Основные функции менеджмента и особенности их реализации на современном предприятияя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как область проявления сущности менеджмента.
Менеджмент как область знаний об управлении социально-экономическими процессами имеет в качестве предмета управленческие отношения между людьми и коллективами с целью их активизации в современной работе для достижения результатов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 
 
 

       Управление  в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности  менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение  эффективности производства (получение  оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

       Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

       Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения  в условиях АСУ, а также правового обеспечения.

       Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

       «Функция» широко распространенное  слово, имеющее  множество различных значений. Функция (лат. functio) – обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

       В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности, в философии – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в  данной системе отношений, в биологии – работу, производимую органом, организмом, в математике – зависимость одной переменной от другой.

       В социально-экономических системах понятие «функция» также широко используется применительно к системе  в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам  деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. В своей работе я рассмотрю весь комплекс функций менеджмента, критерии их выделения и взаимосвязь между ними.

       Функция как категория менеджмента характеризует  существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как область проявления сущности менеджмента.

       Менеджмент  как область знаний об управлении социально-экономическими процессами имеет в качестве предмета управленческие отношения между людьми и коллективами с целью их активизации в современной работе для достижения результатов.

       Отношения управления в рыночной экономике  многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических  отношений между людьми, коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.

       Многогранность  социально-экономических проблем, открывшихся  перед российским обществом в  ходе его коренных преобразований, отражает в первую очередь экономические процессы: разнообразие видов собственности и форм их реализации; развитие товарно-денежных отношений; гибкое государственное регулирование экономических процессов; развитие предпринимательства и конкуренции, механизмов мотивации, ответственности и страхования.

       Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности является совокупность функций, взаимосвязанных  управленческим циклом.

       Наиболее  полно сущность менеджмента как  трудовой деятельности отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами.

       Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента на предприятии. 

       Поставленная  цель конкретизируется рядом задач:

  1. рассмотреть теоретические основы функций менеджмента
  2. рассмотреть практические аспекты функций менеджмента на примере ООО «ИС «КРИСТА».
 

       В качестве объекта исследования в  работе выступает организация ООО «ИС «КРИСТА». В качестве предмета исследования в работе выступают функции менеджмента. Анализ проводился на основании данных отчетности предприятия.

       Практическая  значимость работы заключается в  возможности рассмотрения недостатков  существующей структуры и ее оптимизации. 
 
 

   Глава 1. Природа и состав функций менеджмента. 
 

   1.1. Понятие функций  менеджмента 
 

       В литературе по управлению до сих пор  недостаточно разработана классификация  функций управления по четко определенным признакам. Так называемый функциональный подход к управлению обычно представляется как логическая серия этапов, которые может выбирать руководитель, чтобы осуществлять процесс управления. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно, т.к. они обычно частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию или где одна функция заканчивается, а другая начинается .

       Надо  отметить также, что хотя функции  выполняются всеми руководителями, они выполняются неодинаково руководителями разного ранга. Следует также заметить, что руководители независимо от ранга редко выполняют все функции во всей полноте. Другими словами руководитель выполняет только часть функции планирования, часть функции организации и т.д. Поэтому очень важно понять соотношение основных элементов каждой функции в процессе управления.

       Таким образом, категория функций управления является одной из фундаментальных  в теории управления.

       Функции управления - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления. Правомерные различные принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности происходят не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению. Автором развернутой классификации функций управления с позиций самого управления был Анри Файоль. Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управляющего воздействия: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль[2, с.60]. 
 
 
 

   1.2. Основные функции  менеджмента 
 
 
 

       Основные  функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования на разных уровнях управления и в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента выделяет сферу (вид) процесса управления по выработке средств воздействия на персонал и методов активизации его деятельности для достижения общих результатов социально-экономической системы.

       На  схеме 1 показан состав и взаимосвязь  современных основных функций управления. Каждый из шести блоков функций представляет собой обособленный этап процесса управления объектом, предприятием, организацией. В каждом блоке два вида функций, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же назначении функции одного блока отражают особенности, характерные для менеджмента разных сфер управляемой деятельности, уровней управления и объектов. 
 
 
 

   Схема 1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента

 

       Каждая  из основных функций выступает критерием выделения типа функционального менеджмента. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций дает системное представление об управлении любой социальной и социально-экономической системой.

       Основные  функции в систематизированном  виде могут дать полное представление  о процессах воздействия и  взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и  появления последствий. Основные функции определяют и приоритетные средства воздействия, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия[1,с.76].

       В табл. 1 по каждой функции приведены средства воздействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно, дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, т.к. их состав в значительной степени определяется ситуационно. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью использования в процессах управления. 
 

   Таблица 1.

   Основные  функции менеджмента и средства воздействия 

Основные  функции Приоритетные

средства  воздействия

Целеполагание Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, организация, информация
Стратегополагание Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация
Планирование Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план, информация
Регулирование Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация
Организация Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, методы
Координация Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость, коммуникации, информация
Мотивация и активизация Потребности, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль, информация
Стимулирование Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизмы, льготы, штрафы, карьера информация
Гуманизация Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм, информация
Корпоративность Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера, коммуникации, информация
Контроль Нормы, правила, инструкции, технологии, анализ, информация
Оценка Показатели, критерии, процедуры, экспертиза, информация
 

       Целеполагание как основная функция менеджмента  ориентирует социально-экономическую  систему во времени и пространстве путем постановки путем постановки, определения и формулирования ее целей и целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой продукции (услугах), а также ресурсообеспеченностью и имеющимся потенциалом.

Информация о работе Основные функции менеджмента и особенности их реализации на современном предприятияя