Оценка деловых и личностных качеств менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов оценки деловых и личностных качеств менеджера.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы оценки деловых и личностных качеств менеджера.
2.Разработать рекомендации по совершенствованию методов оценки деловых и личностных качеств персонала предприятия ООО "Фрегат".

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………………3
Глава 1. Методологический аспект оценки деловых и личностных качеств менеджера………………………………………………………………………………………...4
1.1 Современный менеджер и требования, предъявляемые к нему…………..………4
1.2 Оценка качеств менеджера, понятие, сущность……………………………...…..11
1.3 Методы оценки деловых и личностных качеств менеджера……………….……15
Глава 2. Оценка деловых и личностных качеств менеджера……………………..…21
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………………….…..21
2.2 Оценка качеств менеджера………………………………………………….……..27
2.3 Рекомендации по совершенствованию методов оценки деловых и личностных качеств менеджера……………………………………………………………………….……..32
Заключение……………………………………………………………………..………34
Список используемых источников……………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

АвтоВаз.docx

— 282.99 Кб (Скачать документ)

Информационные  роли

Роль «приемника информации». Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию.

Роль распространителя информации. Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер; другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации.

Роль представителя. Передает информацию относительно планов, политики, действий и результатов работы организации для внешних контактов, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Роли, связанные с принятием решений 

Роль предпринимателя. Изыскивает возможности организации бизнеса внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты усовершенствований», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов.

Роль устраняющего нарушения. Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных решений.

Роль распределителя ресурсов. Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию и одобрению всех значительных решений в ней.

Роль ведущего переговоры. Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

Все эти роли тесно взаимосвязаны. Одновременно они непосредственно  вытекают из должностных полномочий руководителя, его официального статуса. Вместе с тем характер их выполнения может оказывать обратное (и достаточно ощутимое) влияние на официальные, статусные  и иные характеристики руководителя. Согласованная реализация всех этих ролей, по Г. Минцбергу, — это и есть содержание процесса управленческой деятельности. Проанализировать же эту деятельность, раскрыть ее содержание — значит выявить и описать указанные роли по отношению к конкретной анализируемой деятельности, а также характер их взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга, способы их координации.

Требования   к   менеджеру   можно   сформулировать   по четырем группам качеств.

1. Мировоззренческая позиция, четкая управленческая концепция, желание обеспечить достижение экономических и социальных целей организации, умение позитивно воздействовать на людей

2.   Деловая       компетенция:       профессиональные   знания,    опыт   работы,    предприимчивость  и умение  рисковать,   культура  профессионального общения.

3. Административные    способности:     желание    и способности контролировать  подчиненных,   наличие  навыков интенсивно использовать свое рабочее время, умение правильно оценивать людей и эффективно использовать трудовые ресурсы, рациональность.

4. Личностные    качества:    предрасположенность    к лидерству, любовь к людям, внутренняя свобода, обязательность, умение устанавливать межличностные отношения, чувство юмора.

Менеджер должен обладать высокими этическими качествами. Этику можно определить как совокупность моральных принципов и правил, управляющих поведением человека или группы людей. Этика определяет положительные и отрицательные оценки их действий.

Согласно морально-правовому  подходу к этике этически корректным является решение, которое соблюдает  права людей наилучшим образом. К фундаментальным относят права человека на: свободу согласия, частную жизнь, свободу совести, свободу слова, надлежащее обращение, жизнь и безопасность.

Этически корректное управленческое решение не должно нарушать эти права. А также оно должно основываться на равенстве, честности и справедливости. С точки зрения менеджмента существуют три вида справедливости:

1 распределительная справедливость;

  1. процедурная справедливость;
  2. компенсационная справедливость.

Из всего контраста  ролей, которые играют менеджеры, нужно  выделить главные - к ним относятся:

1. Подготовка, принятие  и реализация управленческих  решений. Это основная функция  менеджера. Будучи наделен особенным  правом принимать управленческие решения, менеджер в то же время несет и ответственность за их последствия.

2. Информационная  роль. Для того чтоб принять  действенное управленческое решение, нужно получить и обработать достоверную экономико-управленческую информацию о развитии системы управления гостиничным комплексом. Не напрасно молвят: "Кто обладает информацией, тот обладает миром". От того, как полной информацией обладает менеджер, как он может ясно и верно доводить подходящую информацию до исполнителей, сильно зависит итог его работы.

3. Работа в  качестве управляющего, формирующего дела изнутри и вне организации, мотивирующего членов трудового коллектива на достижение практических и стратегических целей организации.

Действенное управление подразумевает способность поделить свое видение «заморочек» с иными, мотивировать их для заслуги поставленных целей, другими словами управлять совместно с людьми, а не управлять людьми. Люди желают, чтоб их фаворит был не лишь не столько профессионалом-технократом, нацеленным только на процесс производства, сколько управляющим с "человечьим лицом", имеющим подобающую социально-психологическую подготовку. В его управленческой деятельности на первом плане обязана стоять ориентация на человека, что в особенности принципиально для гостиничной промышленности (принадлежащей к системе "человек-человек").

Так как и люди, и ситуации постоянно изменяются, менеджер должен быть довольно гибким, чтоб приспособиться к непрекращающимся переменам. Осознание ситуации и  познание того, как управлять человечьими  ресурсами, — важные составляющие действенного управления. Все это свидетельствует  о том, что управленческая работа относится к числу таковых  видов людской деятельности, которые  требуют специфичных личных свойств, делающих конкретную личность мастерски  подходящей к управленческой деятельности.

В бывшем СССР при  подборе управленческих кадров руководствовались 4-мя основными требованиями: политической грамотностью, моральной устойчивостью, компетентностью, наличием организаторских возможностей.

