Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:04, курсовая работа
Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как область проявления сущности менеджмента.
Менеджмент как область знаний об управлении социально-экономическими процессами имеет в качестве предмета управленческие отношения между людьми и коллективами с целью их активизации в современной работе для достижения результатов.
ВВЕДЕНИЕ
Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
«Функция» широко распространенное слово, имеющее множество различных значений. Функция (лат. functio) – обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.
В
политэкономии под функцией понимают
конкретную форму проявления сущности,
в философии – внешнее
В
социально-экономических
Функция
как категория менеджмента
Менеджмент как область знаний об управлении социально-экономическими процессами имеет в качестве предмета управленческие отношения между людьми и коллективами с целью их активизации в современной работе для достижения результатов.
Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми, коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.
Многогранность
социально-экономических
Каждая
функция менеджмента
Наиболее
полно сущность менеджмента как
трудовой деятельности отражают основные
функции, выступающие общим условием
управления социальными и социально-
Целью
данной работы является исследование
основных функций менеджмента на
предприятии.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
В качестве объекта исследования в работе выступает организация ООО «ИС «КРИСТА». В качестве предмета исследования в работе выступают функции менеджмента. Анализ проводился на основании данных отчетности предприятия.
Практическая
значимость работы заключается в
возможности рассмотрения недостатков
существующей структуры и ее оптимизации.
Глава
1. Природа и состав
функций менеджмента.
1.1.
Понятие функций
менеджмента
В литературе по управлению до сих пор недостаточно разработана классификация функций управления по четко определенным признакам. Так называемый функциональный подход к управлению обычно представляется как логическая серия этапов, которые может выбирать руководитель, чтобы осуществлять процесс управления. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно, т.к. они обычно частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию или где одна функция заканчивается, а другая начинается .
Надо
отметить также, что хотя функции
выполняются всеми
Таким образом, категория функций управления является одной из фундаментальных в теории управления.
Функции
управления - это часть управленческой
деятельности. Они определяют формирование
структуры управленческой системы. Невозможно
найти один, универсальный принцип классификации
функций управления. Правомерные различные
принципы разделения одного и того же
объема управленческой деятельности происходят
не только под влиянием объекта управления,
но и под влиянием законов, присущих самому
управлению. Автором развернутой классификации
функций управления с позиций самого управления
был Анри Файоль. Критерием классификации
он взял фактор времени, и функции в его
классификации предстают как последовательные
этапы реализации управляющего воздействия:
предвидение, организация, распорядительство,
согласование, контроль[2, с.60].
1.2.
Основные функции
менеджмента
Основные
функции менеджмента
На
схеме 1 показан состав и взаимосвязь
современных основных функций управления.
Каждый из шести блоков функций представляет
собой обособленный этап процесса управления
объектом, предприятием, организацией.
В каждом блоке два вида функций, взаимосвязанных
между собой и взаимодополняющих друг
друга. При одном и том же назначении функции
одного блока отражают особенности, характерные
для менеджмента разных сфер управляемой
деятельности, уровней управления и объектов.
Схема 1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента
Каждая из основных функций выступает критерием выделения типа функционального менеджмента. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций дает системное представление об управлении любой социальной и социально-экономической системой.
Основные функции в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции определяют и приоритетные средства воздействия, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия[1,с.76].
В
табл. 1 по каждой функции приведены средства
воздействия, наиболее часто используемые
менеджерами в процессах управления. Естественно,
дать исчерпывающий набор средств воздействия
не представляется возможным, т.к. их состав
в значительной степени определяется
ситуационно. При выборе средств воздействия
руководствуются их значимостью, комплексностью
и системностью использования в процессах
управления.
Таблица 1.
Основные
функции менеджмента и средства
воздействия
Основные функции | Приоритетные
средства воздействия |
Целеполагание | Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, организация, информация |
Стратегополагание | Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация |
Планирование | Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план, информация |
Регулирование | Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация |
Организация | Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, методы |
Координация | Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость, коммуникации, информация |
Мотивация и активизация | Потребности, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль, информация |
Стимулирование | Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизмы, льготы, штрафы, карьера информация |
Гуманизация | Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм, информация |
Корпоративность | Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера, коммуникации, информация |
Контроль | Нормы, правила, инструкции, технологии, анализ, информация |
Оценка | Показатели, критерии, процедуры, экспертиза, информация |
Целеполагание
как основная функция менеджмента
ориентирует социально-