Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание

Основной целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию деловой оценки педагогических кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма».

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретико - методологические основы деловой оценки кадров ………..…....7
1.1. Сущность деловой оценки кадров…….……………………………..... 7
1.2. Классификация критериев оценки………………………………….....13
1.3. Организационный и методический аспекты оценки кадров………...20
1.4. Особенности оценки работников по результатам труда……………..30
1.5. Основные направления повышения эффективности проведения деловой оценки персонала………………………………………………………...39

2. Анализ деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» ……………………………………………………………49
2.1. Характеристика кадрового состава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………..…………………… 49
2.2 Деловая оценка кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………………………………..………………………….… 63
2.3. Выводы по результатам анализа системы управления кадрами и деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………………………………………..……………………………70
2.4.Задание на разработку проекта совершенствования деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» …....72
2.5. Рекомендации по совершенствованию проведения деловой оценки кадров..…………………………………………………………………………….79

3. Разработка проекта по совершенствованию деловой оценки кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»…………………..…….83
3.1. Разработка методики деловой оценки кадров……..…………………83
3 2. Функции и оргструктура, обеспечивающая проведение деловой оценки кадров………….…………………………………………………………..86
3.3. Социальная эффективность проекта………………………………......92
3.4. Мероприятия по рализации процесса оценки деловых качеств педагогических кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9
г. Надыма»…………………………………………………………………………..93
Заключение ………………..……………………………………………………….99
Список использованных источников и литературы…………………………….102
Приложения………………………………………………………………………..106

Работа состоит из  1 файл

ДР. Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Формами  самоуправления  являются педагогический  совет  школы,  научно-методический совет школы, общее  собрание  трудового  коллектива  школы, Попечительский совет, общешкольная конференция, общешкольные и классные родительские комитеты, методическое объединение педагогов, орган ученического самоуправления «САД». Общее руководство школой осуществляется общешкольной конференцией.

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Директор, назначаемый и освобождаемый от должности Учредителем. Совмещение должности Директора с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне школы не допускается.

Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности школы, не входящие в компетенцию иных органов самоуправления Школы и Учредителя

Административная команда школы состоит из 9 человек, все имеют высшее образование и квалификационные категории, средний педагогический стаж составляет 24,1 г., свыше 20 лет – 9 чел., свыше 30 лет – 1 чел.:  5 заместителей директора по учебно-воспитательной работе, 2 заместителя по воспитательной работе, 1 заместитель директора по научно-методической работе, 1 заместитель директора по административно-хозяйственной работе.

Заместителям директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» подчинены руководители методических объединений учителей. В анализируемом учреждении четко прослеживается подчиненность каждого методического объединения педагогов одному заместителю.

Количество подчиненных у каждого функционального руководителя различное в зависимости от их специализации и направления учебно-воспитательной деятельности.

Все первые заместители директора МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» и руководители методических объединений  школы имеют высшее образование и соответствующую квалификацию, являются членами научно-методического совета.

В школе работают следующие методические объединения (МО) учителей-предметников:

МО учителей русского языка и литературы;

МО учителей математики, физики, информатики;

МО учителей иностранного языка;

МО учителей общественных наук, МХК и предметов естественно-географического цикла;

 МО учителей начальных классов;

 МО учителей физкультуры, технологии и музыки.

В школе действуют такие инфраструктурные объекты (службы, подразделения) как:

- Центр дополнительного образования детей по предметам художественно-эстетической направленности;

- социально-психолого-логопедическая служба.

Для всех работников школы разработаны должностные инструкции.

Должностные инструкции разработаны на основе Единого квалификацион­ного справочника  должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.08.2009 г. № 593 «Об утверждении Единого квалификацион­ного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и утверждена на основе Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» (далее - Школа).  При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92, Положения Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения в РФ.

Оплата труда педагогических кадров производится в соответствии с отраслевой системой оплаты труда и является индивидуальной для каждого (зависит от образования, стажа педаго­гической работы, квалификационной категории, количества детей в классе, др.).

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» регламентированы все направления деятельности учебно-воспитательного процесса школы, включая экспериментальные. Всего разработано 106 локальных актов.

Таблица 1

Локальные акты МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 9 г. Надыма»

№/п

Наименование раздела

Количество разработанных актов

1.

Нормативно-правовые документы институционального уровня, регламентирующие управление в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

 

7

2.

Локальные акты, регламентирующие управление в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

32

(4 из них - окружной эксперимент по введению новой системы оплаты труда)

3.

Локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

 

33

4.

Локальные акты, регламентирующие воспитательную деятельность в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

 

24

5.

Локальные акты, регламентирующие отношения с участниками образовательно-воспитательного процесса в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

 

7

6.

Локальные акты, регламентирующие оперативную деятельность по обеспечению безопасности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

 

3

 

ИТОГО:

106


 

Таким образом, в наличие – полнота нормативно-правовой базы, позволяющая делать регламентированной и прозрачной деятельность школы.

Повышение квалификации педагогических кадров

Развитый педагогический коллектив способен не только эффективно использовать имеющийся образовательный потенциал, но и наращивать путем повышения профессионализма через курсовую переподготовку и самообразование. В 2010/2011 учебном году 5 членов администрации и 26 педагогов (всего 31 человек) повысили профессиональную компетентность на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования», также в течение года 6 педагогов повысили квалификацию за счет внебюджетных средств. Итого 37 педагогов в 2010/2011 учебном году повысили свой профессиональный уровень, что составляет 39,3% от общего числа педагогов. Современные условия диктуют новые требования к профессиональному уровню управленческих кадров, поэтому 7 членов административной команды обучаются в филиале НОУ ВПО «Московском психолого-социальном институте», получая дополнительную профессиональную переподготовку по специальности «государственное и муниципальное управление» (диаграмма 5).

Диаграмма 5

Курсовая и профессиональная переподготовка

Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом и школой задач. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Каждый учитель имеет тему самообразования, утвержденную на научно-методическом совете. На заседаниях школьных методических объединений педагоги регулярно рассказывают о промежуточных итогах реализации темы самообразования. Наиболее значимые педагогические наработки рекомендуются к трансляции на различных уровнях, к участию в профессиональных конкурсах.  Конечные результаты работы по теме самообразования представляются, чаще всего, в рамках аттестации. Вместе с тем, планы самообразования зачастую носят декларативный характер и не отражают современных тенденций развития профессионализма педагогов, не содержат планирования исследовательской деятельности, не отражают планомерного наращивания результативности деятельности в межаттестационный период. Поэтому администрации и руководителям школьных методических объединений предстоит разработать единые требования к планированию самообразования, а педагогам, претендующим на высшую квалификационную категорию, в перспективе стоит разработать программы по самообразованию.

Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности администрации школы. Так, внедрение нового содержания образования и новых технологий требует усиления методической работы с учителями. Увеличение объемов инновационной деятельности требует специальной работы по ее координации и мониторингу. Для этого управляющая система школы должна обеспечить:

                  целеполагание и прогнозирование результаты своей работы;

                  оптимальную расстановку кадров;

                  формирование у педагогов мотивации к инновационной деятельности, к работе в творческих группах;

                  качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить своевременные коррективы в образовательный процесс и обладает стимулирующим характером;

                  систему обучающих семинаров;

                  психологическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в школе.

Таким образом, в школе созданы условия для профессионального роста педагогов. Ежегодно увеличивается количество учителей, прошедших курсовую переподготовку. Темы самообразования  учителей школы соответствует основным задачам, стоящим перед педагогическим коллективом.

В школе сформирована система работы, способствующая стремлению педагогов к самореализации, повышению квалификационных категорий.

 

 

 

2.2   Деловая оценка кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

 

Проблема оценки качества профессиональной деятельности работников МОУ становится все более актуальной, поскольку за создание условий для эффективного управления профессиональной деятельностью педагогов несут ответственность руководители общеобразовательных учреждений. Очевидно, что решение данной проблемы невозможно без разработки инструментария оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников МОУ.

В качестве основных задач были определены:

        уточнение компонентов, критериев и показателей комплексной оценки качества;

        разработка содержания и методики проведения внутренней и внешней комплексной оценки качества;

                    определение организационно-педагогических условий эффективного управления профессиональной деятельностью педагогов МОУ.

Под качеством  понимается соотношение цели и результата. Результаты педагогической деятельности могут быть оценены разными социальными заказчиками (детьми, родителями, педагогами), по различным параметрам, в разных измерениях и на разных уровнях.

Качество профессиональной деятельности следует рассматривать как динамичную категорию, меняющуюся в соответствии со временем, требованиями социальных заказчиков и потребностями педагогов. Под ним понимается степень удовлетворения ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Определена структура комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов МОУ, которая включила в себя шесть компонентов: нормативно-ориентированный, содержательно-целевой, организационно-технологический, мотивационно-личностный, контрольно-диагностический и коррекционно-аналитический. Они отражают значимые деловые и личностные характеристики педагога, определяют уровень его педагогического мастерства, качество профессиональной деятельности.

Теоретический анализ и обобщение изученных подходов  к оцениванию педагогической деятельности позволили выделить и уточнить следующие критерии комплексной оценки:

        реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;

        соответствие содержания образовательного процесса целям школьного образования;

        создание соответствующей воспитательно-образовательной среды;

        деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности;

        результативность образовательного процесса;

        коррекция педагогической деятельности.

Ежегодно заместителями директора проводится подробный мониторинг достижений, ведется мониторинг количественных и качественных показателей реализации школьных подпрограмм (диаграмма 6), анализируются проблемы, вносятся коррективы в планы их  реализации.

Диаграмма 6

Количество подпрограмм, реализуемых в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Системный мониторинг направлений деятельности школы свидетельствует о возросших управленческих  компетенциях заместителей директора, о креативном подходе заместителей к выполняемому функционалу, заинтересованности в успехе реализуемых подпрограмм, умении заинтересовать педагогов школы в их реализации.

Результатом работы  административной команды является наличие в школе системы внутришкольного мониторинга, способствующего повышению качества образования и воспитания, активной трансляции опыта педагогов школы на различных уровнях, формированию позитивного имиджа школы.

Повышению педагогических компетенций, систематизации и обобщению опыта на протяжении всех лет уделяется большое внимание. Для мотивации используются различные виды стимулирования: поощрения: благодарности, материальное стимулирование (диаграмма 7).

Диаграмма 7

Формы стимулирования педагогов МОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

 

Информация о работе Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров