Основные задачи стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 07:40, контрольная работа

Описание

Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.

Содержание

Введение…………………………….....…………………………………….........3
Введение в стратегический менеджмент.……………………………..........5
Модель стратегического менеджмента…..…………………………............8
Сущность и основные понятия стратегического менеджмента.................13
Стратегические цели и стратегии организации…………………..……….17
Сущность и преимущества стратегического управления …………..........19
Обеспечение конкурентоспособности организации ………………...........22
Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.……….. 32
Заключение…………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная Стратегический. мендж. .doc

— 311.50 Кб (Скачать документ)

Основные  характеристики менеджмента  обучения:

  • внешняя среда — турбулентная;
  • продукт — сложный, сделанный для конкретного клиента;
  • рынок — быстро заполняемый внутри сегментов; «   взаимоотношения с потребителем — партнерство;
  • характер труда — сложный, творческий; »  власть — распределительная;
  • символ власти — сеть;
  • образ — обучающаяся организация, интеллектуальный организм;
  • отношение к будущему — будущее не определено в принципе, и в этом состоит источник развития.

    Концепция стратегического менеджмента:

  • способ обеспечения качества — технологии, основанный на включении персонала в изменение способа функционирования;
  • эффективный тин поведения и взаимодействия — человек- 
    партнер;
  • эффективный тип менеджмента — тренер, заботившийся о достижениях своей команды или сотрудников;
  • корпоративная культура — высоко адаптивная, партнерская, созидательная;
  • терминология — стратегическое видение, системный подход, 
    источники неопределенности, ключевая компетентность, 
    эффективный коммуникационный способ;
  • базовый способ реализации власти — процедура или партнерство, закрепленные в договоре.

   В ближайшее время процветать будут  только те организации, руководители которых  поняли, как заинтересовать и обязать сотрудников всех уровней самосовершенствоваться и как постоянно развивать способности сотрудников к самообучению. Способность учится быстрее, чем конкуренты, может быть единственно достойным поддерживаемым конкурентным преимуществом. Быть лидером — значит быть первым, быть первым — учиться быстрее, изменяться быстрее. Если изменения и обучение не начинаются наверху, они не начинаются вообще, а если они не начинаются, можно назвать себя лидером, но не быть им.

4. Стратегические цели  и стратегии организации

Стратегическая  модель организации должна отвечать следующим исходным определениям.

Определение 1. Система менеджмента коммерческой организации — это система, специализирующаяся на передовых научных подходах и проверенных практических методах.

     Профессиональная  деятельность организации предназначена для осуществления конкурентными способами эффективного процесса обеспечения, принятия и реализации управленческих решений.

Системный менеджмент — это главное средство разработки и практического осуществления общей долгосрочной программы развития организации и реализации ее общей корпоративной стратегии.

     Каждая  цель системного менеджмента — это  выполнение миссии и достижение бизнес-успеха коммерческой организации.

Система менеджмента представляет собой совокупность стратегического менеджмента и тактического менеджмента.

Определение 2. Миссия — главная цель организации, четко выражает основную причину существования организации. По тому, как организация формулирует свою миссию, можно понять, насколько ясна се стратегия.

Определение 3. Стратегия субъекта рыночных отношений — деловая концепция функционирования и(или) развития такого субъекта (организации) на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде системы важных управленческих решений и программ, адекватных конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить субъекту конкурентное преимущество.

     Ключевым  решением для корпоративной стратегии, включая ее окончательный выбор, являются предпринимаемые управленческие решения, основанные на синтезе трех главных факторов:

    • объективная систематизация обоснования по всем^сновным аспектам стратегии (маркетинг, анализ производственных возможностей, оценка финансовых возможностей и т.д.);
    • здравый смысл менеджера и специально принимаемые ключевые стратегические решения;
    • искусство менеджера использовать интуицию, деловую хватку, умение добиться успеха и т. п.

      Наиболее важное направление корпоративной  стратегии определяется на основе ответа на вопрос: «Как вести конкурентную борьбу?» Решающий элемент корпоративной стратегии — целевая ориентация всего комплекса ресурсов организации. По критериям конкурентоспособности общая стратегия данной организации сводится к системе ее конкурентных преимуществ. При этом ключевая или сущностная компетенция, заключающаяся как в общей стратегии, так и в соответствующей обшей программе развития, сводится к знаниям и практическим навыкам организации по созданию и реализации своих конкурентных преимуществ.

Определение 4. Стратегический менеджмент — подсистема менеджмента организации, который управляет всем комплексом конкретных работ по профессиональному циклу деятельности, стратегическому анализу, развитию, реализации и контролю общей стратегии организации.

Определение 5. Конкурентные преимущества — это характерные свойства продукта (товара), которые до производства и (или) реализации данного продукта (товара) обеспечивают организации определенное превосходство над ее конкурентами.

Характеристики  свойств могут быть самыми различными и относиться как к самому продукту, так и к дополнительным услугам, а также к формам организации снабжения и сбыта, специфичным для организации.

Конкурентные  преимущества подразделяют на два вида:

  • более низкие издержки;
  • дифференциация продукта.

   Низкие  издержки отражают способность организации разрабатывать, выпускать и продавать сопоставимый с другими продукт (товар) с меньшими затратами, чем конкуренты.

   Дифференциация  — способность обеспечивать покупателя уникальными продуктами и (или) продуктами, обладающими большей ценностью в виде нового качества, а также особенными потребительскими свойствами или послепродажным обслуживанием продуктов.

   Любая потенциально эффективная корпоративная  стратегия и соответствующее  стратегическое управление должны уделять  достаточно внимания обоим типам конкурентных преимуществ.

   Реальные  конкурентные преимущества достигаются  благодаря тому, как организация  практически осуществляет отдельные  виды конкурентной деятельности и всю  совокупность их в целом.

5. Сущность и преимущества стратегического управления

     Для определения сущности понятия «стратегическое управление организации необходимо уточнить основные базовые понятия.

Рассмотрим  первое базовое понятие — «организация». У каждого из нас есть свое понятие  организации. Основными составляющими любой организации являются люди, работающие в данной организации, а также задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение организацию для решения стоящих перед ней задач. На этом основании организацию можно определить как систематизированное сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей.

     В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ)* даны определения  понятий «юридическое лицо» (ст. 48), «коммерческая организация», «некоммерческая организация» (ст. 50).

     Вторым  важным базовым понятием является управление. Термины «управление» и «менеджмент» — синонимы.

     Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир.

     На  входе организация получает ресурсы  из внешней среды, на выходе она отдает созданный ею продукт, поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех процессов:

  • получение сырья или ресурсов из внешней среды;
  • изготовление продукта;
  • передача продукта во внешнюю среду.

   Ключевая  роль в организации — поддержание  баланса между этими процессами, а также мобилизация ресурсов на их осуществление — принадлежит менеджменту.

Третье  базовое понятие — развитие организации. Все многообразие факторов, обусловливающих развитие, можно подразделить:

  • на внешние факторы (факторы развития, находятся за пределами данной организации);
  • внутренние факторы (находятся внутри организации). 
    Учитывая ранее предложенную информацию по поводу стратегического аспекта, отметим следующее. Стратегический аспект связан 
    с внешними факторами развития организации. Стратегия отличается от тактики и оперативных моментов управления относительной 
    долгосрочностью планирования развития организации. При этом 
    относительность означает не только существующую продолжительность стратегического периода по сравнению с тактическим периодом 
    развития организации, но и то, что в конкретной организации такое соотношение имеет свою специфику. Следовательно, соотношение 
    стратегического и тактического периодов для данной конкретной 
    организации является относительным и в аспекте сравнения с другими организациями, и в разных конкретных ситуациях

                Таблица 1

      Сравнение характеристик тактического и стратегического  видов менеджмента 

Характеристика Тактический менеджмент Стратегический  менеджмент
Миссия, предназначение Производство товаров или услуг в целях получения дохода от их реализации Выживание организации  в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц
Объект  концентрации внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей для более эффективною использования ресурсов Взгляд вовне  организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отел ежи ванне изменений в окружении и адаптация к ним
Учет  фактора времени Ориентация  на краткосрочную и среднесрочную перспективу Ориентация  надолгосрочную перспективу
Основа  построения системы управления    Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология Люди, системы  информационною обеспечения, рынок
Подход  к

управлению

персоналом

Взгляд на работников как на ресурс организации, на исполнителей отдельных работ и функций Взгляд на работников как на основу организации, главную  ценность и источник ее благополучия
Критерии  эффективности

управления

Прибыльность  и рациональность использования производственного потенциала Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынкам необходимые изменения в зависимости от изменений окружения
 

     Четвертое базовое понятие определяет содержание реакции opганизации на внешние факторы, которые, так или иначе, задают стратегию ее развития.

Суть  такой, т.е. стратегической, реакции  системы управления организации  — это обеспечение эффективной  адаптации к изменениям внешнего окружения в увязке с адаптивностью и эффективностью. Почти очевидно, что стратегический аспект — это еще и особый, т. е. стратегический анализ вне среды организации. За анализом по логике управления следует подготовка проектов соответствующих стратегических решений, затем принятие стратегических решений, а далее — их реализация. Кроме того, как и положено, при хорошем менеджменте, осуществляется контроль за процессом и его результатом.

К дополнительным элементам стратегического анализа  управления развитием организации относятся:

  • объективная необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе изменений внешней среды организации;
  • разработка по данным анализа особого механизма принятия и реализации адекватных управленческих решений.

   Этот  механизм представляет собой основное содержание стратегического управления, как особенной, т.е. объективно обусловленной, специализированной и целевой подсистемы современного менеджмента организации.

   Дополнительные  характеристики стратегического управления развитием организации в сравнении  с тактическим управлением представлены в табл. 1. 

6. Обеспечение конкурентоспособности  организации

     Все коммерческие организации действуют в определенной рыночной среде. У всех организаций одна главная цель — получение прибыли.

Одним участникам рынка достижение указанной  цели в определенной степени удается, а другим — нет. Таковы реалии рынка.

     Конкурентоспособность — это способность коммерческой организации добиваться своих целей в условиях рынка, на котором действуют другие организации с аналогичными целями.

     Обычно  рассмотрение конкурентоспособности  организации начинается с анализа конкуренции в отрасли.

     Основоположником  анализа конкурентоспособности организации считается профессор Школы бизнеса Майкл Портер, который утверждает, что суть конкурентоспособности в любой отрасли бизнеса характеризуется взаимодействием пяти основных факторов (сил), которые представлены на рис.4.

Информация о работе Основные задачи стратегического менеджмента