Неформальные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Цели курсовой работы – углубление и закрепление полученных теоретических знаний по стратегическому менеджменту, развитие умения самостоятельно, творчески работать над литературными и справочными источниками.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
произвести обзор литературных источников по теме;

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие группы и ее возникновение…………………………………4
2. Типы групп……………………………………………………………...5
3. Общая характеристика группы………………………………………..9
3.1 Характеристики членов группы……………………………….9
3.2 Структурные характеристики группы………………………..10
3.3 Ситуационные характеристики……………………………….16
4. Этапы развития группы………………………………………………..19
5. Формирование и анализ группового поведения. Управление
группами………………………………………………………………......22
5.1. Формирование и анализ группового поведения
личности в организации…………………………………………...22
5.2. Управление группами…………………………………………24
6. Анализ факторов эффективной работы группы на примере
деятельности МУЗ «Ракитянская ЦРБ» ………………………………..27
Заключение ……………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………37
Приложения ………………………

Работа состоит из  1 файл

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

      Отрицательными  сторонами управления неформальными  группами в Ракитянской ЦРБ являются:

    • В ЦРБ никаких общественных мероприятий не проводится и не планируется в перспективе. Руководство больницы считает, что в этом нет никакой необходимости.
    • В результате опроса обнаружилась следующая ситуация: на вопрос «Привлекают ли членов коллектива к участию в принятии какого-либо решения по  обсуждаемым вопросам?» одни опрошенные ответили отрицательно, другие – «привлекают, когда сочтут нужным».
    • Руководство больницы считает, что размещение кабинетов не повлияет на поведение членов неформальной группы и, соответственно, не применяет данный метод управления в своей организации.
    • Руководство больницы знает лидеров неформальных групп, но не применяет никаких методов управления ими.
    • Руководство ЦРБ считает возможным за счет гибкого использования различных каналов передачи информации усилить свое влияние на неформальные группы, однако каналы неформальной передачи информации для влияния на неформальные группы не используются.

        Для определения стиля руководства была использована методика  В. П. Захарова  (Прил.8). В результате были получены данные:

  Стили руководства                 Число опрошенных                  26 чел. 

  Директивный                                          1 чел.                               (16, 66%)

  Попустительский                                     0

  Коллегиальный                                   25 чел.                                   (83, 34%) 

  Преобладающий                                                          Коллегиальный 

      Для повышения эффективности управления неформальными группами руководству  МУЗ «Ракитянская ЦРБ» необходимо применять следующие методы влияния:

  1. привлекать сотрудников для обсуждения различных вопросов касающихся деятельности организации, консультироваться с ними и принимать решения с учетом их пожеланий и рекомендаций;
  2. проводить спортивные соревнования и другие мероприятия для сотрудников во внерабочее время с целью формирования у своих служащих лояльности. Необходимо внушить, что все содействующее целям организации содействует и целям отдельного человека;
  3. руководству больницы необходимо пытаться управлять лидерами неформальных групп, контролировать их деятельность и использовать ее для влияния на неформальные группы;
  4. необходимо развивать и использовать каналы неформальной передачи информации, так как данный метод имеет много позитивных моментов для управления неформальными группами и его применение будет способствовать более эффективному влиянию на данные группы.

      Это позволит, по мнению большинства сотрудников коллектива, усилить коллективизм и основные возможности командообразования.

       Эффективность управления организацией в значимой степени зависит от главных необходимых  черт её руководителя: ответственности, уверенности, решительности; прямоты, образованности. Для успешного управления коллективом ЦРБ главному врачу необходимо знать и использовать в работе методы взаимодействия руководителя и подчиненных:

- руководитель  принимает решение и дает подчиненным  команду его выполнить;

- руководитель  принимает решение и разъясняет  его подчиненным;

- руководитель  принимает решение, советуясь  с подчиненными;

- руководитель  предлагает решение, которое может  быть скорректировано после консультаций  с подчиненными;

- руководитель  излагает проблему, получает советы и рекомендации подчиненных, на основании которых принимает решение;

- руководитель  принимает решение совместно  с подчиненными;

- руководитель  устанавливает рамки, в которых  подчиненные сами принимают решение.

      Только  слаженная работа всего коллектива позволит организации успешно выполнять свои задачи. Поэтому руководству необходимо знать и не оставлять без должного внимания все формальные и неформальные группы. Руководитель должен знать в лицо неформальных лидеров, грамотно ими управлять. Это позволит интересы неформальных групп направить таким образом, чтобы они помогали организации выполнять возложенные государством обязанности. 
 
 
 
 

 
 

      Заключение 
 

      Большинство из нас активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Время, требующееся для такого осознания, степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой.

      Группы  могут быть формальными или неформальными. Формальные группы – это те, которые предусмотрены в структуре организации для выполнения конкретных задач. Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей. Они оказывают существенное влияние на поведение людей в организации и эффективность ее работы, подчас не менее важное, чем группы, формально предусмотренные в организационной структуре.                                     

      Наиболее  часто люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности  в усилении власти, обеспечении безопасности, самоуважении, общении, получении определенного статуса.

      Каждый  из нас принадлежит одновременно ко многим группам. Мы –члены нескольких семейных групп: своей непосредственной семьи, семей бабушек и дедушек, двоюродных сестер и братьев, родственников жены или мужа и т.д. Большинство людей принадлежит также к нескольким группам друзей – кругу людей, которые довольно регулярно видятся друг с другом.

     Подводя итог, укажем, что личность формируется  в общественной среде, на нее влияет ближайшее окружение (семья, класс, группа, коллектив). Организационное поведение формируется в процессе производственной деятельности, чаще всего в малой группе. Личность оказывает влияние на группу, а группа на работника через групповое взаимодействие, общие цели и взаимную симпатию (антипатию) между членами группы.

      Группы  играют очень важную роль в жизни  каждого члена организации. В любой организации человек является членом формальных и неформальных групп. Это оказывает на него огромное влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желание работать с полной отдачей.

      Поэтому, менеджеры должны учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении.

      Проведенные исследования показали, что работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас во время рыночных отношений особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного управления персоналом.  

      Управление  человеческими ресурсами охватывает все решения, касающиеся регулирования отношений между персоналом и организацией. Это означает, что управление человеческими ресурсами становится все более тесно связанным с главной стратегией предприятия. Из всех особенностей управления человеческими ресурсами, которые отличают его от традиционного управления кадрами, самая фундаментальная — его интеграция в стратегию предприятия.  

      Список  использованных источников:

 
    
  1. Виханский О.В. Менеджмент: учебник / О.В. Виханский, А.И. Наумов. – 4-е изд., доп. – М.: Гардарики, 2008. – 268 с.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарика, 2006. – 296 с.
  3. Долбаев В.Л. Организационное поведение / В.Л. Долбаев. – М.: ЭКСМО, 2002. – 306 с.
  4. Дорофеев В. Д. Характеристика личности и социальные основы ее поведения: [Электронный документ] (http://www.elitarium.ru/2010/10/04/kharakteristika_lichnosti.html). Проверено 11.03.2011.
  5. Ильин Г.Л. Социология и психология управления: учеб. пособие для ВУЗов / Г.Л. Ильин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. – 342 с.
  6. Карташова Л.В. Организационное поведение: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 369 с.
  7. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учеб. пособие / А.Я. Кибанов. – М.: КНОРУС, 2008. – 388 с.
  8. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури .  – 2-е изд.,доп. – М.: Дело, 2007. – 488 с.
  9. Скопылатов И.А. Управление  персоналом: учебник для ВУЗов / И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов. – СПб.:  Изд-во Смольного университета, 2004. – 400 с. – (Университетский учебник).
  10. Спивак В.А. Организационное поведение: учебник / В.А. Спивак. – М.: Эксмо, 2007. – 322 с.
  11. Трудовой коллектив и его формирование. Управление персоналом: [Электронный документ] (http://www.upramir.ru/org/index.html) 12.03.2011.
  12. Шекшня С. Управление персоналом современной организации / С. Шекшня. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. –352 с.

      Приложение 1 

  Таблица 1 
 

  Характеристика  неформальной группы 
 

1. Нормы принятые в группе      Под нормами понимаются общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы.
2. Сопротивление

переменам

     Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы будут усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям.
3. Лидерство      Неформальный  лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и ее поддерживать и укреплять ее существование.
 

      Приложение 2 

  низкая Взаимосвязь действий членов группы высокая
высокая   Способствует  успешному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между  членами группы Порождает много проблем в отношениях между членами группы
  Дифференциация  в оплате
Порождает много проблем в отношениях между членами группы Способствует  успешному функционированию группы и развитию благоприятных отношений между  членами группы
низкая
 
 

      Рис. 2. Матрица влияния оплаты на взаимоотношения в группе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 3

      Рис. 3  Модель включения человека в организационное окружение 
 
 
 

      Приложение  4 
 

      

        

      

        
 

        
 
 
 
 
 

      Рис. 4.  Модель включения личности в организационное окружение с позиций организации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 5 

      Таблица 2

      Групповые процессы и состояния  

№ п/п Групповой процесс Групповое состояние
1 Общение Характеризуется степенью готовности решать совместные задачи, подготовленностью к совместной деятельности.
2 Консолидация Согласование целей и задач в ходе совместной деятельности. Характеризуется четким согласованием, осознанием членами группы ее целей и задач, а также определением способов и средств для ее достижения
3 Лидерство Целенаправленное  управление группой в ходе решения  каких-либо задач. Характеризуется распределением обязанностей.
4 Конкуренция Взаимодействие  людей по поводу успеха в чем-либо
5 Сплоченность Характеризуется единством целей, ценностей и  мышления.
6 Принятие решения Характеризуется интегративностью, согласованностью и упорядочностью.
7 Эмоциональная идентификация Отождествление  себя со всей группой как целостным  образованием. Характеризуется референтностью. Членство в группе представляется для людей наиболее ценным и значимым

Информация о работе Неформальные группы