Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:01, курсовая работа

Описание

Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА …..………………5
1.1 Понятие и виды бизнеса………….…………………………………………….5
1.2 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса………….….11
1.3 Сущность кластеров, их виды и роль в экономике………...…………….....17
ГЛАВА 2: «ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА..………………...23
2.1 Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями……………………….………………………………….23
2.1.1. Североамериканский регион……………………………………….. .24
2.1.2. Западноевропейский регион…………...………………………….....25
2.1.3. Азиатский регион……………………………………………………..30
2.2 Анализ состояния системы взаимодействия структур бизнеса в
России ……………..……………………………………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая малый и крупный бизнес.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

                                          ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА …..………………5

1.1 Понятие и виды бизнеса………….…………………………………………….5

1.2 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса………….….11                                               

1.3 Сущность кластеров, их виды и роль в экономике………...…………….....17

ГЛАВА 2: «ПРАКТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА..………………...23

2.1 Зарубежный опыт организации сотрудничества  между крупными и малыми предприятиями……………………….………………………………….23

         2.1.1. Североамериканский регион……………………………………….. .24

         2.1.2. Западноевропейский регион…………...………………………….....25

         2.1.3. Азиатский регион……………………………………………………..30

 2.2 Анализ состояния системы взаимодействия структур  бизнеса в

 России ……………..……………………………………………………………...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...40

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Современное предпринимательство – это синтез крупного и малого производства. Экономическое развитие каждого предприятия определяется сочетанием присущих ему экономических ресурсов, степенью эффективности их использования в процессе воспроизводства и тем, насколько удачными оказываются условия для экономической интеграции с другими предприятиями. Взаимодействуя с крупными предприятиями, малые имеют широкие возможности начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой партнера. На пути малых предприятий встречается множество проблем, связанных с поиском источников первоначально капитала, нахождения своей ниши на рынке, продвижением своих товаров в условиях жесткой конкуренции. Эти проблемы и помогает решать крупные предприятия. Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.

      Поэтому целью работы является определение основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

  • выявить преимущества и недостатки крупного и малого бизнеса;
  • определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
  • исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;
  • проанализировать состояние системы взаимодействия структур бизнеса в России.

       Объект исследования – механизм взаимодействия малых и крупных предприятий и формы его реализации в современных условиях.

      Предмет исследования - экономические отношения, складывающиеся между предприятиями малого и крупного бизнеса в процессе их взаимодействия.

       Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, занимающиеся теоретическими и практическими вопросами: управления, планирования, организации производства, экономического роста, экономической эффективности, хозяйственного механизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1: «Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса». 

    1. Понятие и  виды бизнеса.

       Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала символизирует дело, деятельность, занятие. Однако, дать однозначное определение термину «бизнес» нельзя. В большинстве учебниках, написанных в разное время для различных стран, ему даются неодинаковые определения с разными существенными признаками. Например, Алан Хоскинг в учебнике «Курс предпринимательства» определяет «бизнес как деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»1.

      Профессор Роберт Хизрич, определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»2. В американской учебной и научной литературе дается множество и других определений, характеризующих бизнес с экономической, политэкономической, психологической, правовой, управленческой и других точек зрения.

       Термины «бизнес» и «предпринимательство» прочно вошли в наш словарный обиход, но на сегодняшний день в определениях российских ученых и практиков также немало различий.

       В учебнике А. В. Бусыгина дано сразу несколько определений бизнеса и предпринимательства: и как «искусства ведения деловой активности», и «как мыслительного процесса», и как «особого настроя души, формы деловой романтики и средства реализации человеком присущих ему потенций» и как «умение организовать собственный бизнес и достаточно осуществлять функции связанные с ведением собственного дела»3.

       Я считаю, что наиболее полные понятия бизнеса и предпринимательства рассматриваются в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст.2): «…самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»4.

       Такое разнообразие определений связано с тем, что бизнес и предпринимательство - очень сложные и многогранные явления. Они является объектом изучения в курсах: «Экономической теории»,  «Гражданского права», «Менеджмента», «Маркетинга», «Экономики предприятия» и др. И каждая из этих дисциплин вносит свой вклад в понимание этих явлений и по-своему определяет, что такое бизнес. Кроме того, и бизнес, и предпринимательство постоянно изменяются по мере развития производительных сил, условий экономической и социальной деятельности. Несмотря на некоторые общие признаки, на практике реальная деятельность предпринимателей сильно различается. Это связано с тем, что в отдельных видах бизнеса возникают конкурентные преимущества и риски, реализация первых и преодоление вторых заставляет предпринимателей видоизменять механизмы функционирования своего дела. Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников.

      Для дальнейшего анализа системы  взаимодействия структур бизнеса,  нам необходимо разобраться, что  представляют собой крупный и  малый бизнес.

       Крупный бизнес не поддается простому определению. Обычно понятие «крупный бизнес» применяется к таким гигантам как «IBM» и «General Motors», так же к крупнейшим  фирмам: General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США), Mitsubishi (Япония)5. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, ведь большинство из  них – международные компании, которые благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами для себя создавать эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны, которые представлены в таблице 1. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.

                                                                                                                   Таблица 1.

Преимущества  и недостатки крупного бизнеса.

Сильные стороны крупного бизнеса  Слабые стороны  крупного бизнеса
Способность активно изменять внешнюю среду   предпринимательства Снижение стимулов к росту эффективности производства
Возможности создавать и накапливать достижения НТП  Возможность для  ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса
Экономия  на издержках производства Падение эффективности  управление с ростом объема фирмы
Устойчивость Негибкость, возможность  потери контакта с потребителем

       Если понятие крупный бизнес-это понятие в основном экономическое. Малый бизнес определяется как экономически, так и юридически. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, он является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. В самом общем виде под «малым бизнесом» понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных условиях6.

       Роль малых предприятий в экономике трудно переоценить. Экономическая роль малого бизнеса в странах с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что малые предприятия обладают высокой степенью приспособляемости в сложившихся условиях.

      Малое предпринимательство эффективно по всем параметрам: оно решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения; позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка; делает продукцию экономически конкурентоспособной.

       Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически. Проблема состоит в том, что небольшие предприятия, как правило, подвержены гораздо большему риску, чем крупные фирмы.  

                                                                                                                   Таблица 2.

Преимущества  и недостатки малого бизнеса.

Сильные стороны малого бизнеса Слабые стороны  малого бизнеса
Гибкость, восприимчивость к нововведениям Высокорискованный характер
Более высокая рентабельность по сравнению  с крупным бизнесом Интуитивный характер и неспециализированное управление
Использование незанятых ресурсов на неформальных рынков Ограниченный  доступ к высококачественным ресурсам
Зависимость от поддержки крупных фирм и государства. Недостаток  финансовых ресурсов, сложный доступ к информации

 Вступление в конкурентную борьбу с крупными фирмами для малого бизнеса подобно смерти. Особенно высок уровень банкротства в первые три года7.

             Преимущества  и недостатки малого бизнеса представлены в таблице 2, из которой видно, что преимуществами малых предприятий являются их гибкость и восприимчивость к нововведениям, которые определяют экономические и научно-технические факторы успешной деятельности. Мелкие предприятия имеют возможность сокращать издержки за счет узкой специализации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой по сравнению с крупными. Также мелкие фирмы полнее используют свои площади и производственные мощности, поддерживают низкий уровень запасов, что приводит к сокращению издержек производства. Однако, малый бизнес имеет определённые недостатки. Небольшие финансовые ресурсы, сложный доступ к информации сужают рамки производства, ограничивают применение дополнительных ресурсов. Это ведет также к определённой экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. 

      Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей.    Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства. Не редкость в малом бизнесе используют неформальный и даже теневой рынок труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечиваются за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.

Информация о работе Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса