Операционный анализ в процессе принятия финансовых решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание

Среди вопросов, относящихся к управленческому экономическому анализу, наиболее значительным представляется блок так называемого управленческого операционного, или производственного, анализа, объектом изучения которого служат взаимосвязи объемов и структуры производства продукции, затрат и операционной прибыли.
Осуществление любого вида предпринимательской деятельности приводит к возникновению затрат, которые должны покрываться продажами (выручкой). Если сумма выручки оказывается больше понесенных затрат, то итогом становится так называемая операционная прибыль (финансовый результат от обычной деятельности).

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты операционного анализа в принятии финансовых решений
1.1 Финансовые решения и обеспечение условий их реализации
1.2 Сущность операционного анализа в деятельности предприятия
1.3 Операционный анализ как инструмент для принятия решения
2 Операционный анализ деятельности ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
2.1 Организация принятия финансовых решений в ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
2.2 Анализ показателей операционного анализа по ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
2.3 Оценка и прогнозирование предпринимательского риска в ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
3 Разработка рекомендации для принятия финансовых решений в ООО «ВКМ-СТАЛЬ» с использованием результатов операционного анализа
3.1 Применение операционного анализа в процессе принятия финансовых решений на предприятии
3.2. Рекомендации по совершенствованию в проведении операционного анализа деятельности ООО «ВКМ-СТАЛЬ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовик готовый.doc

— 1.96 Мб (Скачать документ)

      В конкретных ситуациях хозяйственной деятельности фирмы проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Сформируем основные из этих особенностей:

      1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей хозяйственной деятельности. Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинальной прибыли, чтобы покрыть свои постоянные расходы.

      2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент производственного  левериджа, тем большей силой  воздействия на прирост прибыли  будет обладать предприятие, наращивая объем продажи продукции.

      3. Наибольшее положительное воздействие  производственного левериджа достигается  в поле, максимально приближенном  к точке безубыточности. По мере  дальнейшего наращивания объема  продажи продукции и удаления  от точки безубыточности (т.е. при наращивании придела безопасности или запаса прочности) эффект операционного левериджа начинает снижаться. Таким образом, каждый последующий процент прироста объема продажи продукции будет приводить к все меньшему темпу прироста прибыли до налогообложения (но при этом темпы прироста суммы прибыли всегда будут оставаться большими чем темпы прироста объема продажи продукции).

      4. Механизм операционного левериджа  имеет и обратную направленность - при любом снижении объема  продажи продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер выручки. При этом пропорции такого снижения зависят от значения коэффициента производственного левериджа, чем выше это значение, тем более высокими темпами будет уменьшаться сумма выручки по отношению к темпам снижения объема продажи продукции.

      5. Эффект операционного левериджа  проявляется только в коротком  периоде. Это определяется только  тем, что постоянные затраты  остаются неизменными лишь на  протяжении короткого отрезка  времени. Как только в процессе наращивания объема продажи продукции происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.

      Понимание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных издержек в целях повышения результативности хозяйственной деятельности. Это проявление сводится к изменению значения коэффициента производственного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла фирмы при наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены - в такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию производственных основных фондов.

      Управление  производственным левериджем может  осуществляться путем воздействия  как на постоянные, так и на переменные производственные затраты.

      При управлении постоянными затратами  следует иметь в виду, что высокий  их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями осуществления  хозяйственной деятельности, определяющими  различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятие имеющее высокий коэффициент производственного левериджа, теряют гибкость в управлении своими издержками.

      При управлении переменными затратами  основным ориентиром должно быть обеспечение  постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и продажи продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрое преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост выручки.

      Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяет увеличить потенциал формирования прибыли до налогообложения.

 

      3 Разработка рекомендации для принятия финансовых решений в ООО «ВКМ-СТАЛЬ» с использованием результатов операционного анализа 

      3.1 Применение операционного  анализа в процессе  принятия финансовых  решений на предприятии 

      Первоначально для принятия финансовых решений  в ООО «ВКМ-СТАЛЬ» собирается необходимая  информация по данному вопросу, вследствие чего, перед руководством предприятия возникают следующие вопросы:

  • Какова рентабельность каждого вида продукции/услуг, а также его полная себестоимость, которую можно использовать при ценообразовании?
  • Каким может быть минимальный объем производства/продаж, соответствующий точке безубыточности?
  • Как повлияет изменение объема и структуры производства/продаж на удельные постоянные затраты, на налоговые платежи и различные другие показатели деятельности организации?
  • Какова рентабельность каждого подразделения предприятия с учетом распределения общехозяйственных расходов (либо без распределения)?
  • Каков запас/недостаток финансовой прочности предприятия?
  • На какие наиболее значимые статьи в структуре затрат предприятия можно воздействовать с целью их снижения?

      На  большинство этих вопросов представляется возможным ответить, используя на предприятии методы анализа и  управления затратами. Процесс управление затратами состоит из двух этапов:

  1. Измерение и анализ затрат
  2. Контроль и снижение затрат.

      Операционный  анализ – один из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа – измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, volume, profit - анализ “затраты-объем-прибыль”). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.

      Некоторые менеджеры считают его одним  из инструментов управления ценой. Есть несколько "минимально возможных" цен. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы производство и сбыт товара были безубыточными (равен полной себестоимости изделий); краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости лишь в части переменных затрат). Между этими ценами - целый спектр вариантов, и искусство менеджера состоит в том, чтобы установить адекватную цену на изделие. Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством того или иного изделия, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов.

      

      Рисунок 3.1 – Операционный анализ по видам продукции/услуг  

      Основные  показатели операционного  анализа:

    • маржинальная прибыль (сумма покрытия постоянных затрат);
    • чистая прибыль;
    • точка безубыточности (такое количество продукции, либо объем работ в денежном выражении, при котором выручка предприятия равна всем его затратам);
    • запас/недостаток финансовой прочности (разница между выручкой на настоящий момент и точкой безубыточности);
    • эффект операционного рычага (характеризует величину предпринимательского риска, или влияние структуры затрат на маржинальную прибыль предприятия).

      Большое значение имеют связи и пропорции между затратами и объемом производства. Используя методы математической статистики, графические методы, можно определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей, строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от объема, рассчитывать критическую точку объема производства, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, то есть решать стратегические задачи управления предприятием.

      Таким образом, система обеспечивает возможность  быстро переориентировать производство в ответ на меняющиеся условия  рынка.

      Анализируя  основные показатели операционного  анализа, можно экономически грамотно использовать ставки маржинальной прибыли, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, принимать следующие решения:

    • по установлению цен на уже производимую и новую продукцию, ориентируясь на цены конкурентов;
    • по выбору и замене оборудования;
    • по производству у себя, либо покупки на стороне того или иного полуфабриката;
    • по целесообразности принятия дополнительного заказа;
    • по поиску вариантов изменения производственной мощности предприятия и т.д.

      Еще одним достоинством подобного анализа является возможность расчета полной себестоимости единицы труда (человеко-часа, машино-часа и т.д.). Такой показатель можно использовать при разработке смет и калькуляций. Данными расчетами на ООО «ВКМ-СТАЛЬ» занимается отдел труда и заработной платы.

      Преимущества данного методического приема ценообразования наиболее полно проявляются в такой отрасли как строительство. Установление сметной стоимости 1 человеко-часа работы, учитывающей, кроме оплаты труда основных рабочих и операторов машин, накладные расходы и прибыль, значительно упрощает разработку смет ресурсным методом.

      Такой упрощенный способ расчета можно  применять на первоначальных этапах переговорного процесса с заказчиком при проведении предварительных  оценок себестоимости какого-либо объекта (изделия).

      На  основе полученных данных легко рассчитать себестоимость человеко-часа при  пороговом объеме работ (точка безубыточности), что также является довольно информативным  показателем.

      Можно провести расчет себестоимости человеко-часа в разбивке по подразделениям, на основе чего можно принимать решения по оплате труда и кадровой политике.

      Также можно провести расчет себестоимости  человеко-часа в разбивке по категориям, из которых складывается себестоимость, что выявит наиболее затратные статьи в составе общей себестоимости человеко-часа.

      Таким образом, можно отметить, что каждый отдел, находящийся под управлением  финансового директора предприятия  выполняет свои функции в полной мере. Четко отслеживая информацию из внешней среды, работники быстро систематизируют ее и доводят до остальных отделом и до руководства.  
 

      3.2 Рекомендации по совершенствованию в проведении операционного анализа деятельности ООО «ВКМ-СТАЛЬ» 

      Применение  операционного анализа на предприятии  – необходимое условие работы успешного предприятия. За время своего существования ООО «ВКМ-СТАЛЬ» преодолевало много трудностей, но продолжало работать и развиваться. Следующей преградой для развития предприятия оказался Мировой кризис 2008 года, это объясняется снижением многих показателей и значительным уменьшением прибыли. Это связанно так же и со специфической деятельностью Общества, с его целевой аудиторией, конкурентами и т.д.

      При прохождении практики на данном предприятии  было выявлено достаточно положительных  фактов работы персонала. Но после тяжелого периода кризиса необходимо принять следующие меры и ответить на некоторые вопросы.

      Как можно оптимизировать производственную программу предприятия с точки  зрения издержек, с целью приведения их структуры к оптимальной на данном периоде развития? Для ответа на этот вопрос требуется применение наиболее эффективного метода калькулирования затрат. Существует множество методов калькулирования в зависимости от какого-либо критерия. По критерию отнесения затрат на продукт, либо на период существует 2 метода калькулирования:

Информация о работе Операционный анализ в процессе принятия финансовых решений