По мнению А. Р. Бахарева внутриорганизационные
коммуникации должны обладать рядом характеристик:
– быть ясными и точными;
– прозрачными, а сообщаемые
сведения – основанными на достоверных
фактах;
– должны взывать к лучшим
интересам людей и помогать бороться с
атмосферой недоверия в коллективе[1, с.
42 - 47].
Исходя из вышеперечисленного,
коммуникация является одним из основных
связующих процессов в организации,
от эффективности которого во многом
зависит эффективность процесса
управления.
Внутренние, или внутриорганизационные,
коммуникации (между подразделениями,
коммуникация внутри подразделений
по уровням производства и управления,
межличностные коммуникации, неформальные
коммуникации) предстают как часть
производственно-хозяйственной деятельности:
связь между отделами, отчеты отдела
реализации или ведомости складского
учета и т.п. Коммуникация внутри
организации включает в себя инструктирование,
информацию, обучение, менеджмент методом
разговоров. Важнейшая цель внутренней
коммуникации в организации –
создание среди сотрудников поддержки
целей и политики, проводимой руководством
организации. С помощью коммуникации
сотрудники получают необходимые знания
и мотивацию, становятся лучшими
защитниками и популяризаторами
планов компании. Таким образом, коммуникация
– это важный организационный инструмент
и необходимое условие для эффективного
развития и внедрения корпоративной политики.
ГЛАВА III. ПРЕГРАДЫ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ
Многие теоретики и
практики менеджмента согласны с
утверждением, что коммуникации – главное
препятствие на пути достижения целей
организации. Основная причина низкой
эффективности коммуникаций в организациях
заключается в забвении факта, что коммуникация
– это обмен. В ходе обмена обе стороны
играют активную роль: недостаточно лишь
передать информацию – необходимо, чтобы
другая сторона восприняла ее. Главная
цель коммуникационного процесса заключается
в обеспечении понимания передаваемой
информации. Однако сам факт обмена информацией
не гарантирует эффективности общения
участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше
понимать процесс обмена информацией
и условия его эффективности, следует
иметь представление о стадиях процесса,
в котором участвуют двое или большее
число людей.
Независимо от содержания
коммуникаций, их целей, степени сложности,
вида все они имеют сходное
строение и принципы организации.
По мнению А. В. Карпова процесс
коммуникации включает семь основных
структурных компонентов:
- отправитель – лицо (или группа), являющееся источником сообщения для коммуникативного обмена;
- сообщение – собственно информация, подлежащая передаче получателю;
- получатель – адресат (лицо или группа), которому предназначено сообщение;
- канал коммуникации – средство (или система средств), с помощью которого происходит передача сообщения;
- "шум" – вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации;
- обратная связь – информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятности сообщения;
- коррекция – изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю.
В своем развертывании
процесс коммуникации проходит четыре
основных этапа:
- возникновение намерения, зарождение и формулировка идеи, информацию о которой отправитель затем делает сообщением;
- оформление идеи – кодирование и выбор способа (канала) для ее передачи;
- сама передача как таковая, т.е. собственно коммуникативный акт;
- декодирование (понимание смысла) сообщения получателем [11, с. 167].
Важно отметить, что вследствие
несовершенства кода, различий в интерпретации
контекста и воздействия шумов
на каждом этапе коммуникативного процесса
смысл воспринятого сообщения может
(существенно) отличаться от начального,
сформулированного отправителем.
В управленческой деятельности
отдельно выделяется межличностная коммуникация.
Это такой тип коммуникационного обмена,
при котором и отправителем и получателем
выступают отдельные индивиды. Для этого
типа обмена информацией, знаниями характерен
непосредственный контакт между субъектами
общения. Межличностные коммуникации
могут быть как между сотрудниками одной
фирмы, так и между сотрудниками различных
фирм, например, фирм-партнеров. Организационные
коммуникации затрагивают только одну
конкретную фирму и включают в себя часть
межличностных коммуникаций, которые
возникают между сотрудниками данной
фирмы [12, с. 144].
В ходе коммуникационного
процесса неизбежно возникают межличностные
и организационные коммуникационные
барьеры. Если проблемы межличностных
коммуникаций кроются в индивидуальных
особенностях людей и контексте передачи
сообщения, то основным фокусом организационных
коммуникаций становится создание эффективной
системы передачи сообщений.
К межличностным коммуникационным
барьерам относят преграды, обусловленные
восприятием, семантические преграды,
невербальные преграды, а также неумение
слушать и неэффективная обратная связь.
- Барьеры восприятия – неоднозначность интерпретации смысла сообщения, что зависит от различий в индивидуальных контекстах. Чаще всего это проявляется в виде конфликтов между сферами компетентности и преград, обусловленных установками людей.
- Семантические барьеры – возникают из-за того, что понятия естественного языка обладают свойством полисемичности, т.е. многозначности и наличием ряда смысловых оттенков. Следовательно, они допускают возможность неоднозначного понимания говорящим и слушающим, что усиливается при различиях в их установках, целях, статусе, а также зависит от общего контекста коммуникаций.
- Невербальные преграды. Хотя вербальные средства являются основными при коммуникациях всех видов, заметную роль играют невербальные средства (жесты, мимика, интонация, манера коммуникативного поведения, пантомимика и т.д.). Все они еще более многозначны, нежели вербальные. Это обусловливает различия в их интерпретации, ведет к ошибкам коммуникации. Поскольку вербальные и невербальные средства используются, как правило, совместно, то неправильная интерпретация невербальных знаков может приводить к ошибкам в понимании словесных сообщений.
- Барьеры обратной связи – неэффективная обратная связь, не дающая отправителю достаточной информации о правильности восприятия его сообщения.
- Неумение слушать — люди чаще ориентированы на экспрессию собственного внутреннего мира, чем на восприятие и анализ внешней информации.
Преграды, возникающие в
организационных коммуникациях:
- Искажение сообщений. Возможные причины: непреднамеренно, в результате затруднений в межличностных коммуникациях; сознательно, когда кто-либо из менеджеров среднего звена не согласен с сообщением и модифицирует его таким образом, чтобы сообщение отражало его интересы; в результате фильтрации; из-за статусных различий; из-за страха перед наказанием или при ощущении бессмысленности коммуникации.
- Информационные перегрузки – превышение реальных возможностей системы и входящих в нее людей обрабатывать информацию.
- Неэффективная структура организации – чем выше в организации вертикаль власти (количество иерархических уровней), тем больше вероятность искажения информации.
- Некомпетентность персонала – коммуникативная, профессиональная и методологическая.
- Неэффективный способ организации работ и распределения задач.
- Конфликты, как между подразделениями, так и между людьми [13, с. 184].
К другим аспектам, которые
могут вызывать проблемы в коммуникациях,
можно отнести:
- Личностные моменты – предвзятость отдельных работников по отношению к мнению окружающих, всевозможные стереотипы в сознании и поведении, отсутствие интереса к информации, нарушенное эмоциональное состояние и др.
- «Помехи». К помехам относится всё, что препятствует направленному потоку коммуникации. Иногда они выражаются в физическом прерывании или отвлечении (прекращение видеоконференции по техническим причинам), в других случаях – в одновременно отправляемых или получаемых противоречивых сообщениях. Если наши невербальные сигналы или последующие действия не соответствуют словам сообщения, вероятность того, что получатель неправильно его интерпретирует, повышается.
- Неподходящий для адресата выбор носителя для передачи информации. Используемый носитель во многом определяет содержание и восприятие сообщения. Как получатели мы отдаём предпочтение определённым носителям и соответственно обращаем на них больше внимания. Некоторым не нравится официальный язык, другие негативно относятся к употреблению в документах просторечий. Для кого-то изложение сообщения в письменной форме способствует пониманию, другие воспринимают это как выражение недоверия, кто-то охотно пользуется электронной почтой, другие не желают подходить к компьютеру.
- Многообразие носителей, с помощью которых передается информация. Информация передаётся посредством самых разных носителей, и мы просто забываем о некоторых из них. Очень сложно упорядочить информацию, почерпнутую из газет, специальных журналов, на конференциях, в Интернете, по кабельному, цифровому и спутниковому телевидению, в специальных обозрениях и из отчётов консультантов. Объём информации может стать барьером к её использованию.
- Давление времени. Часто сотрудникам организации может не хватать времени для передачи полного объёма информации. Важную роль здесь играет умение отфильтровывать менее значимую информацию, с тем, чтобы избежать обрывочности сообщения и не перегружать каналы избыточной информацией. Это умение важно особенно на совещаниях, конференциях и собраниях, когда каждому выступающему отводится небольшое время, чтобы смогли выступить все. Таким образом, наши коммуникации должны укладываться в определённые временные рамки.
- Недоступность адресата. Не имея достаточной информации о происходящих в организации (или более локальном подразделении) событиях, о действиях отдельных её сотрудников, руководитель вряд ли окажется в состоянии успешно решать стоящие перед ним задачи. Такая информация стекается к руководителю разными путями, в частности и от исполнителей. Последние сообщают ему о том, как выполняются те или иные задания, о возникающих трудностях в работе, о необходимости помощи и т.п. В свою очередь руководитель вносит коррективы в ход текущей работы, оценивает действия исполнителей, использует сообразно сделанной оценке те или иные стимулы и т.д. Всё это и составляет проявление обратной связи. Разумеется, если руководитель недоступен для своих подчиненных в виду своей чрезмерной занятости или просто нежелания общаться со своими подчиненными, то он рискует недополучить важную для управления организацией информацию [20].
- Информация о наличии в организации тех или иных коммуникативных барьеров является очень ценной для руководителя. Руководитель может воспринимать ее как обратную связь, показывающую, что необходимо изменить во взаимодействии отделов организации друг с другом, в обмене информацией по вертикали, т.е. между сотрудниками и руководителем, или в самой структуре организации. Подобная коррекция деятельности организации способствует более эффективному её функционированию и достижению поставленных целей.
Выявить коммуникативные
барьеры в организации можно с помощью
специально разработанных анкет, а также
наблюдения и интервью. Их преодоление
составляет неотъемлемую часть коммуникативной
функции деятельности руководителя. Еще
более действенным средством выступает
соблюдение некоторых общих правил и принципов
построения эффективных коммуникаций.
В настоящее время существует большое
число различных перечней таких правил.
ГЛАВА IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОАНИЮ
КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
Любая организация заинтересована
в повышении эффективности коммуникаций.
Повышение эффективности возможно
на основе детального анализа используемой
технологии коммуникаций и видении
разрывов, нестыковок или провалов
в коммуникационном процессе. Почти
для всех организаций регулирование
информационных потоков остается достаточно
проблематичным явлением: информация
не всегда попадает именно к тому лицу,
к которому она должна попасть, а
если и к тому, то не всегда своевременно.
Кроме того, в ряде организаций
существует проблема неравномерной
информационной нагрузки: кто-то страдает
от ее избытка, а кто-то испытывает «информационный
голод». Весьма важным и наиболее часто
используемым направлением в совершенствовании
коммуникационного процесса выступает
оптимизация системы обратной связи,
устранение коммуникационных барьеров,
повышение точности передаваемой информации.
Управление коммуникациями
необходимо строить на принципах, определяющих
внимание руководителя к этой стороне
его деятельности как менеджера,
а также научный подход к формированию
системы коммуникаций в организации.
Рассмотрим данные принципы:
- принцип формирования структуры коммуникаций, отвечающей потребностям сотрудничества, партнерства и компетентности;
- принцип регулирования масштабов коммуникаций для определенных должностных лиц и подразделений;
- принцип рационального использования рабочего времени руководителя;
- принцип информационного обеспечения коммуникаций, распределение информации для установления и поддержания необходимых коммуникаций;
- принцип полномочий и ответственности;
- принцип регулирования коммуникативной нагрузки различных звеньев организации;
- принцип учета неформальных коммуникаций и использование их в процессе управления.