Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:01, курсовая работа

Описание

Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА …..………………5
1.1 Понятие и виды бизнеса………….…………………………………………….5
1.2 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса………….….11
1.3 Сущность кластеров, их виды и роль в экономике………...…………….....17
ГЛАВА 2: «ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА..………………...23
2.1 Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями……………………….………………………………….23
2.1.1. Североамериканский регион……………………………………….. .24
2.1.2. Западноевропейский регион…………...………………………….....25
2.1.3. Азиатский регион……………………………………………………..30
2.2 Анализ состояния системы взаимодействия структур бизнеса в
России ……………..……………………………………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая малый и крупный бизнес.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

     С позиции системного подхода  кластер – это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединённых в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определённой целью. Формирование эффективных технологических цепочек из нескольких самостоятельных хозяйствующих субъектов является стратегическим мероприятием, требующим определённых долгосрочных вложений в их реализацию, и возможно только посредством их самоорганизации в результате взаимодействия предпосылок, сложившихся как внутри, так и во внешней среде этих потенциальных систем. Такое взаимодействие должно приводить к дополнительным выгодам для каждого из субъектов, создавать определённый стимул к формированию единой системы функционирования, обеспечению целостной системы.

      Необходимо отметить, что кластерное  развитие экономики – это определённый  инструмент бизнеса. Рыночно ориентированное  общество формирует правила деятельности  своих хозяйствующих субъектов  через законы, взаимоотношения, банковский сектор, институты поддержки и т. д.  Поэтому кластер, существующих в рамках данных правил, - это ни что иное, как особым образом организованное пространство, которое позволяет успешно развиваться крупным фирмам, малым предприятиям, поставщикам (оборудования, комплектующих, специализированных услуг), объектам инфраструктуры, научно-исследовательским центрам, ВУЗам и другим организациям. При этом важно, что в кластере достигается прежде всего  синергетический эффект, поскольку участие конкурирующих предприятий становится взаимовыгодным22.

      Кластеры можно идентифицировать  как группу фирм-участников того  или иного рынка, объединившихся  на основе долгосрочных контрактов  с целью эффективного использования   ресурсов и специфических преимуществ  для совместной реализации предпринимательских проектов. Используя преимущественно горизонтальные связи, специализацию и дополняя друг друга, они получают возможность для достижения более высоких результатов.

      Отличительная черта кластера  - целевая предпринимательская деятельность. В рамках кластера объединяются не только производственный, но и инновационный бизнес, комплексное управление качеством продукции, сервисное обслуживание. Объединение усилий предпринимателей, органов управления, субъектов инвестиционной и инновационной деятельности на определённой территории даёт значительные преимущества в конкурентной борьбе, способствует рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики, необходимой в условиях быстро меняющейся конъюнктуры. Такое объединение усилий в развитых странах оказалось достаточно эффективным.

     Следует отметить, что кластеры  создают условия для вовлечения  инвестиций, так как необходимые  для их образования инициатива, инновации, интеграция, информация, интерес являются необходимыми составляющими для привлечения инвесторов.

    Внедрение кластерных технологий объединения предприятий способствует росту деловой активности предпринимательских структур, улучшению инвестиционного климата в регионе страны, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем, что, в свою очередь, даёт импульс для более интенсивного развития  предпринимательства, привлечения инвестиций  и экономического подъёма территорий.

      Главной задачей внедрения кластерной модели является изменение психологии  предпринимателей, понимании ими возможности честного, открытого и взаимовыгодного сотрудничества всех участников кластерного объединения ради общей экономической выгоды.

      Кластер может включать большое или малое количество  предприятий, а так же большие и малые предприятия в разном соотношении.

     По мнению Рудневой П. С., характерные признаки кластеров можно свести к 12 показателям23:

  • возможности по исследованию и развитию;
  • квалификация рабочей силы;
  • развитие трудового потенциала;
  • близость поставщиков;
  • наличие капитала;
  • доступ к специализированным услугам;
  • отношения с поставщиками оборудования;
  • ассоциирующиеся структуры;
  • интенсивность формирования сетей;
  • предпринимательская энергия;
  • инновации и обучение;
  • коллективное видение и руководство.

      Наиболее развитые кластеры имеют  пять принципиальных характеристик,  первые три из которых могут  рассматриваться в качестве стартовых  предпосылок для формирования  кластеров24:

  • наличие конкурентоспособных предприятий;
  • наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера;
  • географическая концентрация и близость;
  • широкий набор участников и наличие «критической массы»;
  • наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров.

      В ходе исследований М. Портер  проанализировал конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах. Оказалось, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, порой даже в одном регионе страны. Это объясняется тем, что одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет своё положительное влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании25.

     В отличие от обычных форм  кооперации и координации субъектов, кластерные системы характеризуются следующими особенностями:

  • наличием предприятий-лидеров, определяющих долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;
  • территориальной локализацией основной массы хозяйствующих субъектов – участников кластерной системы;
  • устойчивостью кооперационных связей хозяйствующих субъектов – участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства её участников;
  • долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках её бизнес-программ и стратегических целей.

     Я считаю, что для экономики всего государства кластеры исполняют роль точек внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается, что обеспечивается в том числе сильными позициями отдельных кластеров, тогда как вне них даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: «Практический анализ особенностей  взаимодействия

малого  и крупного бизнеса».

 

2.1 Зарубежный  опыт организации сотрудничества  между

крупными  и малыми предприятиями

      В современной экономике конкурируют уже не отдельные предприятия и холдинги – конкурируют кластеры. Отдельное предприятие не в состоянии успешно бороться на открытых рынках. Как  говорилось в первой главе, основной механизм развития любого кластера – сочетание конкуренции и кооперации, взаимодействие всех основных участников – малых и крупных предприятий, органов власти, ВУЗов, и др., направленное на оптимизацию условий совместного развития, приводящее к синергетическому эффекту. Современные мотивы в создании зарубежных кластерных объединений сводятся к следующему: желанию повысить уровень территориальной экономики; развитию отраслей высоких технологий; повышению экономической активности; поддержанию экспорта; подготовке специалистов высокой квалификации. Поэтому эффективная кластерная модель развития экономки способна устойчиво генерировать новинки технологий, ноу-хау, открытия, а также адаптироваться к разработанным в других странах новым процессам, технологиям, товарам.

      По мнению Полбицыной Л. Г., на сегодняшний день можно выделить три «центра» (региона) кластерного развития26, а именно:

1. Североамериканский  регион.

2. Западноевропейский  регион.

3. Азиатский  регион.

       Подобная региональная типология кластерных систем в мире обусловлена такими факторами, как:

- обособленное  развитие в течение длительного  периода;

- достаточно  устоявшаяся специфика в традициях  развития экономики на

   основе кластерного развития;

- различия  в обеспеченности теми или иными стратегически важными

   природными ресурсами;

- различие  отраслевых структур промышленности;

- разная  емкость национальных (региональных) рынков;

- роль  политического фактора в функционировании  государства и другие.

     Рассмотрим подробнее каждый регион:

2.1.1. Североамериканский регион

       Для данного региона характерна исторически сложившаяся ориентация на политику «малого вмешательства федерального правительства в процесс кластерного развития».

       Согласно оценкам экспертов, взаимодействие бизнеса и государства в США расценивается как соперническое, а не партнерское. Государственные структуры США не считают себя обязанным следить за успехом в бизнесе предпринимателей, если только это не ведет к стратегически опасным для экономики страны в целом ситуациям. В то же время в США нет таких проблем, которыми должно было бы заниматься государство (что имеет место в Европейском и Азиатском регионах), как:

- малая  емкость национального рынка;

- ограничения на развитие сильно диверсифицированной отраслевой структуры промышленности и народного хозяйства в целом.

      Если оценивать общие особенности государственной политики стран Североамериканского региона в отношении развития промышленных кластеров, то следует отметить, что официально она не формулируется и не оформляется в виде государственных документов, разрабатываемых структурами, ответственными за формулирование национальной экономической стратегии. В то же время целесообразно отметить, что ученые США раньше других начали изучать принципы развития региональных экономик на основе кластерного развития. Ярким примером кластера в США является «Силиконовая долина», где заработная плата специалистов составляет 125 тыс. долларов в год (см. приложение 3).     

       Аналитическую работу по инициированию создания кластеров ведут в основном научные центры и университеты. Первоначальный капитал выделяется штатом того или иного научного центра или университета, затем привлекаются средства частных компаний. Характерным для американских кластеров является то, что они участвуют в глобальной конкуренции.

      Приоритетами считаются инновационные подходы, и работа основана на принципах партнерства. Поскольку единой модели не существует, чтобы определить необходимую и целесообразную структуру формирующегося кластера, в США ведутся предметные исследования кластерных комплексов. Например, используя компоненты методики факторного и матричного анализа, исследователи института региональных исследований США сделали попытку рассмотреть проблему национальной экономики через призму существующих кластерных объединений. В ходе исследований интенсивности связей между отраслями, кластерами, секторами кластеров было выделено 23 производственные кластерные группы, объединенные в 4 блока, в которых было объединено от 5 до 116 секторов-участников; в них входили от 82 до 102 тыс. предприятий с количеством занятых от 38 тыс. до 4,5 млн. человек, которые создавали добавленную стоимость от 4,5 млрд. долларов США до 324 млрд. долларов США27.

2.1.2. Западноевропейский регион

       Причины, которые являются объективными предпосылками для формирования принципов и задач политики в области развития и реализации кластерных инициатив в Западноевропейском регионе, следующие:

- достаточно  малые размеры национальных рынков сбыта;

- ограниченность  национальных природных ресурсов;

- определенная  однобокость отраслевых структур  промышленности.

      Вышеуказанные причины нашли свое отражение в разработке активных методов вмешательства в экономическое развитие для решения структурных и иных проблем (зависимость от внешних поставок стратегических видов ресурсов, важность поощрения импорта при узости внутреннего рынка и другие), разработка ряда кластерных инициатив в странах Европы и так далее. При этом необходимо отметить, что европейский опыт по созданию кластеров является одним из наиболее успешных в мировой практике. Следует отметить, что в Европейском Союзе уже в 1968 году был создан Генеральный директорат по региональной политике ЕС, в 1975 году – Европейский фонд регионального развития, в 1988 году Европарламентом была принята Хартия регионализма, начал функционировать Совет региональных и местных сообществ28.

Информация о работе Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса