Основные задачи стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 07:40, контрольная работа

Описание

Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.

Содержание

Введение…………………………….....…………………………………….........3
Введение в стратегический менеджмент.……………………………..........5
Модель стратегического менеджмента…..…………………………............8
Сущность и основные понятия стратегического менеджмента.................13
Стратегические цели и стратегии организации…………………..……….17
Сущность и преимущества стратегического управления …………..........19
Обеспечение конкурентоспособности организации ………………...........22
Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.……….. 32
Заключение…………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная Стратегический. мендж. .doc

— 311.50 Кб (Скачать документ)

     Модель, которая показана на рис. 1, не хуже и  не лучше других моделей, но при этом к ее достоинствам можно отнести следующие: во-первых, она синтезирует результаты других моделей; во-вторых, при достаточно содержательной полноте она относительно проста; в-третьих, именно данная модель широко используется на практике. Эта модель наглядно показывает, что стратегический менеджмент представляет собой замкнутый управленческий процесс с обязательной и существенно значимой обратной связью.

     Из  рис. 1 можно также увидеть, что  стратегическое управление является циклической продуктивной деятельностью, имеющей свою собственную достаточно сложную структуру и несколько направлений внутренней специализации. Приведенная на рис. 1 модель включает в себя восемь этапов стратегического менеджмента конкретной организации, которые представляют собой следующую пошаговую процедуру действия практически универсального замкнутого стратегического никла:

  • проведение диагностики внешней среды организации (системного анализа ресурсных возможностей организации);
  • системный стратегический анализ конкретной ситуации по конкретной ситуации;
  • установление миссии организации, ее «дерева стратегических целей» и системных стратегических целевых приоритетов;
  • разработка и(или) выбор стратегии основных подсистем организации (стратегий отдельных бизнесов, структурных подразделений и т.д.);

Рис. 2. Три вида стратегического мышления 

  • установление  полной системы стратегических приоритетов, 
    т.е. не только целевых, но и приоритетов по всем ключевым 
    материальным ресурсам, временных приоритетов, приоритетов в работе персонала, финансовых приоритетов и т.д.;
  • сведение всех стратегий отдельных подсистем организации в единую общую стратегию. Доработка общей стратегии до уровня целостности и всесторонней программы действий организации на заданную стратегическую перспективу;
  • реализация общей стратегии через систему стратегических указаний, а также посредством общей тактической программы организации (т.е. системы адекватных тактических бизнес-планов и оперативных управленческих решений);
  • стратегический контроллинг в качестве комплексной координации как всех процессов, так и всех элементов стратегии 
    организации.

В соответствии с моделью, представленной на рис. 1, выделяют три типа (фазы) стратегического цикла организации:

  • стратегический анализ;
  • разработка стратегии;
  • реализация стратегии.

   Особо необходимо отметить, что рассматриваемая  модель характеризует стратегическое управление организации и как органическую систему.

В органической системе все элементы взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и взаимозависимы. При этом изменение какого-либо отдельного элемента вызывает определенную цепную реакцию по всей системе в целом.

     В рамках данной модели:

  • стратегический менеджмент представляется в качестве непрерывного и достаточно динамичного процесса;
  • высокопрофессиональная и рационально-специализированная управленческая деятельность определенным образом распределена по всей структуре организации.

   При этом необходимо отметить, что данная модель для стратегического правления конкретной организацией позволяет обеспечить необходимую адекватность и гибкость. Относительно гибкая системная и качественно-адекватная стратегия организации, в конечном счете, проявляется в высокой тактической эффективности бизнеса. Такой эффект должен достигаться при самых различных изменениях внешней среды организации.

   Модель, представленная на рис. 1, — это модель стратегического менеджмента, которую создает конкретная организация, чтобы осуществить эффективные стратегические изменения.

   Суть  стратегического аспекта в управлении развития конкретной организации — обеспечение эффективной адаптации организации к изменениям ее внешней среды.

   Стратегическое  управление является особой подсистемой общей системы менеджмента организации. В каждой из парадигм менеджмента существует своя концепция стратегического управления:

    • стратегическое планирование;
    • концепция стратегического менеджмента первого этапа;
    • концепция стратегического менеджмента второго этапа, Стратегический менеджмент играет основную роль в обеспечении

конкурентоспособности организации в долгосрочной перспективе. Анализ конкуренции в любой отрасли бизнеса производится к соответствии с моделью «Пять сил Потера».

     Содержание  модели «Пять сил Потера» заключается  в следующем. Конкретная ситуация с  конкуренцией в отрасли для конкретной организации определяется ситуационным соотношением пяти конкурентоспособных сил. Поэтому общая стратегия организации должна предусматривать это противодействие, как каждой отдельной конкурентоспособной силе, так и их сочетанию. Каждая организация побеждает в конкурентной борьбе и добивается на рынке успеха, в конечном счете, посредством своих конкурентных преимуществ. Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно реализуется, объединяет понятие базовой конкурентной стратегии.

Организация по каждому выпускаемому продукту в  конкретной бизнес-позиции должна выбирать и осуществлять только одну из четырех  возможных базовых конкурентных стратегий. Организация должна стремиться обеспечить себе как можно больше преимуществ во всех звеньях цепочки стоимости, а также различных элементов всей системы стоимости.

     Стратегическое  управление организации должно синтезировать  менеджмент-подход. Менеджмент — это  искусство и опыт удачной управленческой практики. Потенциально эффективная  стратегия любой конкретной организации должна удовлетворять следующим требованиям:

  • ментальная привлекательность;
  • ситуационность;
  • будущая неопределенность как стратегическая возможность;
  • гибкая адекватность.

   Существенные  изменения внешней рыночной среды  для конкретной организации — это объективная закономерность появления новой теории модели управления, которая предопределяет практический переход многих компаний от стратегического планирования к стратегическому управлению. При таком переходе в теории и практике менеджмента произошла смена ключевого ментального принципа: вместо мышления только от прошлого в будущее перешли к мышлению от будущего к настоящему и обратно.

Стратегический  менеджмент применительно к бизнесу  означает способность увидеть его  будущую идеальную модель, а значит, и новую измененную конфигурацию действительности, соответствующей конкретной организации.

     Трансформация организации из нынешнего состояния  в се будущее состояние, которое соответствует стратегическому управлению и стратегическому видению образа будущего бизнес-успеха, осуществляется посредством той или иной модели стратегического менеджмента.

     Модель  представляет стратегический менеджмент как органическую систему, состоящую из определенных элементов и процессов, а также как комплекс продуктивного управления деятельностью предприятия с особой структурой специализирующихся направлений. 

3. Сущность и основные  понятия стратегического менеджмента.

     Развитие  теории менеджмента прошло определенную эволюцию (рис. 3).

     Теория  стратегического менеджмента должна отвечать следующим требованиям.

     На  практике теория стратегического менеджмента  должна дать исчерпывающие ответы на три основных вопроса:

  • Каковы стратегические и тактические цели рассматриваемой организации?
  • Каковы существующая и будущая миссия вашего бизнеса?
  • Что необходимо сделать для обеспечения достижения постав 
    ленных целей?

Основными элементами системы стратегического  менеджмента должны быть:

  • анализ внешней среды организации;
  • внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон 
    организации);
  • определение миссии и целей («дерево целей» организации);
  • разработка, оценка и выбор альтернативной стратегии для конкретной подсистемы организации;
  • разработка и развертывание корпоративной стратегии как 
    программы конкретных действий;
  • реализация стратегии;
  • оценка результата и обратные связи.

   На  рис. 3 показана эволюция теории менеджмента  как особого вида профессиональной деятельности, который и в теоретическом, и в практическом своем развитии проходит три этана совершенствования:

  • административный менеджмент;
  • менеджмент по целям
3-й  уровень Менеджмент  обучения Стратегический 

Менеджмент

 второго  этапа 

2й  уровень  Менеджмент 

по целям 

Стратегический 

менеджмент 

первого  этапа

1-й  уровень  
 
 
Административный менеджмент  
Стратегическое  планирование

Начальный уровень 

Рис. 3 Эволюция теории менеджмента 

  • менеджмент  обучения.

Основные  характеристики административного  менеджмента:

  • внешняя среда — стабильная;
  • продукт — простой, стандартизированный;
  • рынок — массовый;
  • характер труда — однообразный, простой;
  • власть — централизованная;
  • организационная структура — иерархия;
  • условный символ — пирамида;
  • отношение к будущему — я контролирую будущее, будущее

достаточно  известно и допускает экстраполяцию  прошлого.

Концепция стратегического планирования:

  • способ обеспечения качества — строгий контроль;
  • эффективный тип поведения — «чел о век-винтик»;
  • эффективный тип менеджмента — авторитарный, технократический руководитель;
  • корпоративная культура — нормативно-манипуляционная, 
    низко адаптированная;
  • терминология — все под контролем, ситуация подконтрольна;
  •   базовый способ реализации власти — прямое указание или инструкция, закрепленная приказом.

    Основные  характеристики менеджмента  по целям:

    • внешняя среда — меняющаяся;
    • продукт — относительно сложно стандартизирован; 
      рынок — массовый, сегментированный; 
    • взаимоотношения с потребителем — развитые обратные 
      связи;
    • характер труда — сложный, нетворческий; власть — децентрализованная;
    • организационная структура — неравномерная иерархия;
    • символ — матрица;
    • отношение к будущему — будущее в принципе не контролируется.

Концепция стратегического менеджмента:

  • способ обеспечения качества — строгий контроль в сочетании 
    с манипуляционным подходом;
  •   эффективный тип поведения — человек-манипулятор;
  • эффективный тип менеджера — лидер, способный увидеть будущий образ и сформулировать его в виде конкретных и ясных целей;
  • корпоративная культура — нормативно-процедурная адаптация;
  • терминология — совместное решение проблем, пересмотр ситуаций;
  • базовый способ реализации власти — процедура или механизм, закрепленный приказом.

Информация о работе Основные задачи стратегического менеджмента