Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание

Основной целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию деловой оценки педагогических кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма».

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретико - методологические основы деловой оценки кадров ………..…....7
1.1. Сущность деловой оценки кадров…….……………………………..... 7
1.2. Классификация критериев оценки………………………………….....13
1.3. Организационный и методический аспекты оценки кадров………...20
1.4. Особенности оценки работников по результатам труда……………..30
1.5. Основные направления повышения эффективности проведения деловой оценки персонала………………………………………………………...39

2. Анализ деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» ……………………………………………………………49
2.1. Характеристика кадрового состава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………..…………………… 49
2.2 Деловая оценка кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………………………………..………………………….… 63
2.3. Выводы по результатам анализа системы управления кадрами и деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………………………………………..……………………………70
2.4.Задание на разработку проекта совершенствования деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» …....72
2.5. Рекомендации по совершенствованию проведения деловой оценки кадров..…………………………………………………………………………….79

3. Разработка проекта по совершенствованию деловой оценки кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»…………………..…….83
3.1. Разработка методики деловой оценки кадров……..…………………83
3 2. Функции и оргструктура, обеспечивающая проведение деловой оценки кадров………….…………………………………………………………..86
3.3. Социальная эффективность проекта………………………………......92
3.4. Мероприятия по рализации процесса оценки деловых качеств педагогических кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9
г. Надыма»…………………………………………………………………………..93
Заключение ………………..……………………………………………………….99
Список использованных источников и литературы…………………………….102
Приложения………………………………………………………………………..106

Работа состоит из  1 файл

ДР. Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разработка проекта по совершенствованию деловой оценки

педагогических кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 9 г. Надыма»

 

3.1. Разработка методики деловой оценки персонала

 

Несмотря на отработанную систему материального стимулирования, достаточно низкий уровень заработной платы, текучесть кадров  в школе высокая, и особенно значительна она среди молодых работников, имеющих небольшой стаж работы в данном учреждении.

Частично, это вызвано незащищенностью, которую работник испытывает в первое время на новом месте, недостатком знаний, применительно к данной работе, а также часто встречающимися несоответствием между представлениями о работе и самой работой. При подборе кадров предпочтение отдается знаниям, а факторам мотивации работника, его морально-психологическим качествам уделяется слабое внимание.

Также было отмечено, что при наборе работников основное внимание уделяется его знаниям, опыту, стажу работы. Но при этом практически не учитываются моральные и прочие качества человека. При оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность необходимо учитывать систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств:

1. Общественно-гражданская зрелость - способность подчинять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активное участие в общественной деятельности.

2. Отношение к труду - чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими.

3. Уровень знаний - наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; общая эрудиция.

4. Организаторские способности - умение организовать систему управления и свой труд; умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций; владение передовыми методами руководства; умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли, создавать сплоченный коллектив; способность к самооценке своих способностей и своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.

5. Способность к руководству системой управления - умение своевременно принимать решения; способность обеспечить контроль их исполнения; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации; способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой; уверенность в себе.

6. Способность поддерживать передовое - умение видеть новое; распознать и поддержать новаторов, энтузиастов и рационализаторов; умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведении; мужество и способность идти на обоснованный риск.

7. Морально - этические черты характера. К этой группе относятся: честность, добросовестность, порядочность, принципиальность, уравновешенность, выдержанность, вежливость, настойчивость, общительность, обаятельность, скромность, простота.

Управление любой организацией как социальным объектом различного масштаба и профиля деятельности условно подразделяется на два вида: управление деятельностью организации с учетом ее взаимодействия с внешней средой и управление людьми (персоналом), работающими в организации.

Учитывая, на наш взгляд, «пробелы» в процедуре организации процесса оценки деловых качеств сотрудников, считаем необходимым внести коррективы в систему оценки персонала школы путем внедрения  нескольких вариантов, а именно:

- сделать психологические тестирование обязательным неотъемлемым элементом межаттестационного периода;

- во избежание использования  примитивных вопросов, разработанных самостоятельно кадровиками, которые редко позволяют выявить деловые качества работника, психологическое тестирование необходимо проводить  при помощи квалифицированного психолога;

- для исключения предвзятости оценки работников, а так же для исключения реакции отторжения и замкнутости и получения наиболее достоверных  ответов проводить оценку деловых качеств комиссией в составе квалифицированного психолога, задача которого  перед  оценкой и во время нее создать для психологически комфортную обстановку;

- уделить особое  внимание  разъяснению необходимости оценки   не как средства к наказанию, а как средства к поощрению и выявлению моментов в которых работнику требуется помощь, как в повышении своих профессиональных навыков, так и в проблемах психологического характера;

- внедрение в систему оценки персонала такого вида  психологического тестирования.

Резюмируя все вышесказанное необходимо понимать, что оценка персонала процесс системный и ограничиться каким-то одним вариантом оценки, это значит изначально повысить вариант неэффективности такой оценки. А так же нужно понимать, что оценка это процесс тесного сотрудничества аттестуемого с тем, кто оценивает и аттестует. Т.е.  систему оценки необходимо строить на доверии друг к другу, на понимании необходимости этого процесса обеими сторонами, т.е. на взаимном  доверительном сотрудничестве и заинтересованности.  Необходимо стоить на осознании «мне помогут понять мой потенциал, чего я хочу добиться в своей профессиональной деятельности».

 

3.2. Функции и оргструктура, обеспечивающие проведение деловой оценки персонала

 

В таблице 3 предлагаются критерии, определяющие личностный потенциал сотрудников.

Таблица 3

Оценка личностных и интегрированных качеств работников

Показатели

Критерии

Шкала оценок

Справедливость и честность

Высоко развито чувство справедливости, постоянно строится реализовать справедливые отношения в практической деятельности. Честен, искренен, высоко порядочен

5,0

Справедлив, честен, стремится к установлению справедливых и искренних служебных отношений

4,5-4,0

Способен к установлению справедливых отношений с коллегами, допускает элементы неискренности, справедливо может поступать избирательно

3,5-3,0

К установлению справедливых служебных отношений не способен, постоянно допускает элементы нечестности в отношениях с окружающими, не искренен

2,5-2,0

Дисциплинированность

Высоко дисциплинирован, строго и точно соблюдает требования нормативных документов, регламентирующих служебную и профессиональную деятельность

5,0

Дисциплинирован, требования нормативных документов, регламентирующих служебную и профессиональную деятельность стремится выполнять

4,5-4,0

Основные требования по соблюдению дисциплины знает, но не всегда их выполняет

3,5-3,0

Положения документов, регламентирующих требования по соблюдению дисциплины знает поверхностно, проявляет недисциплинированность

2,5-2,0

Способность адаптироваться к новым условиям

Быстро адаптируется к новым условиям, в экстремальных ситуациях умеет управлять собой. Психологическая устойчивость высокая

5,0

Способен к адаптации в новых условиях, умеет управлять собой в сложных ситуациях. Психологически устойчив

4,5-4,0

Для адаптации в новых условиях требуется продолжительное время. В сложных, неординарных ситуациях может допускать потерю контроля за своим поведением. Психологическая устойчивость невысокая

3,5-3,0

Новым условиям адаптируется с трудом. В сложных и экстремальных ситуациях поведение непредсказуемо. Психологическая устойчивость низкая, подвержен паническим настроениям

2,5-2,0

Способность к самооценке

Высоко развиты способность оценивать свои действия и результаты деятельности. В разумной степени самокритичен

5,0

Способен к адекватной самооценке. Самокритичен

4,5-4,0

Свои действия и результаты деятельности оценивает не всегда адекватно, способности к самооценке ограничены

3,5-3,0

К адекватной самооценке своих действий и результатам своей деятельности критически относиться не способен

2,5-2,0

Интенсивность труда (работоспособность)

Работоспособность высокая, отличается трудолюбием, состояние здоровья соответствует возрастным показателям, способен легко переносить большие физические нагрузки

5,0

Работоспособен, трудолюбив, состояние здоровья соответствует возрастным показателям, способен переносить физические и психологические нагрузки

4,5-4,0

Работоспособность удовлетворительная, трудолюбием не выделяется, состояние здоровья удовлетворительное, нагрузки переносит с затруднением

3,5-3,0

Работоспособность низкая, ленив, состояние здоровья требует постоянного медицинского освидетельствования, часто болеет, нагрузки переносит с большими усилиями

2,5-2,0

Культура мышления и речи

Мысли излагает четко, речь всегда продуманная, логичная, доходчивая, выразительная и содержательная. Способен

грамотно и убедительно высказывать и отстаивать свое мнение. Обладает хорошей дикцией и ораторскими способностями

5,0

Мысли выражает доходчиво, речь правильная, умеет аргументировано отстаивать свое мнение и убеждать людей, навыки оратора развиты хорошо

4,5-4,0

Способен правильно и доходчиво выражать свои мысли, однако не всегда умеет их аргументировать и доказывать. Речь не отличается выразительностью, ораторские способности развиты посредственно

3,5-3,0

Культура мышления низкая, речь бедная и не выразительная, ораторские способности не развиты

2,5-2,0

Коммуникативность

В общении с людьми доступен, легко устанавливает контакт, обладает высоким чувством такта в общении, доброжелателен и чуток, не лишен чувства юмора

5,0

Способен устанавливать контакт с окружающими, в общении тактичен, проявляет элементы чуткости и доброжелательности, способен расположить к себе

4,5-4,0

При необходимости способен устанавливать контакт с окружающими, такт проявляет в общении не всегда, чуткость и доброжелательность проявляет редко, в общении бывает несдержан и не всегда доступен

3,5-3,0

• Тактичностью не отличается, допускает грубость и общении, на контакт с сотрудниками идет с трудом, замкнут.

• Замкнут, к контактам с окружающими не стремится, способен к проявлению доброжелательности и чуткости

2,5-2,0

Культура работы с документами

В работе с документами имеет эффективную систему, аккуратен, внимателен к мелочам. Высокий уровень культуры

5,0

С документами работает аккуратно, грамотно. Обладает достаточным уровнем культуры работы с ними

4,5-4,0

С документами работать умеет, однако может допускать нарушения правил работы с ними. Требуется развитие культуры работы с документами

3,5-3,0

Уровень развития культуры работы с документами низкий

2,5-2,0

 

 

 

 

 

Предлагаемые формы оценочного листа для определения деловых и личностных характеристик работника представлены в таблице 4 и в таблице 5, соответственно.

Таблица 4

Форма оценочного листа для оценки деловых качеств

Перечень профессиональных и деловых качеств

Вес

Балл

Профессиональные знания

 

 

Профессиональные умения и навыки

 

 

Знание необходимых документов, регламентирующих служебную деятельность

 

 

Способности к накоплению и обновлению профессионального опыта

 

 

Степень реализации опыта на занимаемой должности

 

 

Способность к творческому применению профессионального опыта

 

 

Отношение к работе

 

 

Ответственность и исполнительность

 

 

Инициатива и предприимчивость

 

 

Самостоятельность решений и действий

 

 

Итого

 

 

 

 

Таблица 5

Форма оценочного листа для оценки личностных качеств

Перечень личностных и интегральных качеств

Вес

Балл

Справедливость и честность

 

 

Дисциплинированность

 

 

Способность адаптироваться к новым условиям

 

 

Способность к самооценке

 

 

Интенсивность труда (работоспособность)

 

 

Культура мышления и речи

 

 

Коммуникативность

 

 

Культура работы с документами

 

 

Итого

 

 

Информация о работе Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров