Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:01, курсовая работа
Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА …..………………5
1.1 Понятие и виды бизнеса………….…………………………………………….5
1.2 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса………….….11
1.3 Сущность кластеров, их виды и роль в экономике………...…………….....17
ГЛАВА 2: «ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА..………………...23
2.1 Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями……………………….………………………………….23
2.1.1. Североамериканский регион……………………………………….. .24
2.1.2. Западноевропейский регион…………...………………………….....25
2.1.3. Азиатский регион……………………………………………………..30
2.2 Анализ состояния системы взаимодействия структур бизнеса в
России ……………..……………………………………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкуренции. Роль малого бизнеса в системе этих отношений стала возрастать начиная с 70-х годов в ходе массового технического перевооружения производства и сферы услуг (компьютерная революция). Малые предприятия вошли неотъемлемой частью в производственную структуру крупных корпораций, которые использовали их рыночную гибкость, динамизм и инновационные возможности как важный фактор повышения общей культуры хозяйствования и эффективности общественного производства.
На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм (см. приложение 1)8:
• интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
• инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
• сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов — различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).
Заметим, что такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство9, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, как результат реструктуризации предприятий, т.е. путем выделения малой фирмы из крупного предприятия. Они образуются также из самостоятельных хозяйственных объектов, при этом обычно крупный объект является центром притяжения малого.
Таким образом, сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается как «дипольная», «атомарная», « сетчатая» или «корпоративная» структура (см. приложение 2).
Субконтрактация – вид производственной кооперации, в ходе которой одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление какой-либо продукции в соответствии с заданными требованиями10. При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтрактации может осуществляться и реализация продукции крупного предприятия.
Причинами популярности субконтрактации является взаимная выгода обеих сторон11:
1) крупные
предприятия вносят элемент
2) малые
предприятия выполняют часть
функций крупных фирм, концентрируясь
на вопросах сбыта и снабжения,
Целесообразность привлечения малых предприятии, по мнению Мухиной А., обусловлена следующим12:
В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры13:
а) «дипольная» (пара предприятий с доминированием крупного);
б) «атомарная» (множество независимых малых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к «ядру»);
в) «сетчатая» (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);
г) «корпоративная» (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.
Примером дипольной структуры является взаимодействие двух предприятий – малого и крупного — в системе франчайзинга, т.е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.
Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франшизу)14 и «связывая» себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы: в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении, опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), более широкий доступ к сырью и т.д. Довольно часто образуется множество дипольных структур, имеющих единое доминантное предприятие. В этом случае данная группа дипольных структур трансформируется в атомарную структуру.
Атомарные структуры чаще всего возникают в следующих ситуациях15:
• в результате развития франчайзинга (подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие франшизные фирмы составляют 80% предприятий розничной торговли);
• как следствие реструктуризации крупной фирмы, имеющей ряд непрофильных или убыточных производств; в этом случае целые цеха или отделы становятся точками «кристаллизации», вокруг которых создаются многочисленные малые предприятия.
Эффект реструктуризации состоит в том, что происходит одновременное улучшение работы и крупной фирмы (которая освобождается от ненужного бремени) и внутренних ее структур, которые выделяются в самостоятельные малые предприятия и получают более широкие полномочия для решения собственных локальных задач (поиск заказчиков дешевого сырья на стороне, изменение технологии в выгодную для себя сторону и т.д.).
Малые формы в атомарной структуре имеют разную степень близости (тесноты связи) к «материнскому» предприятию (находятся на разных «орбитах» по отношению к центру).
Сетчатая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени, сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия, входящие в сеть и взаимодействующие друг с другом, получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и меняющейся рыночной конъюнктуры. При этом консолидация их усилий позволяет более эффективно решать задачи, обусловленные совместной деятельностью с крупным предприятием. Когда кооперация малых предприятий, образовавших сетчатую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько крупных предприятий (корпорацию), возникает корпоративная структура16. Как свидетельствует опыт, именно к такой структуре наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого предпринимательства такое иностранное участие – один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.
Если взаимодействие малой и крупной фирм базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, между предприятиями образуется экономический симбиоз.
Экономический симбиоз предприятий представляет собой союз малого и крупного предприятий — партнеров по бизнесу, взаимовыгодный для обеих сторон17. Иными словами – это такое устойчивое (долговременное) экономическое взаимодействие, которое дает положительный эмерджентный эффект; в связи с этим величина эффекта от совместной деятельности больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий.
Я считаю, что примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий. Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений – от переуступки прав на производственную деятельность, до совместной производственной деятельности.
Таким образом, взаимодействие крупного
и малого бизнеса играет огромную роль
в современной экономике. Различные формы
сотрудничества дают преимущества, как
для малого, так и для крупного предпринимательства.
Взаимодействуя с крупными предприятиями,
малые имеют широкие возможности начать
собственное дело, пользуясь опытом, знаниями
и поддержкой партнера. На пути малых предприятий
встречается множество проблем, связанных
с поиском источников первоначально капитала,
нахождения своей ниши на рынке, продвижением
своих товаров в условиях жесткой конкуренции.
Эти проблемы и помогает решать крупные
предприятия. Отношения между крупным
и малым бизнесом должны строиться на
действительно договорной основе, с реальными
гарантиями равенства сторон на основе
законодательства. Лишь в этих условиях
обе стороны смогут получить наибольшую
прибыль от сотрудничества, повысить эффективность
производства, что, в конечном счете, положительно
скажется на успешном экономическом развитии
партнеров.
1.3 Сущность кластеров, их виды и роль в экономике.
Кластер представляет собой группу географических локализованных взаимосвязанных компании, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведении и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом18.
Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию Майклом Портером19, который считал, что «кластер – это сконцентрированные по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу»20. Итак, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных сними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.
Термин « кластер» стал популярен среди экономистов с конца1980-х годов. Сейчас применение кластерного подхода рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных путей развития территории. М. Портер раскрыл феномен кластеров, выдвинув теорию национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики, основав исторические и интеллектуальные предпосылки теории кластеров. Он отметил, что кластеры оказываются ярко выражены особенностью практически любой национальной, региональной и даже столичной экономики.
Степень развития и значимость
источников конкурентных
Цихан Т. В. выделяет три широких определения кластеров, каждое из которых подчёркивает основную черту их функционирования21:
Информация о работе Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса