Основные функции менеджмента и особенности их реализации на современном предприятияя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание

Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как область проявления сущности менеджмента.
Менеджмент как область знаний об управлении социально-экономическими процессами имеет в качестве предмета управленческие отношения между людьми и коллективами с целью их активизации в современной работе для достижения результатов.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 297.00 Кб (Скачать документ)

       Цели  – конкретные конечные желаемые результаты, которые стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Все производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности. Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получения выгод от конечного состояния системы выступают воздействующими стимулами. Чтобы это воздействие было реальным, цели производственно-хозяйственной системы должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия ее достижения.

       Стратегия управления производственно-хозяйственной системой представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе определения целей и предвидения состояний будущего развития, прогнозирования процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.

       Стратегополагание как основная функция менеджмента  ориентирует производственно-хозяйственную систему на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей. Процесс формирования стратегии развития производственно-хозяйственной системы (ПХС) показан на схеме 2. 

   Схема 2. Формирование стратегии развития ПХС 

     
 
 
 

Стратегическая

линия поведения 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Если  следовать логике изложенного понятия, стратегией перехода российской экономики  на рыночные отношения выступает  ее кардинальная перестройка, т.е. формирование многоукладной экономики, ориентированной  на потребителя в лице населения страны, на его спрос и доходы, на обеспечение уровня жизни, соответствующего развитию производительных сил, а также обеспечение социальной и правовой защищенности.

       Основная  задача менеджеров – добиваться реальных конечных результатов деятельности организации в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение целей организации, ее персонала, а также целей управления дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффективно их использовать. Кроме того, постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.

       В то же время цели и стратегии могут  иметь стратегический и тактический характер, определяться как на перспективу, так и на текущий период. В первом случае учитываются в значительной степени потенциальные возможности организации и прогнозные показатели развития внешней среды. Во втором случае принимаются в расчет конкретные данные исходя из фактической ситуации и тенденций ее развития. Поэтому как цели, так и стратегии их достижения анализируются в динамике. В каждый данный момент фактическая величина тактического результата сравнивается с потенциальной величиной стратегического результата. Величина отклонения стратегического результата от фактического характеризует результативность развития менеджмента.

       Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструмент, с помощью которого современная организация противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды, и стратегию рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов. Стратегия бизнеса дает ответы на следующие вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии разрабатывать, каким образом добиться конкурентных преимуществ.

       Стратегия управления разрабатывается, как правило, на длительный период, но при коренных поворотах в хозяйственной политике и на текущий период. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. В процессе разработки стратегии следует выделить наиболее ответственную и кропотливую работу по анализу, оценке и выбору приоритетных стратегий по каждой из сфер деятельности в целом для ПХС. При этом следует учитывать взаимосвязь целей и стратегий, согласованность во времени, соподчиненность. Важное значение при этом отводится использованию критерия, определяемого поставленной целью. Очевидно, что придется иметь дело с системой критериев, поэтому можно попытаться построить модель взаимодействия критериев в процессе выбора стратегий. В зарубежной литературе по данной проблеме рекомендуются матричные модели.

       На  схеме 3 (Приложение А) приведена схема оценки антикризисной маркетинговой стратегии управления, ее соответствия системе целей, особенностям сильных сторон или конкурентных преимуществ фирмы, состоянию и возможностям развития ее потенциала[1,с.98].

       Планирование  как основная функция менеджмента  представляет виды деятельности по формированию средств воздействия: концепции, прогноза, программы, плана, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы к достижению общих целей. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

       Концепция – идея, теоретическая и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая или управленческая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию концепции.

       Прогноз – научное предвидение возможного состояния экономики, общества, организации  в будущем. Прогнозы в бизнесе  по сложным социально-экономическим проблемам разрабатываются, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.

       Программа – законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных единой целью и конкретным конечным результатом, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирований целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследований. Их преимущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с сокращением бюрократических процедур и повышением оперативности управления, с более четкой системой ответственности, координации и регулирования деятельности. В условиях России, особенно в период реформирования, программное управление становится распространенным видом управления.

       В производственно-хозяйственных организациях базовую роль играют маркетинговый  план и бизнес-план как исходные условия и определяющая информация для иных планов (финансового, социального  развития, подготовки кадров).

       Регулирование – вид деятельности по поддержанию режимов функционирования организации в сфере действия объективных закономерностей, тенденций и принципов. В процессе регулирования вырабатываются средства и механизмы взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам (налогам, процентным ставкам, тарифам, валютному курсу) и обеспечивает реагирование на изменение макроэкономических параметров: уровня занятости, инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.

       В сфере влияния менеджера находятся рыночные параметры: спрос, предложение, цена, конкуренция. Расширение сферы влияния рыночных регуляторов обнаруживает объективную необходимость изменения режимов функционирования предприятий, выявления отклонений и поиска средств и возможностей устранения негативной ситуации, в том числе и с помощью государства (например, при банкротстве). Естественно, регулирование как основная функция имеет самостоятельное значение, и ее нельзя рассматривать как составную часть системы государственного регулирования. В производственно-хозяйственной системе регулирование деятельности создает условия для реализации государственных регуляторов, кроме того, здесь проявляется их результативность. Через функцию регулирования обнаруживается непосредственная связь разных видов социального управления.

       Следует также отметить потребность  в  гибком государственном регулировании  в связи с изменением рыночных рычагов, например при изменениях или скачке цен. Вспомним нефтяной кризис 1973 г. и реакцию бизнеса и правительств разных стран на сложившуюся ситуацию. В качестве защиты от резких колебаний рыночной конъюнктуры данная функция предусматривает расширение видов деятельности в области страхования, выявления и мониторинга показателей – индикаторов риска и отслеживания их динамики.

       Содержание  функции регулирования изменяется по уровням менеджмента: чем ниже уровень управления, тем больше усилий требуется для обеспечения непрерывности  производственных и обслуживающих процессов, поддержания движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков.

       Организация как основная функция менеджмента  представляет собой вид действий по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. При  реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления – это формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

       Содержание  функции организации управления предполагает формирование и обоснование видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности компетенции (т.е. возможностей или границ действий), полномочий (т.е. прав на принятие решений), ответственности (т.е. мер и форм ответственности и санкций за последствия неэффективных решений). На базе этих данных определяются перечень и профессиональный состав персонала, технология управления, система информационного обеспеченья.

       При этом формируются уровни управления и их подразделения (звенья), а также система связей между ними. Звено системы управления представляет обособленный элемент по критерию специализации и интеграции функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий. По таким критериям различают линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные звенья (планово-экономический отдел), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования систем, среди которых важнейшими выступают целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.

       На  схеме 4 (Приложение Б) показан процесс организации рекламной деятельности по этапам, в качестве которых выступают основные функции менеджмента[2,с.30].

       Координация как основная функция менеджмента  представляет собой  вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью  людей в производственно-хозяйственных организациях. В системах, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

       В других случаях, например при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация  становится основной организующей функцией, т.к. в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.

       Мотивация как основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей – интересы людей – мотивы деятельности – действия людей.

       Ощущение  недостатка чего-либо (в чем-либо) является проявлением потребности через  формирование интереса, который рассматривается  как осознанная потребность. Мотив  как побудительная причина, повод  к деятельности непосредственно  связывается с поведением человека для достижения цели. Побудить к деятельности можно, обогатив идеями, мобилизировав волю, знания, определив величину вознаграждения и связав его с результатом деятельности, а также выяснив его ценность для человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей.

       В качестве мотивов могут быть названы  причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в коммуникациях и связях, потребность  в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

Информация о работе Основные функции менеджмента и особенности их реализации на современном предприятияя