Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 17:01, курсовая работа

Описание

Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА …..………………5
1.1 Понятие и виды бизнеса………….…………………………………………….5
1.2 Формы взаимодействия структур крупного и малого бизнеса………….….11
1.3 Сущность кластеров, их виды и роль в экономике………...…………….....17
ГЛАВА 2: «ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА..………………...23
2.1 Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями……………………….………………………………….23
2.1.1. Североамериканский регион……………………………………….. .24
2.1.2. Западноевропейский регион…………...………………………….....25
2.1.3. Азиатский регион……………………………………………………..30
2.2 Анализ состояния системы взаимодействия структур бизнеса в
России ……………..……………………………………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая малый и крупный бизнес.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

  Многие  сетевые и корпоративные структуры  в силу своих недостатков не выдерживают  конкуренции. Поэтому, в данной ситуации у  предпринимателей возникают две  альтернативы: 1) заключить договор  франчайзинга; 2) уйти с рынка или быть поглощенными более сильными конкурентами.

  Как говорилось в первой главе, франчайзинг  – это форма организации бизнеса, при  которой крупная компания передаёт право на производство или  продажу товара под её маркой малой  фирме.

       Заключая договор франчайзинга, крупные фирмы (франчайзеры) и малые (франчайзи) получают ряд преимуществ от сотрудничества40. Во-первых, франчайзи   могут стать владельцами розничных предприятий, сделав относительно небольшие капиталовложения. Так же фирмы франчайзи приобретают широко известные названия и присоединяются к продаже популярных товаров или услуг, что обеспечивает  быстрое продвижение данной фирмы на рынок. Как и в сетевом бизнесе покупка товара может обходиться дешевле за счет большого объема товаров, закупаемого всеми предприятиями в рамках данной франшизы. Кроме того, как показывают данные американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди франчайзи только 14-15%41. Это очень хороший ориентир для российских предпринимателей. Так же от сотрудничества получают выгоду и крупные фирмы. Франчайзер может быстро распространить свое “присутствие” по всей стране или по всему миру при значительно меньших капиталовложениях с его стороны. Тем более, крупные фирмы  получает деньги сразу после доставки товаров франчайзи, а не после того, как они проданы. В отличие от корпоративного бизнеса, франчайзеры гарантируют высокий уровень качества товаров и услуг, производимых малыми фирмами, так как всегда контролируют их. 

  По  данным экспертов, сетевые структуры, при открытии торговой точки по договору франчайзинга, увеличивают чистую прибыль  в несколько раз. Например, в таких  сетевых структурах как «Пятёрочка», «Магнит», «Перекрёсток», при открытии новой торговой точки чистая прибыль увеличивается на 14 тыс. долл., при открытии торговой точки по договору франчайзинга на 139 тыс. долл.42 Поэтому, для России очень  важно развитие франчайзинга, потому что сегодня Россия стоит на пути ускорения экономического роста, имея в виду удвоение ВВП к 2012 году. Мировые рынки растут темпами, не превышающими 2% в год – это не тот рост, который позволит достичь этой цели43. Поэтому ускорителем экономики может в определенной степени стать франчайзинг, поскольку это система вертикального маркетинга, позволяющая интегрировать интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса, продвигать отечественных производителей и их товары, формировать системы контроля качества товаров и услуг, стандартов поведения, создавать новые рабочие места. С учетом же системы долговременных договоров франчайзинга достигается планирование развития бизнеса, а значит и достижение определенного уровня защиты малого и среднего бизнеса, от которого в принципе и будет зависеть дальнейший экономический рост.

       Начиная с 1995 г., на российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С", "Эконика", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др44 (см. приложение 4). И сейчас,     число крупных компаний, активно продающих свои франшизы малому бизнесу постоянно растет. Структура рынка франшиз, сложившаяся в настоящее время в России представлена на схеме45:

                                                                                                            Диаграмма 1.

Рис. 1 «Структура рынка франшиз»

       Из данной схемы видно, что наибольшая активность в формировании программ франчайзинга наблюдается в секторе розничной торговли непродовольственными товарами – 47%, доля сектора услуг составляет 30%, что положительно характеризует общую ситуацию развития франчайзинга в России. Увеличение количества франшизных сетей в сфере услуг означает, что появляется всё больше эффективных проектов и пакетных предложений, которые реально можно повторить в работе новых предприятий. 

       Франчайзинг позволяет более быстрыми темпами совершенствовать технологии торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Контроль над каналами распределения совокупности с другими параметрами системного управления естественно увеличивают возможности выхода на другие территории. В настоящее время мы наблюдаем две позитивные тенденции: во-первых, высокий уровень активности франчайзеров по освоению территории, во-вторых, в отличие от предыдущих лет стало увеличиваться количество франчайзеров, не относящихся в Московскому региону46. Развитие франчайзинга на той или иной территории означает достаточно быстрое формирование конкурентной среды. Соответственно получают выгоды потребители и инвесторы, расширяются возможности экономического развития.

       Таким образом, использование концепций франчайзинга в России позволяет обеспечить социально-приемлемое и соответствующее международным стандартам качество потребительских товаров и услуг, стимулировать потребительскую и инвестиционную активность населения, создать рабочие места и способствовать поддержанию социальной стабильности в регионах России.  Главным преимуществом такого взаимодействия структур бизнеса является постоянный информационный обмен, который даёт возможность оценить рыночную ситуацию с большей степенью достоверности, что в свою очередь позволяет повысить уровень стратегического планирования и маркетинга. А известная торговая марка в совокупности с технологическими, маркетинговыми и управленческими ноу-хау даёт больше возможностей и преимуществ участникам сети в конкуренции. К тому же, развитие международного франчайзинга влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику. Поэтому, франчайзинг, как важнейший фактор экономического развития предпринимательства, является наиболее эффективной формой взаимодействия малого и крупного бизнеса в России.

                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Подводя итог проведённому исследованию, можно констатировать, что  в настоящее время особая роль, которую играет малое предпринимательство, не ограничивается только его инновационным потенциалом. Малые предприятия в силу занимаемого ими положения в отраслевой организации и выполняемых функций оказывают значительное модифицирующее воздействие на характер и уровень интенсивности отраслевой конкуренции. Благодаря своим характеристикам малые предприятия могут быстро реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру. Крупные предприятия могут быть более эффективны в том случае, когда вокруг них формируется эффективная система поставщиков из малых и средних компаний – производственных, инновационных, сервисных, предприятий, предлагающих юридические и консалтинговые услуги.  Только благодаря кооперации и конкуренции повышается гибкость крупного предприятия. Оно становится более приспособленным к быстрым изменениям требований рынка к конечной продукции. Такой подход позволяет повысить скорость внедрения инноваций, качество конечного продукта и т.д. Поэтому представители как крупного, так и малого бизнеса понимают, что нуждаются друг в друге, и что их объединяет ряд общих экономических интересов.

      Взаимодействие крупного и малого бизнеса играет огромную роль в современной экономике. Различные формы сотрудничества дают преимущества, как для малого, так и для крупного предпринимательства. Взаимодействуя с крупными предприятиями, малые имеют широкие возможности начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой партнера. На пути малых предприятий встречается множество проблем, связанных с поиском источников первоначально капитала, нахождения своей ниши на рынке, продвижением своих товаров в условиях жесткой конкуренции. Эти проблемы и помогает решать крупные предприятия. Отношения между крупным и малым бизнесом должны строиться на действительно договорной основе, с реальными гарантиями равенства сторон на основе законодательства. Лишь в этих условиях обе стороны смогут получить наибольшую прибыль от сотрудничества, повысить эффективность производства, что, в конечном счете, положительно скажется на успешном экономическом развитии партнеров.

      Как показывает зарубежный опыт, наиболее эффективная форма взаимодействия малого и крупного бизнеса – кластеры. Они дали значительный импульс развития регионам тех стран, которые их применили. Этот опыт особенно актуален для стран с переходной экономикой и развивающихся государств, для которых превращение в технологические державы видится объективно и настоятельной необходимостью. Экономика, основанная на кластерах, - это модель конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и вовлекающей в процесс производства не только крупные предприятия региона, но и малый и средний бизнес. Использование кластерных технологий наиболее перспективно на тех территориях, где бизнес и власть намерены создать конкурентоспособную отрасль промышленности.

      Однако в России  наиболее эффективной формой взаимодействия структур бизнеса является франчайзинг. Такая форма взаимодействия позволяет предприятиям обеспечить социально-приемлемое и соответствующее международным стандартам качество потребительских товаров и услуг, стимулировать потребительскую и инвестиционную активность населения, создать рабочие места и способствовать поддержанию социальной стабильности в регионах России.  Главным преимуществом такого взаимодействия структур бизнеса является постоянный информационный обмен, который даёт возможность оценить рыночную ситуацию с большей степенью достоверности, что в свою очередь позволяет повысить уровень стратегического планирования и маркетинга. А известная торговая марка в совокупности с технологическими, маркетинговыми и управленческими ноу-хау даёт больше возможностей и преимуществ участникам сети в конкуренции. К тому же, развитие международного франчайзинга влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику. Поэтому, франчайзинг, как важнейший фактор экономического развития предпринимательства, является наиболее эффективной формой взаимодействия малого и крупного бизнеса в России.  
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1)Бондаренко В. /Малые предприятия в системе кластеров //Бизнес для всех. – 2005. -33. с. 18.

2)Бусыгин А. В. Предпринимательство. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997, с.7-8.

3)Власова В. М., Волков Д. М., Кулаков С. Н., Романов А. В., Старов С. А. Основы предпринимательской деятельности: Учеб. пособие/ под ред. Власовой В. М. – М.: Финансы и статистика, 1997. с. 67.

4)Герасименко А. /Контракты без субконтрактора// Экономическая газета – 2008. -30(1148). с. 11.

5)Гражданский Кодекс РФ, ст.2.

6)Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002, с. 5.

7)Лунев В. Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. – М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1997. с. 35.

8)Майлер А./Франчайзинг:  все шире и шире//Экономика  России XXI век.  – 2007.  – 11. с. 25

9)Маренный М. А./ Анализ кооперационных взаимодействий предприятий// Аудит и финансовый анализ. -2001. -3. с. 10.

10)Мухина А./Деловые отношения//Новые времена.– 2008. -2(262). с. 7.

11)Никонова О. Е./Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход// Проблемы современной экономики. -2005. -4. с. 3.

12)Панюкова В.  В. / Преимущества и недостатки  применения франчайзинга для  Российских предпринимателей//Маркетинг  в России и за рубежом. –  2006.  – 6. с. 9.

13)Полбицына  Л. Г./ Формирование кластеров  в АПК как эффективный инструмент  регионального развития//научный  вестник.  – 2008.  – 2(3). с. 14.

14)Портер М.  Э.  Конкуренция. М.: Вильямс,  2003, с. 496.

15)Пяткин С. Ф.,  Быкова Т. П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск: Тесей,  - 2008, с. 8, 11.

16)Руднева П. С./ Опыт создания структурных кластеров в развитых странах//Экономика региона.  – 2007.  – 18(2). с. 13.

17)Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. – М.: Прогресс – Универс, 1991, с. 20.

18)Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практ. пособие. - М., 1995, с. 28.

19)Цихан Т. В./ Кластерная теория экономического развития//Теория и практика управления. – 2003. – 5. с. 22.

20) http://www.barmashova.ru

21) http://www.cemi.rssi.ru

22) http://www.compass-r.ru

23) http://www.corporacia.ru

Информация о работе Организация системы взаимодействия малого и крупного бизнеса