Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
интеграции корпораций в мировое экономическое сообщество в связи с продолжающимися процессами глобализации мировой экономики;
повышения конкурентоспособности корпораций на мировом рынке;
обеспечения инвестиционной привлекательности корпораций для инвесторов;
создания баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и (или) участвующих в управлении корпорацией, и др.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы корпоративного менеджмента
Категория корпоративного менеджмента
Основные принципы и функции корпоративного менеджмента
Роль совета директоров на акционерном предприятии
Деятельность исполнительных органов на предприятии
2. Оценка состояния корпоративного менеджмента в отечественной экономике
Современные модели менеджмента
Отечественные особенности создания системы корпоративного менеджмента
Характеристика отечественной системы корпоративного менеджмента
3. Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"
Общая характеристика состояния корпоративного менеджмента на ООО "Антон"
Предложения по улучшению существующей системы
Заключение
Список использованных источников и литератуы

Работа состоит из  1 файл

Корпаротивный Менеджмент.docx

— 2.15 Мб (Скачать документ)

План

 

Введение

1. Теоретические основы корпоративного менеджмента

    1. Категория корпоративного менеджмента
    2. Основные принципы и функции корпоративного менеджмента
    3. Роль совета директоров на акционерном предприятии
    4. Деятельность исполнительных органов на предприятии

2. Оценка состояния корпоративного менеджмента в отечественной экономике

    1. Современные модели менеджмента
    2. Отечественные особенности создания системы корпоративного менеджмента
    3. Характеристика отечественной системы корпоративного менеджмента

3. Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"

  1. Общая характеристика состояния корпоративного менеджмента на ООО "Антон"
  2. Предложения по улучшению существующей системы

Заключение

Список использованных источников и литератуы

Приложение 1

Приложение 2

 

 

Введение

 

В начале 90-х  годов прошлого века активизировались процессы глобализации хозяйственной  жизни. Одним из ее проявлений стала  глобализация инвестиционных процессов, что способствовало упрощению перемещения  в пределах мирового рынка огромных финансовых ресурсов, накопленных в  развитых странах. Это привело к  усилению конкуренции за получение  капитала компаниями разных стран. Они  стали ориентироваться на требования инвесторов, основным из которых является надлежащая система корпоративного управления. В глазах инвесторов корпоративное  управление является индикатором, на который  они реагируют зачастую более  оперативно, чем на улучшение макроэкономических показателей. Как показывает практика, эффективное корпоративное управление облегчает компаниям доступ на рынки  капитала, способствует повышению доверия  со стороны инвесторов и конкурентоспособности  компании.

Кроме того, политическая и экономическая реформы, принятые в России в последнее  десятилетие, позволили отечественным  корпорациям вступить в тесную связь  с мировым хозяйственным процессом  и остро поставили вопрос о  такой российской модели корпоративного управления, которая бы воспринималась внешними экономически организациями. В связи с этим возникла необходимость  применения и развития надлежащей практики корпоративного управления.

В результате проведения приватизации в России доминирующей формой организации бизнеса стало  акционерное общество. В настоящее  время процесс создания и развития акционерной формы собственности  активно продолжается. В стране насчитывается  порядка 190 тыс. акционерных обществ, разрабатывается акционерное законодательство, развивается рынок ценных бумаг. В число предприятий активы, которых  превышают 10 млрд. долл., входят 13 российских компаний, среди которых,

Газпром, Сбербанк России, РЖД, НК "ЛУКойл", ВТБ, НК "Роснефть", ГМК "Норильский никель", АК "Транснефть", ООО "Антон" и "Северсталь".

Успешное  развитие акционерных компаний требует  от собственников и высшего менеджмента  разработки эффективных инструментов и механизмов управления бизнесом, согласования интересов между акционерами, выстраивания позитивных отношений  со всеми группами лиц, заинтересованных в эффективной деятельности фирмы. Все эти вопросы входят в компетенцию  высшего уровня управления акционерным  обществом и относятся к области  корпоративного управления, актуальность которой значительно возросла.

Актуальность  изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:

  • интеграции корпораций в мировое экономическое сообщество в связи с продолжающимися процессами глобализации мировой экономики;
  • повышения конкурентоспособности корпораций на мировом рынке;
  • обеспечения инвестиционной привлекательности корпораций для инвесторов;
  • создания баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и (или) участвующих в управлении корпорацией, и др.

Также актуальность связана с современными реалиями организации бизнеса в России. Это объясняется необходимостью обеспечения успешного долговременного развития российской экономики, привлечением инвестиций и повешением доверия инвесторов. Эффективность корпоративного управления прямо влияет на приток внешних инвестиций в экономику страны. Именно поэтому проблема корпоративного управления имеет важную значимость для России.

Объектом  исследования являются российские корпорации.

Цель исследования: рассмотреть сущность корпоративного управления и проанализировать особенности  построения систем корпоративного управления в России.

Задачи исследования:

  • определить сущность и основные особенности корпоративного управления;
  • очертить круг проблем и вопросов, на решение которых направленно корпоративное управление;
  • проанализировать корпоративное управление в российских условиях;
  • изучить корпоративное управление на примере ООО "Антон".

Теоретической и методической базой исследования послужили работы Антонова В.Г., Дементьевой  А.Г. и Клочай В.В.

 

 

1. Теоретические  основы корпоративного менеджмента

 

1.1 Категория корпоративного менеджмента

 

В гражданском  кодексе РФ такое понятие как  "корпорация" отсутствует. На практике же приходится сталкиваться с такими определениями как "финансовая корпорация", "консалтинговая корпорация", "промышленная корпорация" и т.д. Что это – дань моде или необходимость использовать подобную терминологию для обозначения иного характера имущественных отношений, возникших в результате перераспределения прав собственности?

В различных  учебных материалах, посвященных  вопросам корпоративного управления, выделяются две точки зрения на определение  понятия "корпорация". В первом случае это любое акционерное общество (АО). На сегодняшний день в России функционируют около 31 тыс. открытых акционерных обществ (ОАО) требующих отлаженной системы корпоративного управления. [1]

С другой точки  зрения, под корпорацией понимается любая организация отвечающая признакам  корпоративной идентичности:

  • сложный по структуре имущественный комплекс;
  • сложная организационная структура управления;
  • высокая степень диверсификации;
  • наличие головной организации и представительств за рубежом;
  • интернациональный штат сотрудников;
  • численность сотрудников в головной организации не менее 1000 человек;
  • доля экспортных хозяйственных операций в выручке организации не менее 30%;
  • подготовка бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами;
  • осуществление предпринимательской и эмиссионной деятельности;
  • котировка акций на рынке (включение в листинг);
  • вклад организации в ВВП страны не менее 0,5 – 1%;
  • транспарентность бизнеса, т.е. финансовая и информационная открытость организации;
  • наличие консолидированной отчетности, для получения общего представления о работе организации в целом.

При выборе объекта финансирования, данные критерии являются определяющими для иностранных  инвесторов. В данной работе термин "корпорация" понимается как наиболее развитая форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму. Корпоративные образования интегрируют финансовый и промышленный капитал в новые эффективные фирмы хозяйствования.

Смысл корпоративного управления заключается в том, что  оно представляет собой совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих управление корпорациями и направлено на реализацию двух целей:

  • увеличение капитализации организации (стоимости бизнеса за счет увеличения котировки акций и (или) дополнительной эмиссии), в том числе при поглощении или присоединении;
  • обеспечение баланса интересов собственников организации, ее менеджмента, акционеров и др. финансово заинтересованных лиц.

С конца 1990-х  гг. термин "корпоративное управление" становится в России все более популярным. С одной стороны за этот период в России изменилась роль частного сектора в экономическом развитии и создании рабочих мест; с другой - корпоративные скандалы, глобальная конкуренция способствовали тому, что понятие "корпоративное управление" стало таким распространенным.

Тем не менее, пока лишь немногие компании осознают всю важность и глубину данного  понятия. На практике корпоративное  управление носит поверхностный  характер и используется в пропагандистских целях, а не как способ. который  позволяет АО завоевать доверие  акционеров, уменьшить риск финансовых кризисов и расширить доступ к  капиталу. [4]

Как было отмечено выше, понятие "корпорация" не имеет официального оформления в России, и единого общепринятого толкования этого термина не существует. Поэтому можно констатировать, что из-за противоречивости определения объекта, естественно возникает и противоречивость определения корпоративного управления.

Корпоративное управление – составная часть менеджмента, осуществляемая высшим уровнем управления, с учетом интересов держателей акций и прочих лиц, деятельность которых связанна с корпорацией. Эффективное корпоративное управление устанавливает баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами, а также обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование компании. Такая система подразумевает наличие определенных отношений между менеджерами компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными субъектами.

Базовая система  корпоративного управления и взаимоотношения  между органами управления представлены на Рис 1.1.

 

 

Рис. 1.1. Система корпоративного управления.

 

Взаимоотношения между акционерами и менеджерами  заключаются в том, что первые предоставляют капитал последним  с целью получения отдачи на вложенные  ими средства. Менеджеры в свою очередь должны регулярно предоставлять  акционерам прозрачную финансовую информацию и отчеты о деятельности компании. Акционеры также избирают наблюдательный орган (обычно это совет директоров или наблюдательный совет), который  должен представлять их интересы. Этот орган, по сути, осуществляет стратегическое руководство и контролирует менеджеров общества. Менеджеры подотчетны наблюдательному  органу, который в свою очередь  подотчетен акционерам (через общее  собрание акционеров). Структуры и  процессы, которые определяют эти  взаимоотношения, обычно связаны с  различными механизмами управления эффективностью, контроля и учета.

Один из принципов  корпоративного управления – это  принцип разделение права собственности  и права контроля. Акционеры являются собственниками капитала корпорации, но право контроля и управления принадлежит  менеджерам, которые являются наемными агентами, подотчетными акционерам. Менеджеры, обладая профессиональными навыками, знаниями, принимают и реализовывают  решения по наилучшему использованию  капитала. Собственники не всегда имеют  необходимые профессиональные навыки, и выполняют функцию поставщиков  капитала и вправе рассчитывать на соответствующую их вкладу долю прибыли  от деятельности корпорации. Проблема корпоративного управления сводится к созданию механизмов, которые бы обеспечивали соблюдение интересов акционеров, в условиях, когда значимая для принятия решений (как текущих, так и стратегических) информация распределена ассиметрично в пользу зачастую преследующих собственные интересы менеджеров. Данная проблема порождает агентские издержки. Агентские издержки – это та величина потерь для инвесторов, которая связанна с разделением прав собственности и контроля. В сущности, она порождает агентские затраты трех типов:

  1. затраты на достижение "чуждых" целей (в случае менеджеров, которые не максимизируют богатство инвесторов);
  2. затраты на мониторинг (в случаях, когда инвесторам приходится разрабатывать и внедрять различные механизмы контроля); и
  3. затраты на стимулирование (т. е. затраты на вознаграждение и поощрение менеджеров).

Основная  задача системы корпоративного управления — уменьшение общих агентских  затрат, что максимизирует стоимость  общества для инвесторов.

Участниками корпоративных отношений являются:

  1. Акционеры – являются инвесторами организации, заинтересованы в получении дивидендов и высоком курсе акции в случае их продажи;
  2. Наемные менеджеры – осуществляют все основные функции управления;
  3. Персонал организации – непосредственно участвует в производственно-хозяйственной деятельности организации;
  4. Государственные органы управления – формируют нормативно-правовую базу корпоративных отношений;
  5. Кредиторы – участвуют в финансировании, производственно-хозяйственной и иной деятельности корпораций;
  6. Региональные и местные органы управления – имеют возможность влиять на деятельность компании в основном через местные налоги.

Информация о работе Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"