Неформальные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы – углубление и закрепление полученных теоретических знаний по стратегическому менеджменту, развитие умения самостоятельно, творчески работать над литературными и справочными источниками.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
произвести обзор литературных источников по теме;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие группы и ее возникновение…………………………………4
2. Типы групп……………………………………………………………...5
3. Общая характеристика группы………………………………………..9
3.1 Характеристики членов группы……………………………….9
3.2 Структурные характеристики группы………………………..10
3.3 Ситуационные характеристики……………………………….16
4. Этапы развития группы………………………………………………..19
5. Формирование и анализ группового поведения. Управление
группами………………………………………………………………......22
5.1. Формирование и анализ группового поведения
личности в организации…………………………………………...22
5.2. Управление группами…………………………………………24
6. Анализ факторов эффективной работы группы на примере
деятельности МУЗ «Ракитянская ЦРБ» ………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………37
Приложения ………………………

Работа состоит из  1 файл

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

      3. Общая характеристика группы

 
 

      Независимо  от типа группы, того, в какой организации  она сформирована и функционирует, а также того, кто конкретно входит в группу, можно указать на некоторые общие моменты и факторы, характеризующие построение группы, ее структуру и процесс функционирования группы в ее окружении.

      Жизнь группы, ее функционирование находится  под влиянием трех факторов:

    1. характеристики членов группы;
    2. структурные характеристики группы;
    3. ситуационные характеристики.

      Все эти факторы не только находятся  во взаимодействии, взаимовлиянии, но и испытывают сильное обратное воздействие со стороны функционирования группы, так как в результате жизнедеятельности группы происходят изменения характеристик человека, изменяется построение группы и наблюдаются изменения в ее окружении.

      3.1. Характеристики членов группы
 

     К характеристикам членов группы, оказывающим  влияние на ее функционирование, относятся личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт.

     Личностные  качества членов группы позволяют прогнозировать успех или, напротив, неудачи в ее работе. Такие качества членов группы, как коммуникабельность в сочетании с независимостью и самостоятельностью в работе, как правило, приводят к высоким результатам деятельности группы в целом, в то время как властолюбие, стремление доминировать в коллективе, забота исключительно о собственном успехе и выгоде отдельных членов группы парализуют работу других и негативно сказываются на результатах работы всего коллектива.

     Успех группы будет существенно определяться способностями ее членов. Возможности работы коллектива нельзя рассматривать как простую сумму возможностей каждого из его членов. Вместе с тем эффективность работы группы будет зависеть от того, что может делать каждый ее член в отдельности и насколько успешно он будет это делать в группе.

     При этом могут быть отмечены следующие  закономерности. Индивиды, располагающие особыми, выдающимися способностями, которые необходимы для решения стоящих перед группой задач, как правило, более активно вовлечены в работу и вносят наибольший вклад в решение этих задач; они чаще становятся лидерами данной группы (формальными или неформальными) и получают, наибольшее удовлетворение, если их способности эффективно реализуются в группе. Данная зависимость подтверждается также результатами корреляционного анализа: чем выше уровень интеллектуальных возможностей членов групп и их способностей, которые имеют непосредственное отношение к решению стоящих перед группой задач, тем лучше результаты работы в целом.

     Также существенное влияние на группу оказывает  уровень образования человека и  его жизненный опыт. 

     3.2. Структурные характеристики группы 

     Под структурой группы понимаются следующие ее компоненты:

  • формальное лидерство;
  • роли;
  • нормы;
  • статус;
  • состав.

     Формальное  лидерство. Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидеры группы: начальник подразделения, руководитель проекта, председатель комитета, президент ассоциации. Значение лидера для успеха работы группы крайне велико. Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность его работы.

     Так же как и формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Их существенно отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера – признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование. Иногда эти функции выполняются разными людьми. Если это так, то в неформальной группе возникают два лидера: один для выполнения целей группы, другой – для социального воздействия.

     За  каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли. Роль – это способ поведения индивида в некоторой ситуации, определяемый его внутренней мотивацией и представлениями о должном.

     Существуют  две основные направленности ролей для создания нормально работающей группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать  групповые задачи и выполнять их. Наряду с формальным распределением ролей, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой. Отдельные члены группы берут на себя роль генераторов идей, другие склонны к координации усилий членов группы, третьи заботятся о взаимоотношениях в группе, о поддержании хорошего климата в коллективе, четвертые следят за тем, чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца. Есть люди, которые выполняют роль структуризаторов, они ставят перед группой цели, отслеживают влияние окружения на решаемые группой  задачи.

     Эти и другие роли группового поведения  люди выполняют в соответствии с их способностями и внутренним призванием. Поэтому в хорошо функционирующих группах обычно создаются возможности для того, чтобы человек мог вести себя в соответствии со своими  способностями к групповым действиям и органично присущей ему определенной ролью члена группы.

       Каждому из нас приходится  играть не одну, а несколько  ролей. Например, менеджер по персоналу одновременно может являться председателем комиссии по разрешению трудовых споров, членом комиссии по высвобождению рабочей силы с предприятия, вице-президентом Ассоциации специалистов кадровых служб. К тому же он может выполнять еще целый ряд социальных ролей: мужа, отца, сына, брата, а также председателя садового товарищества или капитана футбольной команды. В ряде случаев эти роли могут оказаться несовместимыми и противоречить одна другой. Там, где поведение работника приходит в противоречие с тем, чего от него ожидают окружающие, возникает ролевой конфликт. Типичный пример: работающая женщина, которой с трудом удается совмещать успешное выполнение своей роли на производстве с теми стереотипами, которые существуют в обществе и семье относительно ее роли жены и матери.

     Для того чтобы успешно трудиться, все  группы вырабатывают определенные нормы поведения, т.е. принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определенных документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм, которыми руководствуются группы, носят неформальный характер. Вместе с тем именно они могут оказывать наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы. Условно может быть выделено три совокупности норм.

     Первая  совокупность норм касается непосредственно  выполнения работы и ее качества (какова интенсивность работы, насколько терпимо группа относится к браку и просчетам в работе, нарушению сроков выполнения заданий и т.п.).

     Вторая  совокупность норм касается таких внешних  факторов, как форма одежды (некоторые коллективы для поддержания определенного имиджа достаточно жестко регламентируют форму одежды сотрудников и ее цвет), отношение к сверхурочной работе (в ряде случаев она поощряется, но может рассматриваться и как неумение организовать на должном уровне собственную работу и работу подчиненных) и др.

     Третью  совокупность образуют нормы, регламентирующие распределение ресурсов внутри группы. В одних, группах, например, все ее члены имеют одинаковый доступ к компьютерам и другому офисному оборудованию, в других этот доступ зависит от продолжительности работы в данном коллективе и занимаемого положения.

     Для того чтобы быть принятым в группу и чувствовать ее поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к ее нормам. Обычно сама группа оказывает определенное давление и пытается скорректировать поведение тех своих членов, которые поступают вопреки нормам и правилам, существующим в ней.

     Статус в группе – положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус  может быть формальным   и неформальным. Статус той или иной личности в группе может определяться рядом факторов, включая такие как старшинство в должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, накопленный опыт, уважение, соответствующее заслугам, знаниям. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом.

     Под составом понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов,  которые они проявляют при  решении проблем. Работа, выполняемая в группах, как правило, требует различных знаний, умений, навыков и личностных качеств. В этой связи принято считать, что разнородные по составу группы (по полу, возрасту, стажу работы в организации) работают более эффективно, чем группы относительно однородные по своему составу. Вместе с тем в разнородных по составу группах могут возникать такого рода проблемы, как конфликты из-за недопонимания среди их членов, борьба за власть, более высокая текучесть кадров. Однако при умелом управлении эти проблемы весьма успешно преодолеваются.

     Кроме того, структурные характеристики группы включают в себя личные симпатии и антипатии между членами группы (кто кому нравится и кто кого не любит), а также силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться). Рассмотрим их подробнее.

       На установление дружеских отношений  между людьми оказывают влияние  несколько моментов:

  1. личностные характеристики взаимодействующих. Люди любят тех, кто близок им по духу, вкусу и предпочтениям;
  2. наличие территориальной близости в расположении людей. Чем ближе располагаются рабочие места членов группы, тем выше вероятность того, что они установят дружеские отношения;
  3. частота встреч, а также ожидание того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем;
  4. успешное функционирование группы. Успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг к другу в большей степени, чем неуспех;
  5. наличие одной цели;
  6. широкое участие всех членов группы в принятии решения. Возможность оказывать влияние на общегрупповые процессы стимулирует развитие у членов группы положительного восприятия группы.
  7. Если люди, испытывающие дружеские отношения друг к другу,  имеют высокую мотивацию к работе в группе, но наличие взаимных симпатий и дружбы способствует существенному повышению результатов их труда и тем самым позитивно влияет на работу группы в целом. Если люди слабо мотивированы на работу, то результат будет совершенно противоположным. Они много времени будут проводить в бесполезных для работы разговорах, перекурах, чаепитиях, постоянно отвлекаясь от работы и резко снижая результативность своей работы. При этом они могут отвлекать от работы других, создавая в группе атмосферу безделья и расслабленности.

     Сила  и конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляются в виде так называемого общественного влияния на человека. Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинения интересам группы. Человек может сопротивляться этому давлению, а может подчиниться, т.е. выступить конформистом.

     Конформизм  может приводить к тому, что  человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их под давлением группы. Конформизм может превратить человека в бессловесный придаток группы.

     С другой стороны, очевидно, что без  конформизма не может быть создано сплоченной группы. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден будет покинуть группу.

     Чем лучше личные отношения между  членами группы, чем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

      3.3. Ситуационные характеристики группы
 

      Ситуационные  характеристики группы мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе.

      В маленьких по размеру группах  возникает больше сложностей с достижением соглашения и много времени уходит на выяснение отношений и точек зрения. В больших группах наблюдаются трудности с поиском информации, так как члены группы обычно ведут себя более сдержанно и концентрированно. Отмечено также, что в группах с четным числом членов, хотя и наблюдается больше напряженности с принятием решения, чем в группах с нечетным числом членов, тем не менее, меньше несогласия и антагонизма между членами группы.

      Размер группы также оказывает влияние на удовлетворенность работой. Отдельные исследования показывают, что люди более удовлетворены, если они работают в группе среднего размера (5—6 человек). Маленькие группы порождают много напряжений в отношениях между ее членами, а в большой не уделяется достаточно времени для каждого члена группы.

      Пространственное расположение членов группы оказывает заметное влияние на их поведение. Одно дело, когда человек имеет постоянное месторасположение, другое — когда он ищет каждый раз себе это место. Люди во время работы могут смотреть друг на друга, а могут находиться спиной друг к другу. И это также будет оказывать влияние на их работу и на их поведение в группе.

Информация о работе Неформальные группы