Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:57, дипломная работа
Основной целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию деловой оценки педагогических кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма».
Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретико - методологические основы деловой оценки кадров ………..…....7
1.1. Сущность деловой оценки кадров…….……………………………..... 7
1.2. Классификация критериев оценки………………………………….....13
1.3. Организационный и методический аспекты оценки кадров………...20
1.4. Особенности оценки работников по результатам труда……………..30
1.5. Основные направления повышения эффективности проведения деловой оценки персонала………………………………………………………...39
2. Анализ деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» ……………………………………………………………49
2.1. Характеристика кадрового состава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………..…………………… 49
2.2 Деловая оценка кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………………………………..………………………….… 63
2.3. Выводы по результатам анализа системы управления кадрами и деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………………………………………..……………………………70
2.4.Задание на разработку проекта совершенствования деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» …....72
2.5. Рекомендации по совершенствованию проведения деловой оценки кадров..…………………………………………………………………………….79
3. Разработка проекта по совершенствованию деловой оценки кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»…………………..…….83
3.1. Разработка методики деловой оценки кадров……..…………………83
3 2. Функции и оргструктура, обеспечивающая проведение деловой оценки кадров………….…………………………………………………………..86
3.3. Социальная эффективность проекта………………………………......92
3.4. Мероприятия по рализации процесса оценки деловых качеств педагогических кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9
г. Надыма»…………………………………………………………………………..93
Заключение ………………..……………………………………………………….99
Список использованных источников и литературы…………………………….102
Приложения………………………………………………………………………..106
3. Разработка проекта по совершенствованию деловой оценки
педагогических кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 9 г. Надыма»
3.1. Разработка методики деловой оценки персонала
Несмотря на отработанную систему материального стимулирования, достаточно низкий уровень заработной платы, текучесть кадров в школе высокая, и особенно значительна она среди молодых работников, имеющих небольшой стаж работы в данном учреждении.
Частично, это вызвано незащищенностью, которую работник испытывает в первое время на новом месте, недостатком знаний, применительно к данной работе, а также часто встречающимися несоответствием между представлениями о работе и самой работой. При подборе кадров предпочтение отдается знаниям, а факторам мотивации работника, его морально-психологическим качествам уделяется слабое внимание.
Также было отмечено, что при наборе работников основное внимание уделяется его знаниям, опыту, стажу работы. Но при этом практически не учитываются моральные и прочие качества человека. При оценке и отборе кандидатов для выдвижения на вакантную должность необходимо учитывать систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств:
1. Общественно-гражданская зрелость - способность подчинять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активное участие в общественной деятельности.
2. Отношение к труду - чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими.
3. Уровень знаний - наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; общая эрудиция.
4. Организаторские способности - умение организовать систему управления и свой труд; умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций; владение передовыми методами руководства; умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли, создавать сплоченный коллектив; способность к самооценке своих способностей и своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.
5. Способность к руководству системой управления - умение своевременно принимать решения; способность обеспечить контроль их исполнения; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации; способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой; уверенность в себе.
6. Способность поддерживать передовое - умение видеть новое; распознать и поддержать новаторов, энтузиастов и рационализаторов; умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведении; мужество и способность идти на обоснованный риск.
7. Морально - этические черты характера. К этой группе относятся: честность, добросовестность, порядочность, принципиальность, уравновешенность, выдержанность, вежливость, настойчивость, общительность, обаятельность, скромность, простота.
Управление любой организацией как социальным объектом различного масштаба и профиля деятельности условно подразделяется на два вида: управление деятельностью организации с учетом ее взаимодействия с внешней средой и управление людьми (персоналом), работающими в организации.
Учитывая, на наш взгляд, «пробелы» в процедуре организации процесса оценки деловых качеств сотрудников, считаем необходимым внести коррективы в систему оценки персонала школы путем внедрения нескольких вариантов, а именно:
- сделать психологические тестирование обязательным неотъемлемым элементом межаттестационного периода;
- во избежание использования примитивных вопросов, разработанных самостоятельно кадровиками, которые редко позволяют выявить деловые качества работника, психологическое тестирование необходимо проводить при помощи квалифицированного психолога;
- для исключения предвзятости оценки работников, а так же для исключения реакции отторжения и замкнутости и получения наиболее достоверных ответов проводить оценку деловых качеств комиссией в составе квалифицированного психолога, задача которого перед оценкой и во время нее создать для психологически комфортную обстановку;
- уделить особое внимание разъяснению необходимости оценки не как средства к наказанию, а как средства к поощрению и выявлению моментов в которых работнику требуется помощь, как в повышении своих профессиональных навыков, так и в проблемах психологического характера;
- внедрение в систему оценки персонала такого вида психологического тестирования.
Резюмируя все вышесказанное необходимо понимать, что оценка персонала процесс системный и ограничиться каким-то одним вариантом оценки, это значит изначально повысить вариант неэффективности такой оценки. А так же нужно понимать, что оценка это процесс тесного сотрудничества аттестуемого с тем, кто оценивает и аттестует. Т.е. систему оценки необходимо строить на доверии друг к другу, на понимании необходимости этого процесса обеими сторонами, т.е. на взаимном доверительном сотрудничестве и заинтересованности. Необходимо стоить на осознании «мне помогут понять мой потенциал, чего я хочу добиться в своей профессиональной деятельности».
3.2. Функции и оргструктура, обеспечивающие проведение деловой оценки персонала
В таблице 3 предлагаются критерии, определяющие личностный потенциал сотрудников.
Таблица 3
Оценка личностных и интегрированных качеств работников
Показатели | Критерии | Шкала оценок |
Справедливость и честность | Высоко развито чувство справедливости, постоянно строится реализовать справедливые отношения в практической деятельности. Честен, искренен, высоко порядочен | 5,0 |
Справедлив, честен, стремится к установлению справедливых и искренних служебных отношений | 4,5-4,0 | |
Способен к установлению справедливых отношений с коллегами, допускает элементы неискренности, справедливо может поступать избирательно | 3,5-3,0 | |
К установлению справедливых служебных отношений не способен, постоянно допускает элементы нечестности в отношениях с окружающими, не искренен | 2,5-2,0 | |
Дисциплинированность | Высоко дисциплинирован, строго и точно соблюдает требования нормативных документов, регламентирующих служебную и профессиональную деятельность | 5,0 |
Дисциплинирован, требования нормативных документов, регламентирующих служебную и профессиональную деятельность стремится выполнять | 4,5-4,0 | |
Основные требования по соблюдению дисциплины знает, но не всегда их выполняет | 3,5-3,0 | |
Положения документов, регламентирующих требования по соблюдению дисциплины знает поверхностно, проявляет недисциплинированность | 2,5-2,0 | |
Способность адаптироваться к новым условиям | Быстро адаптируется к новым условиям, в экстремальных ситуациях умеет управлять собой. Психологическая устойчивость высокая | 5,0 |
Способен к адаптации в новых условиях, умеет управлять собой в сложных ситуациях. Психологически устойчив | 4,5-4,0 | |
Для адаптации в новых условиях требуется продолжительное время. В сложных, неординарных ситуациях может допускать потерю контроля за своим поведением. Психологическая устойчивость невысокая | 3,5-3,0 | |
Новым условиям адаптируется с трудом. В сложных и экстремальных ситуациях поведение непредсказуемо. Психологическая устойчивость низкая, подвержен паническим настроениям | 2,5-2,0 | |
Способность к самооценке | Высоко развиты способность оценивать свои действия и результаты деятельности. В разумной степени самокритичен | 5,0 |
Способен к адекватной самооценке. Самокритичен | 4,5-4,0 | |
Свои действия и результаты деятельности оценивает не всегда адекватно, способности к самооценке ограничены | 3,5-3,0 | |
К адекватной самооценке своих действий и результатам своей деятельности критически относиться не способен | 2,5-2,0 | |
Интенсивность труда (работоспособность) | Работоспособность высокая, отличается трудолюбием, состояние здоровья соответствует возрастным показателям, способен легко переносить большие физические нагрузки | 5,0 |
Работоспособен, трудолюбив, состояние здоровья соответствует возрастным показателям, способен переносить физические и психологические нагрузки | 4,5-4,0 | |
Работоспособность удовлетворительная, трудолюбием не выделяется, состояние здоровья удовлетворительное, нагрузки переносит с затруднением | 3,5-3,0 | |
Работоспособность низкая, ленив, состояние здоровья требует постоянного медицинского освидетельствования, часто болеет, нагрузки переносит с большими усилиями | 2,5-2,0 | |
Культура мышления и речи | Мысли излагает четко, речь всегда продуманная, логичная, доходчивая, выразительная и содержательная. Способен грамотно и убедительно высказывать и отстаивать свое мнение. Обладает хорошей дикцией и ораторскими способностями | 5,0 |
Мысли выражает доходчиво, речь правильная, умеет аргументировано отстаивать свое мнение и убеждать людей, навыки оратора развиты хорошо | 4,5-4,0 | |
Способен правильно и доходчиво выражать свои мысли, однако не всегда умеет их аргументировать и доказывать. Речь не отличается выразительностью, ораторские способности развиты посредственно | 3,5-3,0 | |
Культура мышления низкая, речь бедная и не выразительная, ораторские способности не развиты | 2,5-2,0 | |
Коммуникативность | В общении с людьми доступен, легко устанавливает контакт, обладает высоким чувством такта в общении, доброжелателен и чуток, не лишен чувства юмора | 5,0 |
Способен устанавливать контакт с окружающими, в общении тактичен, проявляет элементы чуткости и доброжелательности, способен расположить к себе | 4,5-4,0 | |
При необходимости способен устанавливать контакт с окружающими, такт проявляет в общении не всегда, чуткость и доброжелательность проявляет редко, в общении бывает несдержан и не всегда доступен | 3,5-3,0 | |
• Тактичностью не отличается, допускает грубость и общении, на контакт с сотрудниками идет с трудом, замкнут. • Замкнут, к контактам с окружающими не стремится, способен к проявлению доброжелательности и чуткости | 2,5-2,0 | |
Культура работы с документами | В работе с документами имеет эффективную систему, аккуратен, внимателен к мелочам. Высокий уровень культуры | 5,0 |
С документами работает аккуратно, грамотно. Обладает достаточным уровнем культуры работы с ними | 4,5-4,0 | |
С документами работать умеет, однако может допускать нарушения правил работы с ними. Требуется развитие культуры работы с документами | 3,5-3,0 | |
Уровень развития культуры работы с документами низкий | 2,5-2,0 | |
|
|
|
Предлагаемые формы оценочного листа для определения деловых и личностных характеристик работника представлены в таблице 4 и в таблице 5, соответственно.
Таблица 4
Форма оценочного листа для оценки деловых качеств
Перечень профессиональных и деловых качеств | Вес | Балл |
Профессиональные знания |
|
|
Профессиональные умения и навыки |
|
|
Знание необходимых документов, регламентирующих служебную деятельность |
|
|
Способности к накоплению и обновлению профессионального опыта |
|
|
Степень реализации опыта на занимаемой должности |
|
|
Способность к творческому применению профессионального опыта |
|
|
Отношение к работе |
|
|
Ответственность и исполнительность |
|
|
Инициатива и предприимчивость |
|
|
Самостоятельность решений и действий |
|
|
Итого |
|
|
Таблица 5
Форма оценочного листа для оценки личностных качеств
Перечень личностных и интегральных качеств | Вес | Балл |
Справедливость и честность |
|
|
Дисциплинированность |
|
|
Способность адаптироваться к новым условиям |
|
|
Способность к самооценке |
|
|
Интенсивность труда (работоспособность) |
|
|
Культура мышления и речи |
|
|
Коммуникативность |
|
|
Культура работы с документами |
|
|
Итого |
|
|
Информация о работе Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров