Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:01, курсовая работа

Описание

Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА …..………………5
1.1 Понятие и виды бизнеса………….…………………………………………….5
1.2 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса………….….11
1.3 Сущность кластеров, их виды и роль в экономике………...…………….....17
ГЛАВА 2: «ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА..………………...23
2.1 Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями……………………….………………………………….23
2.1.1. Североамериканский регион……………………………………….. .24
2.1.2. Западноевропейский регион…………...………………………….....25
2.1.3. Азиатский регион……………………………………………………..30
2.2 Анализ состояния системы взаимодействия структур бизнеса в
России ……………..……………………………………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая малый и крупный бизнес.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

      Специфической чертой, отличающей Западноевропейский регион от Североамериканского, является исторически сформированное позитивное отношение граждан к центральной власти, которая обладает достаточно большей степенью влияния на развитие экономики, чем, например, в США. Это нашло свое отражение в относительно большей степени делегирования функций хозяйственного значения центральным властям, хотя проблема оптимального соотношения между властью и бизнесом и центральными и местными органами власти в Западной Европе, безусловно, постоянно имела место.

      Как отличительную особенность стран Западноевропейского региона следует рассматривать характер взаимоотношений «государство – промышленный бизнес». Если в США они достаточно дистанцируются друг от друга, то в Западной Европе государство постоянно и довольно тесно взаимодействует с предпринимателями. Европейское государство может создавать свой сильный промышленный или инфраструктурный (финансы, транспорт, связь) секторы, но не строит свою политику на внедрении в бизнес «по широкому фронту». Иначе говоря, для европейской модели характерен в большей мере активный диалог с бизнесом, но без широкого прямого проникновения в структуры крупных частных промышленных фирм, что отличает ее от азиатской модели отношений «государство – промышленный бизнес». Безусловно, предпосылкой для этого является авторитет государства среди европейских бизнесменов, восприятие государства как своего рода «опекуна промышленности». Можно считать, что Западноевропейский регион явился определенным «полигоном» для проверки новых идей в государственной экономической политике, основанной на кластерном подходе. Идея о «конкурентоспособной промышленной политике» появилась именно в Западноевропейском регионе. Отмечая черты сходства проблем и методов проведения государственной экономической политики в Западноевропейском регионе, следует отметить особенно активную роль стран Северной Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия), которые инициировали ряд кластерных проектов.

      На сегодняшний день показательным примером эффективно развитого

кластера  в Финляндии является город Оулу, где расположена компания Nokia, занимающая третье место в мире среди компаний данного вида29. Ее рассвет начался в 1992 году, когда она распродала часть своих компаний и начала специализироваться на выпуске мобильных телефонов. Тогда она выпускала 50 млн. комплектов в год, в 1999 году объем продаж вырос в пять раз, а в 2002 году достиг 1 млрд. комплектов. Город Оулу расположен у Полярного круга и во все времена был известен как город рыбаков и оленеводов. В городе проживает 100 тыс. человек, но 6 тыс. работают на Nokia. Компания, производя телекоммуникационное оборудование, как головная объединила вокруг себя 120 предприятий, специализирующихся в микроэлектронике и программном обеспечении. В связи с развитием микроэлектроники сформировалось второе направление – сектор медицинских технологий.

      Научной основой центра высоких технологий стал городской университет, созданный в 1950-х годах. Один из первых научных парков Европы появился именно в Оулу в 1982 году30. «Технополис» в окружении малых и средних предприятий направил свою деятельность на сферу телекоммуникаций. Университет стал «кузницей» кадров, где уже с третьего курса студенты принимают участие в работе фирм. В 1990 году был создан Mediapolis, который возглавил направление в медицине и биотехнологиях, в нем кооперировали свою деятельность 50 компаний, которые заняты разработкой фармакологической продукции, медицинского оборудования, оснащения для диагностики, программного обеспечения для здравоохранения. Центры знаний и предпринимательства привлекли к себе многие крупные зарубежные фирмы.

      Заметный темп развития набрала экономика Австрии, у которой начали действовать трансграничные кластеры с Германией, Италией, Швейцарией, Венгрией, активизировались связи с Францией и Великобританией. Австрия разработала свой подход к экономической политике, где кластерный подход занял важное место. Конкретным примером рационального и эффективного развития на основе кластерной модели может служить подъем автомобилестроения Австрии. В 2000 году около 30-ти тыс. работающих в автомобильном производстве, сконцентрированном в двух кластерах в землях Штирия и Верхняя Австрия, произвели 8,1 млрд. долларов США продукции, или более 10% всего объема производства.

      В автомобильный кластер Штирии31 входят 110 фирм. Технологическая цепочка простирается от добычи и переработки сырья, ключевых производственных процессов, логистики и программного обеспечения до переработки отходов производства, заключены партнерские соглашения более чем с 200-ми компаниями. Штирия превратилась в центр международного автомобилестроения, возникла разветвленная сфера субпоставщиков. Выпускаемая продукция поставляется для 40 автомобильных марок, в регионе собирается 150 тыс. автомобилей ежегодно.

      В 1999 году 307 фирм земли Верхняя Австрия32 решили объединиться по подобию фирм Штирии. Объединив 95% фирм этой отрасли в регионе, кластер начал осуществлять организацию обучения (обеспечения работы курсов повышения квалификации, семинаров, обучения внутри компаний), развитие общих кооперационных программ и проектов, создание различного рода организаций по передаче технологий, маркетинга. В 2000 году в этот кластер вошли компании по производству дизелей, а к концу 2001 года сплотилась высокотехнологичная индустриальная группа, в которую вошли 350 субпоставщиков. Здесь работают более 80-ти тыс. человек, объем продаж составил порядка 1,5 млрд долларов США33.

      Достаточно интересным представляется опыт кластерного развития Сицилии и Сардинии, основанного на инновационных технологиях.

      Данные регионы в Италии считались самыми отсталыми, поэтому был избран путь технологической революции Сицилии по подобию «Силиконовой долины». Основным звеном развития стала фирма ST Microelectronics34, которая в 1980 году начала реализацию программы совместно с университетом Костанье. Компания создала специализированные программы перспективных направлений подготовки молодых специалистов и курсы переподготовки персонала предприятий. Остров был включен в приоритетную зону EU-Zonel для получения грандов и субсидий.

       В 1998 году острова были освобождены на шесть лет от взимания налогов на социальные нужды, что позволило фирмам островов сократить расходы на зарплату на 30–40%. Число работающих в компании возросло с 2-х до 4-х тыс. человек, на подряде получили работу еще 4 тыс. человек, образовались 200 малых предприятий по производству чипов, свои инвестиции в регион активизировали фирмы Nokia, Alcatel, Omnitel, Canon35.

      В Сардинии ядром перестройки стала фирма Tiscali, развившая Интернет- технологии, а импульс поступил из исследовательского центра Carlo Rubbia Нобелевского лауреата по физике университета Каглиари. 

      В целом в Западноевропейском регионе отмечается тенденция к международной интеграции процесса разработки региональных кластерных инициатив под эгидой Европейского Сообщества. Разработчики такой политики в странах Западной Европы, в отличие от «полисимейкеров» североамериканских стран, четко формулируют ее в программных документах, подлежащих одобрению в Европарламенте и законодательному оформлению. Они исходят из принципа, что общеевропейская промышленная политика ЕС должна обеспечить преобразование региональной промышленности в глобально конкурентоспособный, инновационный и эффективный индустриальный комплекс, основанный на кластерном развитии.

2.1.3. Азиатский регион

      В Азиатском регионе сложился свой особый тип развития кластеров в экономике. В нем присутствуют черты и предпосылки, сближающие с Европейским регионом, но одновременно есть и чисто азиатские специфические особенности. Исторически многие страны данного региона относятся к типу стран с длительной стагнацией политического и экономического развития, изолированности от мировых рынков, большой силой традиций восточных феодальных государственных образований,

       К числу черт сходства Азиатского региона с Западноевропейским можно отнести активность государственного начала в отношении развития кластерных инициатив.

      Государственные органы в странах Азиатского региона считают своим долгом активно и целенаправленно вмешиваться в процессы, происходящие в экономике своих стран, стараясь обеспечить их защитой от опасной конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей и помочь в экспансии на внешних рынках. Этот акцент можно считать определенной спецификой государственной экономической политики Азиатского региона, страны которого должны были особенно активно бороться за уже занятые «ниши» на мировых рынках, посредством активного развития достаточно конкурентоспособных кластеров.

        Особенно ярким примером процесса создания  кластеров является опыт экономики Японии, первоначально основанный  на создании системы субподрядных и субконтрактных связей между рядом крупных и сетью средних и малых предприятий. Типичный крупный японский кластер состоит из одного относительно большого головного предприятия, пользующегося  услугами субподрядных фирм, расположенных обычно в географической близости к нему. Например, автопромышленный кластер фирмы «Toyota»36 имеет сеть из 122 прямых поставщиков и почти 36 тыс. субподрядных малых и средних предприятий. Субподрядчики образуют своего рода клуб с высокими  рыночными барьерами для новичков и иностранных конкурентов. Это в значительной мере  исключает потенциальную конкуренцию, свойственную свободному рынку. Однако ценовой фактор при закупке компонентов способствует оптимизации субконтрактного производства37.     

      Обобщая результаты кластерных стратегий за рубежом, можно сказать, что они дали значительный импульс развития регионам тех стран, которые их применили. Опыт развитых стран подтверждает, что в настоящее время создание современных технологий может базироваться только на процессах интеграции, в том числе посредством развития кластеров. Этот опыт особенно актуален для стран с переходной экономикой и развивающихся государств, для которых превращение в технологические державы видится объективно и настоятельной необходимостью. Экономика, основанная на кластерах, - это модель конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и вовлекающей в процесс производства не только крупные предприятия региона, но и малый и средний бизнес. Использование кластерных технологий наиболее перспективно на тех территориях, где бизнес и власть намерены создать конкурентоспособную отрасль промышленности.  
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ  состояния системы взаимодействия структур  бизнеса

в России.

       На протяжении последних нескольких лет в России мы наблюдаем изменение структуры национального рынка, усложнение хозяйственных связей и изменения в структуре конкуренции. В системе распределения на смену традиционным каналам, состоящим из независимых участников (производителей, оптовых и розничных операторов) пришли вертикально – интегрированные системы, такие как франчайзинг, сетевые структуры и корпоративные, о которых говорилось в первой главе.

  Для дальнейшего выявления основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса, как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства, рассмотрим данные структуры более подробно.

  В настоящее время в России сетевое  взаимодействие структур бизнеса больше всего распространено в торговле и на рынке товаров первой необходимости, потому что это одни из самых быстроразвивающихся сегментов российской экономики. Не смотря на многие преимущества сетевых структур бизнеса, таких как, вес на переговорах с поставщиками, поскольку они делают закупки товаров большими объемами, поставки  новых товаров по выгодным ценам, реклама – они имею много недостатков38. Например, после создания сети ее гибкость может оказаться ограниченной. Иногда трудно найти места для расположения магазинов таким образом, чтобы они не мешали один другому (т.е. чтобы их торговые зоны не перекрывались). Так же трудно контролировать все работы; особенно это касается сетей, магазины которых разбросаны по широкой территории и находятся на достаточно большом удалении один от другого. Высшее руководство сети не может непосредственно контролировать каждый магазин. В результате возникают такие проблемы, как недостаток непосредственного общения и промедление в принятии решений и воплощении их в жизнь. В отличие от сетевого бизнеса, корпоративный бизнес в России существует независимо от ее владельцев — акционеров. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования - через  продажу  акций  и  облигаций,  -  который   позволяет   привлекать сбережения  многочисленных  домохозяйств. Наряду с несомненными достоинствами, корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками. Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Как и в сетевом бизнесе, в корпорациях мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля над деятельностью команды ослабляются. Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими39. Возможности оппортунистического поведения расширяются. Стремясь к личному обогащению, высшие менеджеры участвуют в рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т. д.). Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров в повседневные дела компании возрастает, возникает угроза «поглощения» данной фирмы другой и полной смены команды. К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов. В отличие от других российских структур бизнеса, где  налогом облагается прибыль предприятия, в современной корпорации существует двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций. В результате большая часть прибыли превращается в налоги, уплачиваемые государству. 
 

Информация о работе Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса