМ
Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.
Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Инструкция
Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».
Текст опросника
1. Основной стиль поведения руководства.
а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
2. а. Всегда
что-нибудь приказывает,
б. Приказывает так, что хочется выполнить.
в. Приказывать не умеет.
3. а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
4. а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
5. а. Наверно,
он консервативен, так как
б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6. а. На критику
руководитель обычно не
б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7. а. Складывается
впечатление, что руководитель
боится отвечать за свои
б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
8. а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
в. Не допускает,
чтобы подчиненные ему
9. а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
10. а. Всегда
обращается к подчиненным
б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11. а. В критических
ситуациях руководитель плохо
справляется со своими
б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12. а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
13. а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.