Оценка эффективности управления организацией

Автор работы: i***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – оценить эффективность управления организацией ООО«ОренПроф» и разработать рекомендации по ее усовершенствованию.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:
- дать определение эффективности управления и определить ее роль в стратегическом управлении предприятием;
- выделить главные и наиболее важные критерии эффективности управленческой деятельности;
- проанализировать эффективность управления ООО «ОренПроф»;

Содержание

Введение ......................................................................................................................3
1 Теоретические основы эффективности управления…………………………….5
Факторы эффективности управления ........................................................9
1.2 Методы и показатели оценки экономической и социальной эффективности управления .............................................................................14
2 Анализ эффективности управления ООО«ОренПроф» ……… ........................24
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ОренПроф» 24
2.2 Анализ эффективности управления в ООО «ОренПроф»……………..27 3 Разработка предложений по повышению эффективности управления в ООО «ОренПроф».....................................................................................................32
Заключение ................................................................................................................36
Библиографический список ..............

Работа состоит из  1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 88.67 Кб (Скачать документ)

     Отправным моментом исследования и проблемы эффективности  менеджмента является эффективность  общественного производства. Социально-экономическая  природа управленческой деятельности обусловливает правомерность трактовки  эффективности менеджмента как  формы проявления эффективности общественного производства. Отсюда вытекает единая сущность эффективности производства (коммерции) и менеджмента, рассматриваемая как экономия совокупного труда в процессе создания и реализации продукта, выраженная в общественной форме, свойственной определенным социально-экономическим условиям. [12, с.74]

     При выявлении содержания эффективности  управления исследуется важнейшая  линия формирования эффективности: цель – результат – эффективность, т.е. оценка осуществляется с позиций  результата. Другая составляющая оценки эффективности – с позиций  самого процесса. Сюда следует относить использование ресурсов производства (коммерции) и менеджмента, а также  уровень изменения затрат, связанных  с ними. Иными словами, речь идет об оценке средств достижения результатов, т.е. рассматривается цепочка: ресурсы (затраты) – результат – эффективность.

     Таким образом, эффективность производства (коммерции) служит критерием эффективности  менеджмента, а повышение эффективности  менеджмента – один из решающих факторов и резервов роста эффективности  производства (коммерции). Следовательно, более эффективное управление, при  прочих равных условиях, обеспечивает и более высокий уровень эффективности  производства (коммерции).

     Эффективность управления – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные  особенности экономических, социальных и иных явлений. Многогранность эффективности  менеджмента обусловливает наличие  совокупности понятий для ее выражения. Учитывая взаимопроникновение, тесную взаимосвязь этих понятий, их методологическое единство, можно утверждать, что  только их совокупность дает полное представление  о понятии «эффективность менеджмента».

     Эффект  управления складывается из трех составляющих:

  • экономический эффект – вид эффекта, имеющий непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях;
  • социально-экономический эффект – имеет комплексную природу сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);
  • социальный эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

     Общий эффект можно условно принять  за сумму трех эффектов. Условно, так  как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.

     Помимо  понятия эффекта используют понятие  эффективности. Эффективность –  результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся  приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой  соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

     Эффективность = Эффект/Затраты

     При управлении стремятся к максимальному  сокращению затрат и к максимальному  повышению всех видов эффектов. Затраты  в организации не однородны и  не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести  их в денежную форму).

     Обычно  затраты подразделяют на:

  • материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;
  • трудовые затраты (время работы и квалификация работников);
  • финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).

     Эффективность можно увеличить уменьшением  любого из перечисленных ресурсов, и эти пути весьма разнообразны. Используя компьютерную технику, можно  уменьшить трудовые ресурсы и  более экономно расходовать материальные (например, за счет уменьшения отходов  производства путем электронного раскроя материала). Однако для внедрения такой техники финансовые затраты должны быть увеличены.

     Итак, эффективность менеджмента обеспечивается за счет деятельности по оптимизации  затрат и увеличения результативности по всем направлениям менеджмента:

  • в управлении трудовыми ресурсами;
  • в управлении производством или создании операционной системы;
  • при определении методов и структур управления.

     На  эффективность деятельности менеджера  влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала  и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют  совместно, в интеграционном единстве.

     Таким образом, эффективность управления — один из основных показателей  совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. [13, с.37]  

     
    1. Факторы эффективности управления

       

Высокие темпы роста эффективности управления персоналом в целом и производительности труда в частности обеспечиваются научно обоснованным использованием всего  комплекса факторов, влияющих на эффективность  управления персоналом.

     Это актуально особенно сейчас, когда  многие российские фирмы, в первую очередь  мелкие и средние, испытывают сегодня  немалые затруднения экономического характера, ограничены в ресурсах, и  проблема их выживаемости во многом должна решаться за счет резервов, использование  которых не требует больших затрат.

     Большое значение имеет вопрос о правильной классификации факторов влияющих на эффективность управления персоналом. При составлении такой классификации  следует учитывать, что эти факторы  действуют не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом.

     Теоретическое значение классификации факторов эффективности  управления персоналом заключается  в том, что она позволяет более  полно раскрыть природу производительности труда, определить соотношение между  факторами, выявить особенности  в действии отдельных факторов с  учетом специфики каждого конкретного  направления деятельности фирмы.

