Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 01:29, курсовая работа
Цель исследования – изучение актуальных проблем коммуникаций и определение основных направлений повышения эффективности межличностных коммуникаций в организации.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа научных источников изучить направления коммуникаций между организацией и её внешней средой.
2. Охарактеризовать коммуникации между уровнями управления и подразделениями.
3. Выявить преграды в организационных и межличностных коммуникациях.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию коммуникаций в организациях и межличностных отношениях.
Стр.
Введение….………………………………………………………………
3
Глава 1. Коммуникации между организацией и её внешней средой…
6
Глава 2. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями ……………………………….…………
15
Глава 3. Преграды в организационных и межличностных коммуникациях …..…………………………………………….
21
Глава 4. Рекомендации по совершенствованию коммуникаций в организациях и межличностных отношениях…………….....
28
Заключение ……………………………………………………………….
36
Список литературы ………………………………………………………
39
Мероприятия взаимодействия
с потребителями позволяют
Важными направлениями работы,
осуществляемой в рамках финансовых
связей и характерной для
Данное направление обращено
к экономическому, социальному и
политическому окружению
Важным и деликатным направлением взаимодействия с органами власти является лоббирование, то есть влияние заинтересованных групп или организаций на принятие решений властными структурами, как правило, законодательными органами. Лоббирование в интересах общественных объединений проводится, в основном, в направлении охраны окружающей среды, проблем, связанных с образованием и социальной сферой [7, c.142].
Коммунальные связи – это связи, ориентированные на проживающих в месте расположения организации и нацеленные на формирование добрососедских отношений. Развитие коммунальных связей определяется не только его местом в экономической жизни общества, а также и в социальной. Социальная роль организации активно проявляется в месте расположения его производственных структур. [4, с.56].
Коммуникационная политика, ориентированная на прилегающие к организации территории, обусловлена и кадровыми интересами. В населенных пунктах, расположенных вблизи предприятия, проживают, как правило, его сотрудники и члены их семей. Также, добрососедские отношения определяются стремлением к предотвращению территориальных конфликтов, возможных конфликтов из-за кризисных и аварийных ситуаций.
Экологические связи обращены
к решению вопросов экологического
баланса и представления
Задачей отделов корпоративных коммуникаций является всевозможная, в том числе информационная, поддержка таких начинаний, формирование экологической инициативы, действие в группе общественных интересов. Важным направлением является не только осуществление экологических программ, но и информирование о них. Такое информирование способствует, с одной стороны, укреплению доверия к организации, а с другой – содействует дальнейшему развитию природоохранительных программ, повышает заинтересованность высшего руководства в их развитии.
Таким образом, осуществление организацией полного охвата всех спектров коммуникационных направлений способствует гармоничному и прогрессивному развитию ее деятельности.
Активность работы в том или ином направлении, выделение финансовых и других ресурсов, находится в прямой зависимости от маркетинговой и социальной значимости данного направления в конкретный период для конкретного предприятия.
На основе выше изложенного, можно сделать вывод, что внешнюю среду организации можно определить как совокупность физических и социальных факторов, внешних по отношению к системе, которые непосредственно принимаются во внимание в процессе принятия организационных решений. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять в этой связи пространные письменные отчеты. Обсуждения, собрания, телефонные переговоры, служебные записки, видеоленты, отчеты и т. п., циркулирующие внутри организации, зачастую являются реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением. Используя лоббистов и делая взносы в пользу разных политических групп, комитетов, организация пытается влиять на содержание будущих законов и постановлений. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился.
ГЛАВА II. КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ УРОВНЯМИ УПРАВЛЕНИЯ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
Одной из важнейших задач управления является – формирование коммуникационных сетей в коллективе и создание условий для успешного функционирования коммуникаций. Внутриорганизационные коммуникации представляют собой взаимодействие с персоналом, коммуникации между сотрудниками. Внутриорганизационные коммуникационные процессы призваны удовлетворить потребности разных уровней принятия решений.
По мнению Д. Ю. Полякова в идеале система внутренних коммуникаций в любой организации, независимо от рода ее деятельности, должна отвечать следующим принципам:
Коммуникации в организации можно классифицировать по следующим видам:
1. По субъектам и средствам коммуникаций:
– межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми и в группах с помощью слов и несловесных средств общения;
– коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий. Такие коммуникации в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий.
2. По форме общения:
– вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени;
– невербальные – сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и так далее. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
3. По каналам общения:
– формальные коммуникации – позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки, определяются структурой организации, ее основными функциональными целями и задачами. Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления;
– неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении, дополняют формальные коммуникации. Они также включают ряд основных разновидностей: во-первых – неформальные контакты между рядовыми членами организации; во-вторых, аналогичные связи между руководителем и подчиненными; в-третьих, это неформальные внешнекоммуникативные связи руководителя со средой (феномен "больших связей" руководителя). Особая роль среди всех неформальных внутриорганизационных контактов принадлежит такой их разновидности, как слухи, в значительной степени создающие социальную микросреду организации. Они влияют на общественное мнение, на деятельность членов организации, на их статус и репутацию.
4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов):
– вертикальные – коммуникации, координирующие и интегрирующие деятельность сотрудников различных отделов и подразделений в вертикальной плоскости иерархии, либо сверху вниз, либо наоборот. В свою очередь, вертикальные коммуникации делятся на подтипы. Во-первых, это коммуникации вида "руководитель - подчиненный", специфика которого состоит в том, что это индивидуальный, развертывающийся "лицом к лицу" процесс межличностного общения. Сочетание непосредственного характера контакта с его иерархичностью – две главные особенности данного типа обмена. Он, хотя и реже, может осуществляться и опосредованно – например, в форме письменного указания. Во-вторых, это специфический подтип коммуникаций "руководитель - подчиненный", в котором первый является руководителем высшего звена, а второй (подчиненный) – также руководителем, но нижележащего иерархического уровня. В-третьих, это коммуникации вида "руководитель - руководитель"; они включают две разновидности: между руководителями паритетных подразделений внутри организации и между руководителем всей организации и руководителями иных учреждений и организаций;
– горизонтальные – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации, способствуют повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации. К традиционным формам относятся совещания, официальные и протокольные мероприятия, встречи, приемы, беседы, выступления, письменные документы;
– диагональные – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они используются в случаях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднено.
5. По направленности общения:
– нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз от руководителя к подчиненным и чаще всего являются основной формой, в которой руководитель реализует свои управленческие воздействия. Это – приказы, распоряжения, указания, предписания, установки, рекомендации, директивы и др.;
– восходящие – коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений, объяснительных и служебных записок, неформального осведомительства и др.
Всем указанным видам коммуникации присуща общая черта: они носят индивидуальный характер и развертываются, как правило, при непосредственном контакте. Кроме того, все они включают в качестве хотя бы одного из коммуникантов руководителя (разных иерархических уровней), а в своей совокупности характеризуют поэтому "индивидуальную коммуникативную вертикаль". Эта вертикаль включает также коммуникации типа "руководитель - рабочая группа". Она имеет комбинированный индивидуально-коллективный характер и реализуется в многообразных организационных формах: совещаниях руководителя с рабочими группами, отчетах групп перед руководителем, локальном инспектировании, контрольных проверках рабочих групп и др.
Информация о работе Организация межличностной коммуникации в управлении