Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:04, курсовая работа
Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как область проявления сущности менеджмента.
Менеджмент как область знаний об управлении социально-экономическими процессами имеет в качестве предмета управленческие отношения между людьми и коллективами с целью их активизации в современной работе для достижения результатов.
Теория мотивации представляет специальную область знаний, которая формировалась последовательно с начала XX в. Модели мотивации поведения людей через их потребности находят широкое использование в зарубежных концепциях и практике менеджмента (теории Маслоу, Мак-Клелланда, Врума, Портера – Лоулера).
Мотивационный подход к поведенческой деятельности рассматривается как центральная функция менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать на особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов – ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы. Руководители-администраторы ориентированы на должностной рост, склонны к волевым методам и регламентированию деятельности, рациональному стилю руководства. Предприниматели мотивированы на потребность достигать конкретных результатов, решение новых проблем и материализацию новых идей, часто сопряженных с большим риском.
Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей сначала должны быть удовлетворены первичные потребности и необходима высокая производственная и управленческая культура.
Стимулирование – основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов, методов как способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, и, наоборот, мотивация формируется и реализуется с помощью стимулов, воздействующих на поведение и деятельность коллективов. Так, по отношению к фирме стимулами, активизирующими ее деятельность, могут стать льготные кредиты, снижение пошлин и акцизов, налоговые льготы, повышение штрафных санкций.
Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику, - размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. О недействительности экономических в условиях спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России в период реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36раз) между богатыми и бедными.
Гуманизация как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента.
В первую очередь Гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, и представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.
Этика
менеджмента проявляется в
Состав черт профессиональной этики определяется как кодекс предпринимателя или менеджера. Предполагается, что предприниматель:
Такие черты культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны быть нормой поведения в обществе. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный имидж предпринимателя и менеджера. Из всех необходимых и значимых черт этики менеджера следует отметить две важнейшие – порядочность и благородство. Считается, что коллектив ведет себя этично и социально ответственно, если следует закону и отвечает принятой системе ценностей.
Этика
бизнеса затрагивает различные
аспекты поведения
В зарубежной практике в целях соблюдения этичности поведения менеджеров и служащих разрабатываются этические принципы, кодексы, стандарты, нормативы, создаются комитеты (органы) по этике, проводятся специальные обследования и ревизии, создаются программы обучения этике менеджмента, включающиеся в курсы обучения менеджеров на университетском уровне, что существенно повышает уровень восприимчивости к этическим проблемам.
Важное
место в составе функции
Культура фирмы, ее менеджмента занимает одно из центральных мест в современных концепциях менеджмента. Например, японские фирмы поощряют коллективный труд и концентрацию внимания на нуждах потребителей. Эта культура опирается на систему ценностей персонала и поведенческие факторы, строится на честности, взаимном доверии и уважении работников, коллективном характере труда, принятии решений после многочисленных консультаций и достижения консенсуса. Система стимулирования рассчитана на закреплении коллективного характера труда и пожизненный найм, обеспечивающий работнику постоянное продвижение по службе. Важной чертой японского менеджмента является ориентация на постоянный процесс научно-технического, экономического, организационного и социального обновления. Коллектив настраивается на генерирование и восприятие новых идей, органически вплетается в систему менеджмента через процессы стимулирования.
Американские модели менеджмента, ориентированного на высокие показатели, опираются на два ключевых стимула: участие персонала в распределении прибыли и переход предприятия в собственность работников. В литературе приводятся примеры попыток применения американскими фирмами некоторых японских систем, например кружков качества и статистического контроля производственного процесса, которые оказались малоуспешными из-за резких различий в культуре американских и японских компаний.
Корпоративность как основная функция менеджмента включает виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением и совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Результатом должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух, например предпринимательства или настроенности на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту. В новых рыночных условиях эта функция будет активно развиваться.
Контроль
как основная функция менеджмента
объединяет виды управленческой деятельности,
связанные с формированием
Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходимы разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе. Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опята работы с людьми. Специалист в области контроля должен быть организованным и доброжелательным, что может дать больший эффект, чем жесткий контроль и санкции, хотя последнее во многом определяется видом работ, самостоятельностью выполнения и другими ситуационными факторами. Во всяком случае, менеджеры отвечают за эффективность своих решений материально, административно, морально, т.е. престижем и карьерой.
Функцию контроля исходя из ее роли в процессе управления называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды.
Оценка
как ключевая функция менеджмента
предшествует, сопутствует и завершает
любой процесс управления. Особое
значение в управлении экономикой имеют
оценка прогноза, диагностика, оценка
стратегии и тактики
Глава
2. Основные функции
менеджмента на примере
ООО «ИС «КРИСТА».
Общество с ограниченной ответственностью «Информационные системы «Криста» (ООО «ИС «Криста») основано в феврале 2000 г. и в настоящее время занимает одно из ведущих мест на российском рынке информационных технологий. Основными направлениями деятельности предприятия являются разработка, производство, поставка и обслуживание программного обеспечения для автоматизации процессов управления предприятиями и организациями.
Выполняя масштабные задачи, в том числе и государственные заказы, в различных инновационных производственных и непроизводственных сферах, ООО «ИС «Криста» сформировало мощный коллектив профессионалов, способный разрабатывать и внедрять различные проекты, основанные на передовых технологиях. В настоящее время штат предприятия насчитывает свыше 100 сотрудников, из которых более 80 – специалисты с высшим инженерно-техническим или экономическим образованием.
Основными потребителями продукции ООО «ИС «Криста» являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также промышленные предприятия России.