Современная теория и практика менеджмента выявила  ряд требований, предъявляемых к  менеджменту. Таковыми являются:

• познания,

• определенные личные свойства;

• соблюдение этических  норм;

• навыки и организаторские  возможности.

Современный менеджер принципиально  отличается от хозяйственного руководителя.

 

 

1.2. Оценка качеств менеджера, понятие, сущность.

Личность менеджера  можно разделить на 3 составляющих:

А) Биографические характеристики (возраст, социально-экономический  статус, образование).

Б) Способности (Общие  способности – интеллект, специфические  способности – знание, компетентность, умение).

В) Черты личности (Доминантность, уверенность в себе, креативность, стремление к достижению цели, ответственность, общительность, коммуникабельность).

Кроме руководителя может  быть еще и лидер – человек, обладающий авторитетом, который выдвигается  из среды окружающих его людей.

Стиль руководства –  совокупность наиболее характерных  способов, приемов, правил, применяемых  руководителем в процессе выполнения управленческих функций, а также  психологических особенностей взаимодействия руководителя со своими подчиненными. Пример можно проиллюстрировать  на управленческой решетке.

На сегодняшний день полный перечень необходимых и достаточных  качеств менеджера очень обширен. К хорошо изученным специальным  знаниям, деловым и нравственно-этическим  качествам следует добавить специфические  личностные качества, характеризующие  организаторские способности.

Организаторские способности  определяются психофизиологическими  свойствами личности и чертами характера. Всего насчитывается около двух тысяч терминов, которыми в научной, художественной литературе и в обычной  речи описывают человека и его  свойства, его поведение.

Выделим из них наиболее характерные свойства менеджера  и отсеем второстепенные, опираясь на представления о сущности и  содержании труда предпринимателя (менеджера), в котором на передний план выходит межличностное общение. Свойства личности, которые обеспечивают адекватное общение и эффективную  регуляцию совместной деятельности, относятся к профессиональным качествам  менеджера.

В группировку качеств, относящихся к "организаторским  способностям", включаются: адаптационная  мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность, социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения личности в психологии, можно назвать частными организаторскими способностями.

Все они имеют сложную  структуру, перекрываются друг другом и некоторыми другими качествами личности, которые также необходимы талантливому менеджеру. Опишем их смысловое содержание.

Адаптационная мобильность — группировка качеств, составленная из "внутренних" психофизиологических свойств личности и "внешних" социально-психологических качеств, связанных с поведением человека в структуре межличностных и организационно-управленческих отношений в коллективе. К ним относятся: склонность к творческим формам деятельности, стремление учить других; стремление к непрерывным качественным изменениям в организации и содержании собственной деятельности в условиях, средствах и методах труда; стремление к непрерывному пополнению и углублению знаний; способность противостоять дестабилизирующему влиянию негативного поведения; стремление к обоснованному риску; низкие психологические барьеры на пути к нововведениям; стремление к расширению круга своих полномочий ("деловой экспансионизм"), инициативность, нетерпимость ко всему косному, консервативному, предприимчивость и т. д.

Нетрудно убедиться, что  перечисленные качества, названные  адаптационной мобильностью, приобретают  в нынешних условиях переходного  периода наибольшее значение. Менеджеры, не отличающиеся высокой адаптационной  мобильностью, сознательно или несознательно  начинают противиться новым рыночным отношениям.

Контактность — способность к установлению социальных контактов. В эту группировку входят такие социально-психологические качества, как коммуникабельность, общительность, экстравертность (т.е. обращенность во вне, "открытый" характер, непереносимость одиночества), интерес к людям и стремление больше знать о них и о состоянии их дел, высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, честолюбивое стремление к возвышению самооценки, способность располагать людей к себе, социальная контролируемость (способность видеть себя со стороны, глазами другого человека), умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника, способность выслушивать, понимать и убеждать людей и пр.

Стрессоустойчивость — это такое качество личности, которое объединяет интеллектуальную, волевую и эмоциональную устойчивость к внешним воздействиям.

От менеджера часто  ждут немедленных решений в остром споре на деловых совещаниях, когда  работать приходится в условиях дефицита времени и недостатка информации, на фоне личных и производственных конфликтов, быть все время на глазах других людей. Борьба мнений и самолюбии обязательно сопровождает каждое действительно демократическое обсуждение проблем, принятие коллективных решений, и сохранять в этих условиях самообладание и трезвость мышления могут немногие. Стрессоустойчивость — это качество, которое можно улучшить тренировкой, привычкой к повседневному напряженному творческому труду. Однако если нет ни соответствующих задатков, ни подходящих условий, ни времени для формирования такого качества, издерганный руководитель приносит ущерб себе, подчиненным и бизнесу.

Доминантность — в общепринятой интерпретации это властность, честолюбие, стремление к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права, пренебрежение социальными условиями, расходящимися со здравым смыслом законодательными установлениями, игнорирование авторитетов, стремление к самоуправлению, высокая самооценка, завышенный уровень притязаний, смелость, сильная воля.

Социально-адекватный тип  общения. Как сказано выше, по тому, как люди общаются между собой, их можно разделить на три категории: агрессивный, слабовольный и социально-адекватный. Между типами общения и стилями  руководства существует прямая зависимость. Слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраняющийся, агрессивному — автократический, социально-адекватному — демократический стиль руководства. Следовательно, наблюдая за поведением человека в его повседневных контактах с другими людьми, можно оценить присущий ему

Помимо описанных качеств  можно выделить такие как гражданственность, требовательность к себе и другим, высокий уровень общей и управленческой культуры, твердый характер, самоконтроль и адекватная самооценка, мощный интеллект, сильная воля и др.

Информация о работе Оценка деловых и личностных качеств менеджера