Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:29, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
интеграции корпораций в мировое экономическое сообщество в связи с продолжающимися процессами глобализации мировой экономики;
повышения конкурентоспособности корпораций на мировом рынке;
обеспечения инвестиционной привлекательности корпораций для инвесторов;
создания баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и (или) участвующих в управлении корпорацией, и др.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы корпоративного менеджмента
Категория корпоративного менеджмента
Основные принципы и функции корпоративного менеджмента
Роль совета директоров на акционерном предприятии
Деятельность исполнительных органов на предприятии
2. Оценка состояния корпоративного менеджмента в отечественной экономике
Современные модели менеджмента
Отечественные особенности создания системы корпоративного менеджмента
Характеристика отечественной системы корпоративного менеджмента
3. Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"
Общая характеристика состояния корпоративного менеджмента на ООО "Антон"
Предложения по улучшению существующей системы
Заключение
Список использованных источников и литератуы

Работа состоит из  1 файл

Корпаротивный Менеджмент.docx

— 2.15 Мб (Скачать документ)

 

Рис. 1.2 Участники  корпоративных отношений.

 

Основными участниками  корпоративных отношений являются владельцы корпораций и ее менеджеры. Но в последние два десятилетия  развивается тенденция признания  активными участниками корпоративных  отношений и процесса корпоративного управления других заинтересованных групп, таких как персонал компании, кредиторы, органы власти, партнеры и др.

 

1.2 Основные принципы и функции корпоративного менеджмента

 

Основными инструментами  корпоративного контроля, используемыми  в практике бизнеса, являются:

  • слияния и поглощения на рынке корпоративного контроля;
  • получение доверенности от акционеров, участие в совете директоров;
  • банкротство.

Эти инструменты (формы) контроля действуют в рамках определенных правил, норм и стандартов, выработанных государственными регулирующими  органами, судебными органами и бизнес-сообществом.

 

 

Рис. 1.3 Институциональная основа корпоративного управления.

 

На практике при принятии управленческих решений, менеджеры склонны ориентироваться, прежде всего, на собственные интересы и свои представления о деятельности компании, в которой они работают. Но не всегда такие решения оптимальны для компании и ее акционеров. Также  имеют место ситуации, когда в  структуре акционерного капитала компании преобладают миноритарные (обладающие небольшим количеством акций) инвесторы, непосредственно не участвующие  в процессе управления компанией. Поэтому  возникает угроза, что менеджеры  компании, не чувствующие контроля со стороны акционеров, могут использовать ресурсы компании в собственных  целях. Одним из наиболее широко используемых инструментов, который позволяет  минимизировать данное несовпадение интересов, является корпоративный контроль. Корпоративный  контроль – способ воздействия акционеров на поведение менеджеров.

В мировой  практике инструменты корпоративного контроля подразделят на внешние  и внутренние. К внешнему контролю относится переход контроля к  кредиторам в случае банкротства, а  также механизм функционирования рынка  корпоративного контроля. Внутренний инструмент корпоративного контроля это  контроль, осуществляемый советом директоров.

Рынок корпоративного контроля является производным от классического  фондового рынка. Проводимые на нем операции основываются только на сделках с акциями, имеющих цель - установление контроля над акционерным обществом. Т.е. это операции по покупке контрольного пакета акций. По существу такой механизм представляет собой механизм перехода прав собственности на акционерные общества. АО как самостоятельное юридическое лицо не может быть объектом купли-продажи. Покупке-продаже подлежат только ее акции, которые дают право на управление компанией.

Смысл механизма  корпоративного контроля заключается  в следующем. Акционеры, которые  разочарованны в результатах  деятельности своей компании, могут  свободно продать свои акции. Если такие  продажи приобретут массовых характер, то падение стоимости акции позволит другим компаниям скупить их по низкой цене, получив большинство голосов  на собрании акционеров и заменить прежних управляющих на новых. Т.о. рынок контролирует эффективность  работы АО.

Рынок корпоративного контроля можно разделить на две  части – рынок слияний и  рынок поглощений акционерных обществ.

Слияние –  это соглашение, заключаемое между  группами менеджмента корпорации-покупателя и другой корпорации относительно продажи  последней. Менеджеры в этом случае выступают как агенты акционеров. В результате объединения акционерных  обществ, образуется новое акционерное  общество. В рамках слияний выделяют также присоединение акционерных  обществ, т.е. объединение компаний в одном из акционерных обществ, участвующих в объединении, при  этом не образуется новая компания. На рынке слияний акционерных капиталов компаний происходит изменение прав на участие в управлении определенной компанией. Состав собственников компаний, которые объединяются, остается неизменным.

Кроме добровольных объединений на практике существуют враждебные поглощения. Враждебные поглощения – это поглощения, осуществляемые без согласия менеджмента поглощаемой  организации и часто встречающие  ее активное сопротивление. Сама угроза поглощения, которая возникает при  ухудшении показателей работы организации, заставляет менеджеров, больше чем  обычно, учитывать интересы инвесторов.

Различают недружественных  захват, идущий с использованием пробелов в законодательстве, и недобросовестный (враждебный) захват с использованием коррумпированных методов. По оценкам  экспертов в 2008 году в России было совершено 860 поглощений, из них 68% - враждебными  методами (скупка акций с использованием шантажа, противоправное использование  доступа к реестру акционеров). В Москве ежегодно поглощаются около 300 организаций. Одной из причин такой  политики является отсутствие межотраслевого перетекания капитала. Чтобы эффективно выстроить систему защиты от враждебного  нападения, необходимо определить те возможные  способы, которые могут быть применены  к организации. В современной  России наиболее распространенны следующие  способы враждебного поглощения:

  • Консолидация (скупка) мелких пакетов акций. Агрессор собирает у себя блокирующий пакет акций, выкупая их у сотрудников. Организация-агрессор предлагает нескольким мелким акционерам крупные суммы, значительно превышающие реальную стоимость акции. Остальные работники организации также начинают продавать свои акции. Когда процесс запущен, цены на бумаги могут быть снижены.
  • Оспаривание прав собственности на стратегически важные активы (производственный, технологический комплекс, права природо- и недропользования). Организация-агрессор добиваться оспаривания решений акционеров. Например, на ежегодное собрание акционеров приглашаются не все акционеры. В таком случае агрессор подает в суд о нарушении прав акционеров. Вследствие чего решения общего собрания акционеров признаются недействительными, расторгаются сделки и договоры. В результате компания может обанкротиться и быть поглощенной.
  • Размывание акций. Эффективно, если агрессор – один из крупных акционеров. Его цель – вытеснение других, иногда не менее крупных акционеров. Для этого общее собрание акционеров принимает решение о размещении дополнительных акций по закрытой подписке. Чтобы нейтрализовать противника, агрессор подает в дружественный по отношению к агрессору суд из-за неких необоснованных претензий. Акции ответчика временно арестовываются, агрессор проводит общее собрание акционеров и "размывает" акции. В дальнейшем суд снимает обвинения, но результат уже достигнут.
  • Скупка долгов. Создаются искусственные ситуации, заставляющие организацию залезть в долги. С организацией-жертвой через подставную организацию заключается очень крупный договор на какие-либо поставки, с устной договоренностью об отсрочке платежа. В дальнейшем устные договоренности "забываются", кредитор требует немедленных выплат, организация становится банкротом и поглощается.

Враждебному захвату может подвергаться организация, являющаяся отстающей в отрасли. Тогда покупатель (корпоративный  рейдер) осуществляет ее реструктуризацию, интеграцию в поглощаемую организацию  или увеличивает ее стоимость  и перепродает инвестору.

При осуществлении  поглощения акционерное общество может  предпринимать определенные действия в свою защиту. Сущность защиты обычно сводится к тому, что покупка акционерного общества становится чрезмерно дорогой  для покупателя. Зачастую именно благодаря  защитным механизмам стоимость акционерного общества при поглощениях значительно  выше рыночной стоимости его акций. Поскольку управление компанией  осуществляется менеджментом, то ему  может угрожать потеря управленческих полномочий при поглощении. Поэтому  инициатором создания механизмов от поглощений может быть менеджмент компании или ее крупные акционеры. Такие  действия могу носить превентивный (предварительный) характер или же приниматься после  получения предложения о поглощении.

Последующие меры защиты обычно направлены на обеспечение  наименее выгодных условий поглощения. Такие меры направлены на создание для захватчика дополнительных проблем. Наиболее распространенной разновидностью "отравленных пилюль" в российской практике являются кабальные сделки, заключенные незадолго до захвата организации. Как правило, это сделки по закупке сырья по завышенным ценам или продаже продукции по заниженным. Соответствующие договоры предусматривают непомерные штрафы за отказ от их выполнения.

Практики  рекомендуют руководителям АО для  обеспечения максимальной защиты от захвата:

  1. постоянно следить за движением акций АО – более 75% их общего числа должно принадлежать дружественным акционерам; должен быть произведен тщательный анализ акционерного капитала, а именно: процент акций у сегодняшних работников, у уволенных, у юридических лиц;
  2. следить за реальной ценой акции АО, которая определяется по формуле:

 

 

 

Обычный захватчик  готов потратить сумму примерно равную 50% чистых активов организации, т.е. заплатить в 2 раза больше чем  ориентировочная реальная цена акции.

Последним инструментом корпоративного контроля является механизм банкротства. Данный инструмент, как  правило, используется кредиторами, когда  компания не может отвечать по своим  обязательствам и кредиторы не одобряют план выхода из сложившейся ситуации, предложенный менеджментом компании. В рамках данного механизма принимаемые  решения ориентированы на интересы кредиторов, а требования акционеров компании удовлетворятся в последнюю  очередь. Цель банкротства – возмещение убытков кредиторам и передачу неэффективно управляемой собственности в  руки новых эффективных собственников.

Под несостоятельностью (банкротством) организации понимается неспособность удовлетворять требования кредиторов, включая неспособность  обеспечить обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, из-за превышения обязательств должника над  его имуществом или в связи  с неудовлетворительной структурой баланса должника. Признак банкротства  организации – приостановление  текущих платежей, если организация  не способна выполнить требования кредиторов в течении трех месяцев со дня  наступления сроков их исполнения. Несостоятельность организации  имеет место после признания  факта несостоятельности арбитражным  судом или после официального объявления о ней, при ее добровольной ликвидации.

В соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 г. результатом рассмотрения в суде дела о банкротстве может быть:

  • ликвидация компании;
  • смена собственника компании;
  • продажа компании как имущественного комплекса;
  • мировое соглашение с кредиторами;
  • финансовое "оздоровление компании".

При осуществлении  процедуры банкротства управленческий персонал и совет директоров теряют право контроля над организацией, которое переходит к назначаемому судом ликвидатору или конкурсному  управляющему. Объявление организации  банкротом предполагает значительные издержки – как прямые (судебные пошлины, ускоренная продажа активов  по заниженной цене), так и косвенные (прекращение бизнеса, немедленное  удовлетворение долговых обязательств).

В настоящее  время российские компании используют процедуру банкротства в качестве эффективного инструмента шантажа, который может привести к поглощению или к продаже части активов  компании. Чаще всего данный инструмент используется при проведении приватизации государственного унитарного предприятия, которое затем преобразуется  в акционерное общество. Заранее  создается кредиторская задолженность, достаточная для того чтобы обратиться в судебные органы. Назначается новый арбитражный управляющий, находящийся в сговоре с группой. Он обращается к собственнику с предложением о заключении "мирового соглашения" на определенных условиях.

Одной из особенностей корпоративного управления является сбалансированность интересов, т.е. интересы всех участников корпоративных отношений, соблюдаются  и не нарушаются при работе корпорации. Одним из средств обеспечения  сбалансированности корпоративного управления является следование принципам, стандартам, кодексам и рекомендациям в области  корпоративного управления, а также  наличие цивилизованного решения  возникающих корпоративных конфликтов.

Ключевыми элементами в этих документах являются ответственность  органов правления общества, прозрачность структуры владения и контроля, защита прав акционеров.

Разрабатываемые положения кодекса корпоративного управления должны защищать:

  • инвесторов и контролеров от "слива" убытков на дочерние компании;
  • от распространения дезинформации на рынке;
  • от сговора обществ с независимыми аудиторами.

Для отечественных  корпораций пока характерен отказ от публикации консолидированной отчетности по холдингу и отдельным компаниям, что не даст возможности оценить, на какой стадии развития находится  организация.

В 1999 г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) были разработаны "Принципы корпоративного управления", являющиеся основным документом в области международных стандартов корпоративного управления и касающиеся пяти областей.

  1. Права акционеров - структура корпоративного управления должна защищать права акционеров.
  2. Равное отношение к акционерам:
    1. структура корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение к акционерам, включая мелких и иностранных инвесторов;
    2. у всех акционеров должна быть возможность получить эффективную защиту в случае нарушения их прав.
  3. Роль заинтересованных лиц - структура корпоративного управления должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц, поощрять их активное сотрудничество с компанией по созданию рабочих мест, повышению благосостояния и финансовой стабильности предприятия.
  4. Раскрытие информации и прозрачность — структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное предоставление информации по всем существенным вопросам, касающимся компании, включая финансовое положение, результаты деятельности, собственность и управление компанией.
  5. Обязанности совета директоров — структура корпоративного управления должна обеспечивать:
    1. структуру управления компанией;
    2. эффективный контроль за деятельностью администрации со стороны совета директоров;
    3. подотчетность совета директоров акционерам.

Кодекс корпоративного поведения (ККП) - это документ, который  описывает правила поведения  между собственниками, менеджерами  и акционерами.

Информация о работе Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"