Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
интеграции корпораций в мировое экономическое сообщество в связи с продолжающимися процессами глобализации мировой экономики;
повышения конкурентоспособности корпораций на мировом рынке;
обеспечения инвестиционной привлекательности корпораций для инвесторов;
создания баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и (или) участвующих в управлении корпорацией, и др.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы корпоративного менеджмента
Категория корпоративного менеджмента
Основные принципы и функции корпоративного менеджмента
Роль совета директоров на акционерном предприятии
Деятельность исполнительных органов на предприятии
2. Оценка состояния корпоративного менеджмента в отечественной экономике
Современные модели менеджмента
Отечественные особенности создания системы корпоративного менеджмента
Характеристика отечественной системы корпоративного менеджмента
3. Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"
Общая характеристика состояния корпоративного менеджмента на ООО "Антон"
Предложения по улучшению существующей системы
Заключение
Список использованных источников и литератуы

Работа состоит из  1 файл

Корпаротивный Менеджмент.docx

— 2.15 Мб (Скачать документ)

• фондовый рынок не отражает истинной стоимости активов, поскольку он зависит от действий отдельных крупных игроков;

• неоправданно быстрый рост заработной платы и других вознаграждений высшего руководства.

Однако опыт последних десятилетий однозначно показывает, что у англо-американской модели имеется очень большой  потенциал развития.

 

Континентально-европейская  модель корпоративного управления. В  Европе доминирует модель, для которой  характерно включение в корпорацию всех заинтересованных групп: акционеров, финансовых структур, работников, государства  и др. Все они воспринимаются как  часть корпоративной структуры  и имеют определенные права на управление. Очевидно, что интересы всех участников различны, но все они  заинтересованы в успешной деятельности корпораций. Акционеры являются лишь одной из заинтересованных групп, что  является принципиальным отличием от англо-американской модели.

В отличие  от англо-американской модели совет  директоров в континентально-европейской  модели состоит из двух органов —  управленческого и наблюдательного  советов. В управленческий совет обычно входят порядка 10—15 членов, каждый из которых отвечает за какое-либо направление деятельности корпорации. Управленческий совет — это своеобразный коллективный генеральный директор корпорации. Наблюдательный совет служит основным механизмом реализации принципа социального взаимодействия в корпорации.

Анализ деятельности совета директоров позволяет предположить, что главной задачей системы  представительств в этом органе является не защита интересов какой-то одной  группы инвесторов, а признание общей  цели всех соучастников корпорации, т.е. обеспечение ее сбалансированной деятельности и повышение ее конкурентоспособности. Идеологическая сущность данной модели состоит в стремлении достижения общественного согласования, баланса  интересов.

Коммерческие  банки являются акционерами корпораций. Банки могут также выступать  в роли депозитария и играют существенную роль в процессе голосования по доверенности. Коммерческие банки универсальны и  предоставляют различного рода услуги корпорациям: кредитование, брокерские и консультационные услуги. Они одновременно могут выполнять роль инвестиционного  банка, осуществляя все работы, связанные  с эмиссией акций. Обычно банк представлен в наблюдательном совете и является квалифицированным экспертом для корпорации.

Корпорации  тесно связаны с государством, которое часто владеет значительными  пакетами акций и имеет своих  представителей в их правлениях. В  свою очередь, государство стимулирует  и поддерживает координацию между  корпорациями в рамках отдельных  отраслей.

Социал-демократические  идеи, свойственные этой модели, делают ее особенно привлекательной для  стран, где еще недавно господствовали коммунистические режимы.

Японская  модель корпоративного управления. В  довоенные годы в японской экономике  функционировали финансово-промышленные конгломераты — "дзайбацу", собственность которых была сконцентрирована в руках определенных семейных кланов. Американские специалисты пытались внедрить собственную модель управления, в пределах которой акционеры составили юридическую основу корпорации. Однако в сочетании с сильной национальной традицией организации жизни японского общества она дала совершенно особую разновидность, не имеющую аналогов, но представляющую значительный интерес для корпоративного строительства в России.

Роль государства  в развитии экономики Японии настолько  велика, что в употребление вошло  специальное понятие "Japan Incorporated", т. е. акционерная компания "Япония". Это выражение следует понимать так: японская экономика представляет собой единую производственную корпорацию, возглавляемую государством.

Государственное воздействие на экономику осуществляется в Японии по:

1) выработке наиболее перспективных направлений развития и ориентации экономики в обозначенном направлении;

2) созданию благоприятных условий для развития национальной экономики (включает в себя и развитие инфраструктуры за счет бюджетных средств, и оказание помощи отраслям и отдельным фирмам);

3) развитию и поддержанию организационных форм и отношений (как внутри отдельных компаний, так и между ними), способствующих повышению эффективности производства, росту конкурентоспособности японских товаров.

Основной  принцип японской модели — государство  должно быть направляющей и ориентирующей  силой развития экономики, но не руководящей.

Базовые принципы японской модели корпоративного управления можно подразделить на четыре группы.

1. Широкое пересечение интересов и сфер деятельности корпораций и работников, высокая степень зависимости работников от своей корпорации.

2. Приоритет коллективистского начала перед индивидуальным, всемерное поощрение кооперацией людей внутри корпорации, атмосфера равенства между работниками независимо от занимаемых постов.

3. Поддержание соотношения влияния и интересов трех основных сил, обеспечивающих функционирование корпорации: собственников, менеджеров и работников.

4. Формирование разнообразных связей между корпорациями и их деловыми партнерами, в том числе и прежде всего между поставщиками и получателями продукции.

Японское  корпоративное управление характеризуется  присутствием высокого процента банков в составе акционеров. Среди них  разделяют так называемые главные  банки, которые выполняют самые  разные функции (кредитора, основного  акционера, консалтинговые услуги и  др.). Главный банк является первым или вторым по объему кредитования в 85% наиболее крупных японских корпораций. Для 16% корпораций главный банк — самый крупный акционер, для 22% корпораций — второй по величине, для 15% — третий. Банк также является венчурным капиталистом, финансируя высокорисковые проекты корпораций.

Многие японские корпорации имеют крепкие финансовые связи с сетью корпораций. Такие  сети характеризуются общим заемным  и акционерным капиталом, торговлей  товарами и услугами и неформальными  деловыми контактами. Они называются "кейрецу". Образовались они во многом благодаря тому, что в процессе дезинтеграции "дзайбацу" японское правительство сохранило высокий уровень взаимосвязи корпораций посредством перекрестного владения акциями. На этом этапе японские корпорации обменивались пакетами акций, неформально договариваясь взаимно их не продавать. Тем самым формально собственность была достаточно раздробленной (чего требовали американские советники), но сохранялся концентрированный контроль над корпорацией.

Более 70% всего  акционерного капитала находится в  Японии в руках институциональных  собственников. Поэтому, несмотря на то, что в Японии хорошо развит фондовый рынок, его ликвидность относительно невысока, а существующие традиции и ценностные установки играют более  существенную роль, чем изменение  стоимости акций и их движение между возможными собственниками.

Японскую  модель критикуют в основном за:

1) противоречивую роль банков, выступающих одновременно и как акционеры, и как кредиторы;

2) сохранение клановости и высокий удельный вес неформального взаимодействия;

3) ограничения конкуренции

Для России японская модель крайне интересна в  связи с тем, что она проходит путь корпоративного строительства, во многом схожий с японским. Но в целом  родовые и сословные особенности  японской модели делают ее неприемлемой для России.

Предпринимательская модель корпоративного управления. Эта модель характерна для стран с так называемой переходной экономикой, где рынок должен быть построен практически "с нуля". Важнейшая составляющая процесса перехода к спонтанно функционирующему рынку не может быть создана самими рыночными силами. Единственная сила, которая имеет достаточно возможностей для запуска рыночных механизмов, — это государство, та самая властная структура, которую рыночные силы и призваны низложить.

Более того, в странах с переходной экономикой власть государства была серьезным  образом подорвана процессом  отторжения собственности от государства  еще до начала приватизации. Экономические  реформы позднекоммунистического  периода послужили передаче значительного  объема власти от государства различным  промышленным инсайдерам, создав, таким  образом, властные структуры в рамках промышленности.

В рамках этой модели формально присутствуют все  необходимые элементы, но в реальной действительности нарушается основополагающий принцип разделения прав собственности  и контроля. Например, собственник  управляет всеми процессами в  корпорации, включая и оперативное  управление. Либо наоборот, нет эффективного собственника, и менеджмент, пользуясь  тем, что механизмы контроля не развиты, гипертрофированно узурпирует властные полномочия.

Отсутствие  устойчивости объясняется, прежде всего, внешними факторами:

• фондовые рынки в странах с переходной экономикой являются слаборазвитыми, рынок ценных бумаг не отражает реальной стоимости компаний;

• отсутствие эффективного государственного регулирования и продуманной, согласованной с бизнесом экономической политики;

• неразвитое коммерческое законодательство и неэффективное  его применение;

• незначительная роль банков в обеспечении деятельности корпораций.

Отношения между  государством и бизнесом должны быть сбалансированными и постоянно  корректироваться сообразно целям  развития. Опыт наиболее успешно развивающихся  стран во второй половине XX в. показывает, что быстрый экономический рост наблюдался в периоды, когда государственное вмешательство осуществлялось методами, сообразными задачам экономического развития, а частными предприятиями признавалась необходимость такого регулирования.

 

2.2 Отечественные  особенности создания системы  корпоративного менеджмента

 

Корпоративные отношения в отечественной экономике в постсоветский период формировались под воздействием факторов, обусловленных развитием экономики и трансформацией мировоззренческой и социальной культуры в России. В своем развитии корпоративные отношения в отечественной экономике прошли 3 этапа и сейчас находятся на четвертом этапе трансформации.

 

Таблица 2.1 Развитие корпоративных отношений в РФ.

Этап

Особенности

1991—1994 гг.

начало приватизации, первичное формирование корпораций как базиса корпоративных  отношений;

1995—1998 гг.

формирование отечественного законодательства и смещение акцентов в нормативной  базе с приватизационных на корпоративные  законы;

1998—2004 гг.

завершение формирования законодательства, сделки по перераспределению собственности, нарушения законодательства, рост и  реальное влияние фондового рынка  на корпоративные отношения;

2004 г. — настоящее время

фактический переход к государственному капитализму, усиление роли государства  и его представителей в органах  корпоративного управления, частичная  монополизация государством наиболее доходных секторов национальной экономики.


 

 

Одним из важнейших  факторов формирования корпоративных  отношений на первом этапе стали  нормативные источники образования  отечественных АО. Помимо нормативных источников, на корпоративные отношения существенно повлияли особенности приватизации, в ходе которой образованы 60% нынешних российских АО, которые производят 80% всей промышленной продукции. В среднем, по данным на конец 1994 г., доля менеджеров в акционерном капитале российских предприятий составляла 60—65%, внешних собственников — 18—22% и государства —до 17%. На предприятиях нефтяной, газовой промышленности, электроэнергетики и телекоммуникаций доля государства была 38—51%, доля менеджеров — 20—30%. На предприятиях легкой и пищевой промышленности доля государства либо отсутствовала, либо была в пределах 10-15%, доля менеджеров — преобладающая.

Таким образом, можно выделить преобладание менеджеров в структуре собственников корпораций как основную черту корпоративных  отношений в России на первом этапе  приватизации. В период с 1995 г. по 1997 г. наблюдался активный процесс перераспределения  собственности. Акции работников предприятий  переходили в руки либо менеджеров корпораций, либо внешних собственников. Структура акционерного капитала российских предприятий в 1996 г. выглядела следующим  образом (рис. 2.2):

 

Рис.2.1.Структура акционерного капитала российских предприятий на 1996г.

 

  • 35% — Трудовые коллективы.
  • 16% — Высший менеджмент.
  • 32% — "Внешние инвесторы".
  • 4% — Государство.
  • 13% — Мелкие внешние акционеры.

Более чем  на 25—30% российских корпорациях борьба за контроль завершилась уже к 1997 г., причем, только примерно в двух случаях  из ста она завершилась победой  внешних собственников. В большинстве  корпораций борьба за контроль обострилась  в связи с равенством пакетов  акций, находящихся в руках менеджеров и внешних собственников.

Высокая степень  распыленности акционерного капитала на первом этапе приватизации привела  к передаче менеджерам корпораций огромных властных полномочий, сравнимых с  полномочиями собственника. Помимо распыленности акционерного капитала, этому способствовали слабое участие инвестиционных фондов (владельцев около 10% акционерного капитала промышленных предприятий), других финансовых инвесторов и государства в управлении корпорациями, скупка менеджерами акций работников предприятий для концентрации собственного пакета акций.

Основные  особенности корпоративных отношений  на первом этапе их формирования: высокий  уровень инсайдерского контроля; высокая степень распыленности  акционерного капитала; слабая защита внешних собственников в законодательстве.

Информация о работе Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"