Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 10:04, курсовая работа
Объект работы – конкурентоспособность товара.
Предмет – маркетинговые исследования конкурентоспособности товара.
Цель данной работы - провести маркетинговые исследования конкурентоспособности товара на рынке.
Введение…………………………………………………………….………3
1. Теоретические аспекты исследования
конкурентоспособности товара
1.1 Систематизация исследования конкурентоспособности товара......5
1.2 Формирование конкурентных преимуществ………………………..9
2. Анализ конкурентных преимуществ ТД «Фортуна»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ТД «Фортуна»…13
2.2 Анализ стратегического развития компании………..…………......22
2.3. Маркетинговое исследование конкурентоспособности
предприятия………………………………………………………………. 28
3. Анализ эффективности деятельности по повышению
конкурентоспособности ТД «Фортуна»……………………………….36
Заключение…………………………………………………………………40
Список литературных источников……………………………………….43
Экспертная
система для определения
Так, по результатам оценки значимости вариантов по критерию – качество, составим описание полученных результатов. Анализируемая организация ТД «Фортуна» и ООО «Алиса» имеют самый большой относительного приоритета равный 0,28, самый же маленький балл 0,14 – у ООО «Мария».
Данный
факт говорит о том, что компания ТД «Фортуна»
вместе с и ООО «Алиса» имеют самое высокое
качество продаваемой продукции по сравнению
с другими компаниями, которое соответствует
всем существующим стандартам.
Таблица 2.14
Экспертная
система для определения
Наименование
вариант |
Варианты | Вектор-
столбец |
Абсолют
ный приоритет |
Относи
тельный приоритет | ||||
x1 | x2 | x3 | x4 | x5 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ТД «Фортуна» | =1 | > | < | > | > | 6 | 28,5 | 0,25 |
ООО «Алиса» | > | =1 | > | < | > | 6 | 28,5 | 0,23 |
ООО «Бирюсинка» | < | < | =1 | > | < | 4 | 19,5 | 0,16 |
ЗАО Вырастай-ка | < | > | < | =1 | > | 5 | 24 | 0,20 |
ООО «Мария» | < | < | > | < | =1 | 4 | 18,5 | 0,16 |
Итого | 119 | 1 |
Результат обработки экспертной системы по критерию доставка показывает, что все предприятия продают продукцию примерно с одной и той же доставкой.
Сравнение вариант по критерию – оптовая цена, показало, что ТД «Фортуна» имеет самую низкую оптовую цену, согласно относительного приоритета равного 0,28, ООО «Алиса» стоит на втором месте (0,20), что говорит о конкурентоспособности продукции по цене и больших объемах сбыта по сравнению с другими предприятиями.
Относительно
критерия – гибкость ценовой политики,
сопоставление вариантов
По критерию степень охвата рынка, анализируемая компания делит лидерство на рынке края с ООО «Алиса».
Остальные компании отстают по степени охвата, но не на много.
Общим
итогом проведенного анализа по методу
расстановки приоритетов, следует
то, что компания ТД «Фортуна» по всем
параметром занимает далеко не последние
места по анализируемым критерием, а по
многим выходит даже в лидеры. Это говорит
о том, что в целом компания занимает хорошую
конкурентную нишу в отрасли детских товаров
края. При этом компании следует обратить
внимание, что по критерию гибкость ценовой
политики – компания занимает предпоследнее
место, то есть предприятию нужно пересмотреть
данную политику.
Проведем анализ основных конкурентов ТД «Фортуна» (таблица 3.1):
Таблица 3.1
Анализ конкурентного облика организации
Наименование рассматриваемого аспекта. | Ответы на вопросы: | ||
ТД «Фортуна» | ООО «Алиса» | ООО «Бирюсинка» | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ширина товарной серии | Ширина серии детские товары насчитывают свыше 15000 товаров | Ширина серии детские товары насчитывают свыше 18000 товаров | Ширина серии детские товары насчитывают свыше 15000 товаров |
Характеристики продукции | Вся продукция
сертифицирована
Предлагаемая продукция закупается у постоянных известных мировых поставщиков |
Вся продукция
сертифицирована Предлагаемая |
Вся продукция
сертифицирована Предлагаемая |
Функциональность продукта | Продукцию отличает высокое качество и относительно приемлемая цена. | Продукцию отличает высокое качество. | Продукцию отличает высокое качество и относительно приемлемая цена. |
Обслуживание | Предприятие гарантирует качество продукции. | Предприятие
гарантирует качество |
Предприятие
гарантирует качество |
Имидж и репутация | Имидж у компании достаточно высокий. Известность компании широка | Высочайший имидж компании по краю, зарекомендовавший себя как предприятие, предлагающее продукцию высочайшей надежности и качества | Широко известное в городе и крае предприятие и зарекомендовавший себя имидж надежной компании |
Цена | Цена на услуги ниже рыночной | Цена на услуги рыночная | Цена на услуги рыночная |
В ходе проведенного анализа было выявлено, что предприятие имеет в целом неплохие конкурентные преимущества.
На
основе проведенного во 2 главе исследования
конкурентоспособности
Оценка и прогноз факторов конкуренции ТД «Фортуна» на рынке продаж детских товаров представлена в таблице 3.2.
Данные таблицы 3.2 являются основой для расчета средневзвешенного балла по функции для определения следующих параметров:
- оценки степени влияния силы конкуренции на рынке, согласно формуле:
где:
- балльная оценка j–го эксперта степени проявления i–го фактора;
n – количество экспертов;
- коэффициент важности i–го фактора;
m – число рассматриваемых факторов.
Таблица 3.2
Оценка и прогноз факторов конкуренции на рынке детских товаров
Наименование факторов конкуренции | Коэффи
циент важности i–го фактора |
Экспертная оценка | Прогноз изменения фактора в баллах |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке | 0,11 | 5 | 1 |
2. Изменение спроса | 0,01 | 3 | 1 |
3. Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке | 0,04 | 3 | -1 |
4. Издержки переключения клиента с одного производителя на другого | 0,05 | 3 | 1 |
5. Унифицированность услуг по товару в отрасли | 0,02 | 3 | 0 |
6.
Барьеры ухода с рынка ( |
0,02 | 2 | 0 |
7. Барьеры проникновения на рынок | 0,05 | 3 | 0 |
8. Стратегии конкурирующих фирм | 0,03 | 2 | 1 |
9.
Привлекательность рынка |
0,1 | 3 | 1 |
10. Трудности входа на отраслевой рынок | 0,05 | 3 | 0 |
11. Доступ к каналам распределения | 0,02 | 2 | 0 |
12. Отраслевые преимущества | 0,05 | 3 | 0 |
13. Уникальность канала поставок | 0,03 | 2 | 0 |
14. Значимость покупателя | 0,02 | 3 | 0 |
15. Доля отдельного поставщика | 0,02 | 2 | 0 |
16. Статус покупателей | 0,05 | 3 | 1 |
17.
Значимость товара у |
0,1 | 3 | 0 |
18. Стандартизация | 0,03 | 2 | -1 |
19. Цена | 0,1 | 3 | 0 |
20. Качество основного товара | 0,1 | 3 | 1 |
Итого | 1 |
Исходя из результатов расчетов по данной формуле, b = 2,94.
Данный балл входит в промежуток, соответствующий средней силе конкуренции, то есть ТД «Фортуна» занимает среднее, но довольно таки прочное положение в отрасли детских товаров, и имеет конкурентов на рынке данной продукции.
-
оценки прогноза развития
где
- балльная оценка j–го эксперта прогноза развития i–го фактора;
n - количество экспертов;
- коэффициент важности i–го фактора;
m – число рассматриваемых факторов.
Исходя из расчетов по данной формуле, = 0,38.
Данный
балл входит в промежуток соответствующий
повышению уровню силы конкуренции на
рынке. Из этого следует, что в ближайшем
будущем будет расти и продолжаться борьба
за качество детских товаров, что в конечном
итоге повысит рентабельность анализируемого
рынка в целом в регионе.
Таким образом, подводя итоги проведенного исследования, следует обозначить следующие основные выводы:
В
первой главе работы были проанализированы
теоретические аспекты
Маркетинговые исследования позволяют определить покупательские потребности и расходы, направления развития сбыта, затраты на рекламу и тенденцию их изменения, мероприятия по продвижению товара, возможности расширения рынка, более точную характеристику покупателей (возраст, состав семьи, уровень доходов, образования и т.п.), мотивацию покупки, коммуникации, исследование продаж и т.д.
План исследования детализирует разработанный ранее общий подход к решению проблемы. Именно план маркетингового исследования лежит в основе его проведения. Хороший план исследования гарантирует высокую эффективность и качество работы маркетолога.
Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения.
В результате анализа было выявлено, что конкурентные преимущества - это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, позволяющие побеждать ему в конкурентной борьбе, это высокая компетентность организации в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирм. Неотъемлемыми характеристиками конкурентного преимущества компании являются степень его известности или восприимчивости потребителями фирмы, привязанность к конкретным условиям и причинам, подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов. Поэтому в процессе стратегического планирования после проведения анализа внешней среды и управленческого анализа фирмы для определения конкурентных преимуществ организации в целях формирования оптимальной стратегии фирмы необходимо осуществлять сравнительный анализ сильных и слабых сторон предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов и оценивать степень известности и восприимчивости выявленных сильных сторон организации потребителями.
Оценка конкурентных преимуществ и является исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Анализ преимуществ должен вестись непрерывно и систематически на всех этапах деятельности предприятия. Такой подход дает возможность своевременно принять решения об оптимальных измерениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков для производственных и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и т.д.
Выбор оптимального сочетания различных маркетинговых стратегий с целью обеспечения высокого уровня конкурентных преимуществ существенно зависит от особенностей жизненного цикла товара и нахождения товара на определенном его этапе. Стандартный жизненный цикл товара имеет следующие стадии: разработка, выход на рынок, рост, зрелость (насыщение), спад. Для многих товаров жизненный цикл может сильно отличаться от стандартного из-за сезонности, капризов моды, смены увлечений и т.д.
Во второй главе работы были проанализированы конкурентные преимущества предприятия ТД «Фортуна».
В ходе проведенного анализа было выявлено, что предприятие имеет в целом неплохие конкурентные преимущества.
В ТД «Фортуна» есть определенные маркетинговые усилия по продвижению детских товаров на рынок, которые включают распределение, товародвижение, маркетинговые коммуникации. Для данного предприятия выбор каналов распространения продукции, т.е. распределения и товародвижения продукции, является одной из важнейших функций маркетинга.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия