Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:29, курсовая работа
Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
интеграции корпораций в мировое экономическое сообщество в связи с продолжающимися процессами глобализации мировой экономики;
повышения конкурентоспособности корпораций на мировом рынке;
обеспечения инвестиционной привлекательности корпораций для инвесторов;
создания баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц, являющихся собственниками и (или) участвующих в управлении корпорацией, и др.
Введение
1. Теоретические основы корпоративного менеджмента
Категория корпоративного менеджмента
Основные принципы и функции корпоративного менеджмента
Роль совета директоров на акционерном предприятии
Деятельность исполнительных органов на предприятии
2. Оценка состояния корпоративного менеджмента в отечественной экономике
Современные модели менеджмента
Отечественные особенности создания системы корпоративного менеджмента
Характеристика отечественной системы корпоративного менеджмента
3. Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"
Общая характеристика состояния корпоративного менеджмента на ООО "Антон"
Предложения по улучшению существующей системы
Заключение
Список использованных источников и литератуы
"В итоге сложилась такая ситуация, когда отсутствие контроля со стороны акционеров и фондового рынка создало предпосылки для оппортунистического поведения менеджеров, т. е. максимизации ими собственной полезности в ущерб интересам акционеров. В результате массовой приватизации 1992—1994 гг. были разрушены старые механизмы контроля над менеджерами, а новые, по крайней мере, в кратко- и среднесрочной перспективе, не были созданы". Помимо экономической неэффективности сформировавшаяся в России структура собственности неэффективна и в социальном аспекте. Это лишает ее легитимности в глазах части населения страны. Таким образом, "возникшая в итоге структура собственности не только не соответствует критериям экономической эффективности, но и создает предпосылки для обострения социально-экономических проблем в средне- и долгосрочной перспективе".
5. Усиление монополистических тенденций в экономике.
Одной из важнейших
задач приватизации и экономической
реформы было обеспечение конкуренции,
развитие предпринимательства и
частной инициативы. Но на смену
отраслевому монополизму пришел
олигархический монополизм. В результате
монополистические тенденции
6. Неопределенность статуса собственности.
Двусмысленность
статуса собственности
Можно сделать вывод, что российские корпорации находятся сейчас в состоянии, когда им особенно необходимы существенные изменения. Их можно разбить на две группы:
1) изменения в системе корпоративного управления;
2) структурные преобразования в экономике.
Рассмотрим сначала изменения в системе корпоративного управления. В период с 2001 по 2005 г. в российской системе корпоративного управления произошли определенные позитивные изменения, обеспечивающие движение к рыночной экономике и демократическим ценностям.
Прежде всего, следует отметить, что по сути проводятся кардинальные изменения в системе раскрытия информации. В этот период Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг были приняты новые нормативные документы по раскрытию информации. Основным документом, в котором были сформулированы новые требования в области раскрытия информации на рынке ценных бумаг, является постановление ФКЦБ "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" от 02.07.2003 г. № 03-32/пс. Согласно этому постановлению АО, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах в случае внесения изменений в Устав или внутренние документы либо принятия их в новой редакции, должны опубликовывать указанные документы с внесенными изменениями в сети Интернет не позднее трех дней с момента опубликования на Web-сайте сообщения о соответствующем решении общего собрания акционеров. В этом постановлении также внесены изменения в критерии, по которым определяется необходимость для корпораций раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, сведения о существенных фактах, а также сведения, которые могут оказать значительное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента, и другую информацию, раскрытие которой предусмотрено указанным нормативным актом.
Одним из важнейших направлений совершенствования корпоративного управления в России является изменение правил торговли на рынке ценных бумаг. ФКЦБ было принято 4 марта 2004 г. постановление "Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг". Согласно этому постановлению осуществлять листинг и иметь секцию для совершения срочных сделок могут теперь только организаторы торговли, имеющие лицензию фондовой биржи. В этом постановлении установлены дополнительные требования к органам управления фондовыми биржами. Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров, не менее половины членов, которого обязаны удовлетворять определенным требованиям, которые примерно аналогичны требованиям, предъявляемым Кодексом корпоративного поведения к независимому директору.
Также в соответствии с постановлением ФКЦБ на фондовых биржах должен быть создан новый консультативный центр — биржевой совет, к функциям которого относится предварительное обсуждение проектов различных документов фондовой биржи, заключения отдела по листингу о включении (или невключении) ценных бумаг в котировальный список и пр. Очень важными представляются мероприятия, способствующие внедрению положений Кодекса корпоративного поведения. В частности, корпорации в своих годовых и квартальных отчетах, а также проспектах ценных бумаг должны раскрывать информацию о соблюдении или несоблюдении положений Кодекса корпоративного поведения.
Одним из важнейших
компонентов в системе
В России понятие "независимый директор" впервые введено Кодексом корпоративного поведения, но при этом законодательное его определение до сих пор отсутствует. Более того, в Кодексах корпоративного управления некоторых компаний установлены несколько иные понятия независимого директора, чем в российском Кодексе корпоративного поведения.
Специалисты
в целом практически единодушно
отмечают целесообразность указанных
мероприятий, критикуя при этом отдельные
аспекты и нестыковки и отмечая
необходимость четкого
Рассмотрим теперь сущность необходимых структурных преобразований. Несмотря на определенное улучшение ситуации в экономике, необходимость проведения структурных преобразований не теряет своей актуальности. Многие проблемы в российской экономике были прямо или косвенно обусловлены тем, что государство во многом самоустранилось от проведения структурной перестройки и не проводило активной промышленной политики, что не способствует решению задач построения подлинной рыночной экономики.
На развитие
системы корпоративного управления
в России большое влияние оказывает
состояние взаимоотношений
Как показывает практика России последних лет, деятельность (а в ряде сфер бездействие) государственных структур в большой степени носит дестабилизирующий характер относительно формирования эффективной и цельной модели корпоративного управления [3].
Особые отношения между государством и корпорациями складывались в послевоенный период в некоторых азиатских странах (Япония, Южная Корея). В этих странах корпорации возникали и развивались при непосредственном участии государства. Этот процесс имел следующие особенности:
В настоящее время, анализируя ситуацию в этих странах, можно говорить о формировании консенсуса между крупным бизнесом и государством, опирающегося на более или менее устойчивую систему взаимоотношений. Конечно, эта система далеко не идеальна, но достаточно эффективна с точки зрения устойчивого экономического развития.
Для России
эта проблема очень актуальна, поскольку
до перехода к рынку в стране функционировало
достаточно мощное отраслевое управление.
В его рамках решались задачи планирования
заказов и сбыта продукции, приобретения
сырья, материалов, финансирования развития
и реконструкции, получения инвестиций,
организации необходимой
В настоящее
время роль отраслевого управления
или резко снизилась, или практически
сведена к нулю. Между тем необходимость
координации не только сохраняется,
но и усиливается. Создавшийся вакуум
координации можно преодолеть с
помощью организации
Использование
крупных корпораций в качестве связующего
звена между государством и множеством
отдельных организаций создает
объективную основу для эффективного
сочетания экономической
Вариант, когда промежуточной структурой управления экономикой являются крупные многоотраслевые корпорации, используется, например, в США. "Секретом" рыночной экономики является конкуренция, а не частная собственность. Следовательно, государственная политика должна стимулировать создание условий для конкуренции и формирование новых конкурирующих предприятий. Такие предприятия могли бы стать локомотивом рыночной экономики и повлечь за собой новые инициативы в области инвестиций, производства и занятости.
Государство должно создавать условия для появления новых компаний, для превращения компаний нынешнего "второго эшелона" в компании "первого эшелона" бизнеса. Этого нельзя добиться простым снижением налогов и дебюрократизацией, хотя и то и другое просто необходимо. Ускорение роста и формирование нового слоя как крупного, так и среднего бизнеса не будут успешными без новой промышленной политики, учитывающей опыт внедрения институтов развития в странах с похожей на Россию институциональной структурой.
Государство должно особо поддерживать определенные виды корпораций, и прежде всего — наукоемкие корпорации, создание интеллектуального капитала. Важнейшей особенностью современных крупных корпоративных структур является сочетание интеллектуального капитала и материальных активов. Причем значение интеллектуального капитала неуклонно возрастает. Государство должно обеспечить возрождение высокотехнологичных и наукоемких производств и определить конкретные приоритеты их адресной поддержки. Но, безусловно, реальная поддержка может осуществляться только на базе скоординированного взаимодействия под руководством государства сырьевого и наукоемкого комплексов экономики. Для этого государство на основе индикативного планирования должно изыскать дополнительные ресурсы, т. е. сформировать у корпораций сырьевого сектора интерес к переливу капитала в наукоемкий сектор экономики, организовать управляемый процесс диверсификации. Для этого следует разработать ощутимые стимулы и гарантии для сырьевых компаний. Все это должно найти отражение в соответствующих индикативных долгосрочных планах и федеральных целевых программах. Без продуманной системы государственного регулирования отечественный крупный корпоративный сектор никогда не станет эффективным.
Роль государства особенно велика в формировании и развитии рыночных институтов. Рыночные институты включают право собственности, контрактное законодательство, деловой кодекс, суды и адвокатуру, кредитную систему, банковские институты, фьючерсные рынки и т.д. Некоторые из этих институтов в России еще не появились. Для их создания необходимы фундаментальные структурные реформы. Причем наличие этих институтов есть необходимое, но не достаточное условие. Соответствующие меры государства должны быть направлены на обеспечение действенности этих институтов, поскольку их формальное существование еще не означает, что они выполняют свою миссию.
Информация о работе Оценка системы корпоративного менеджмента на примере ООО "Антон"