     Использование такой классификации позволяет  определить влияние каждого фактора  в отдельности, устранив тем самым  повторный счет, а также учесть результативность факторов роста производительности труда, что дает возможность правильно  выявить и использовать резервы  роста эффективности управления персоналом в целом. [8, с.63]

     Повышение эффективности управления зависит  от ряда факторов, которые могут  быть систематизированы по различным  признакам.

     По  содержанию:

  • организационные факторы
  • экономические факторы
  • технические факторы
  • физиологические факторы
  • социально-психологические факторы

          Организационные факторы – это рациональная структура аппарата управления, четкое функциональное разделение труда и правильный подбор и расстановка кадров, рациональный документооборот, трудовая дисциплина;

     Экономические факторы – включают систему материального  поощрения и материальной ответственности;

     Технические факторы – характеризуются механовооружением  управленческого труда, степенью использования  техники, технической культурой;

     Физиологические факторы – это, прежде всего санитарно-гигиенические  условия;

     Социально-психологические  факторы – охватывают межличностные  отношения, авторитет руководителей, систему моральных мотиваций.

     По  форме воздействия различают:

    • факторы прямого воздействия,
    • факторы косвенного воздействия.

     Факторы прямого воздействия – непосредственно  влияют на эффективность управленческого  труда. К числу таких факторов обычно относят организацию личной работы менеджеров, их квалификацию, правильность подборки и расстановки кадров в  аппарате управления и т.п.

     Факторы косвенного воздействия – оказывают  опосредованное влияние на работу организации. Это психологический климат коллектива, стиль управления, динамика формальных и неформальных групп и др.

     По  продолжительности воздействия:

  • факторы кратковременного воздействия,
    • факторы длительного воздействия.

     Например, кратковременное воздействие могут  иметь нарушения трудовой дисциплины. Большинство же факторов имеют длительное воздействие, к примеру, стиль управления, психологический климат в коллективе и т.п.

     По  степени формализации – факторы, влияющие на эффективность управления, могут быть подразделены на:

  • факторы, количественно измеримые;
  • факторы, количественно неизмеримые.

     Количественно измерить можно, например, уровень механизации  управленческого труда, интенсивность  информационных потоков и т.п. В  то же время такие факторы, как  удовлетворенность трудовой деятельностью, психологический климат и ряд других, не поддаются количественному измерению и не могут быть формализованы.

     Каждый  из перечисленных факторов может  воздействовать на систему управления сам по себе в отдельности, а также  в совокупности с другими. При  совместном положительном воздействии  они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном  – снижают ее. Роль менеджеров состоит  в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности  должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

                По степени управляемости факторы  можно разделить на:

  • нерегулируемые,
  • слаборегулируемые,
  • регулируемые.

     Нерегулируемые  факторы не зависят от управленческих решений, к ним относятся факторы, характеризующие месторасположение  филиала, наличие конкурентов и  др.

     Под слаборегулируемыми чаще всего понимают факторы, обладающие большой инертностью, изменение которых за определенный период времени мало зависит от управленческих решений. К таким факторам можно  отнести: размер представительств фирмы, объем и структуру основных фондов, характеристики технического уровня производства (мощность машин, степень механизации  и автоматизации производства и  др.).

     К регулируемым относятся факторы, характеризующие  качество управления персоналом, уровень  организации производства и труда, степень использования ресурсов и др. Именно эта группа факторов и формирующих их исходные показатели необходима нам для дальнейшего  исследования.

     Предложенная  классификация показателей удобна для проведения исследования взаимосвязи  эффективности управления персоналом и регулирующих факторов, так как позволяет решить одноименную проблему в различных аспектах. [7, с.86]

     Существующая  теория и практика изучения факторов роста производительности труда  позволяют построить утонченную общую классификацию в зависимости  от цели исследования. Исходя из экономической  сущности, предложено следующее содержание факторов, влияющих на эффективность  управления персоналом (таблица 1.1.1):

     Таблица 1.1.1 - Содержание некоторых факторов, влияющих на эффективность управления персоналом

     Факторы      Содержание  факторов
Физиологические
  • пол;
  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • умственные способности;
  • физические способности и др.
Технические и технологические
  • характер решаемых задач;
  • сложность труда;
  • техническая оснащенность;
  • уровень использования научно-технических достижений и др.
Структурно-организационные
  • условия труда;
  • соотношение численности категорий персонала;
  • объем предприятия;
  • режим работы;
  • стаж работы;
  • квалификация работников;
  • уровень использования персонала и др.
Социально-экономические
  • материальное стимулирование;
  • страхование;
  • социальные льготы;
  • уровень жизни и др.
Социально-психологические
  • моральный климат в коллективе;
  • психофизиологическое состояние работника;
  • статус и признание;
  • организационная культура фирмы;
  • благодарность;
  • перспектива продвижения по службе и др.
Территориально-ситуационные
  • месторасположение фирмы;
  • затраты времени на дорогу от дома до работы;
  • уровень конкуренции;
  • инфляция;
  • безработица;
  • дифференциация доходов;
  • акционирование предприятий и др.

Информация о работе Оценка эффективности управления организацией