Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 07:40, контрольная работа
Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Введение…………………………….....…………………………………….........3
Введение в стратегический менеджмент.……………………………..........5
Модель стратегического менеджмента…..…………………………............8
Сущность и основные понятия стратегического менеджмента.................13
Стратегические цели и стратегии организации…………………..……….17
Сущность и преимущества стратегического управления …………..........19
Обеспечение конкурентоспособности организации ………………...........22
Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.……….. 32
Заключение…………………………
Угроза появления новых, конкурентов | |||||
Рыночная сила поставщиков | Соперничество среди существующих конкурентов | Рыночная сила покупателей | |||
|
|
|
| ||
Рис. 4. Пять основных факторов конкурентоспособности
Эту схему М.Портер описывал так: «Мощь каждой из пяти действующих сил варьируется от отрасли к. отрасли и, в конечном счете, предопределяет долгосрочную прибыльность каждой отрасли».
В отраслях, где действие сил складывается благоприятно, многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли на дополнительный капитал. В тех отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, только очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.
Пять конкурентных сил определяют прибыльность отрасли, так как они влияют:
Общий потенциал прибыльности отрасли из-за угрозы появления в ней новых конкурентов снижается. Сильные поставщики и покупатели, которые умеют торговаться, отстаивая свои собственные интересы, снижают прибыльность организации.
Усиление
конкурентоспособности между
Конкретные значения каждой из указанных пяти сил в данной отрасли и в данное время определяются конкретной ситуационной структурой отрасли, т.е. конкретным ситуационным сочетанием ключевых экономических, технологических и других факторов, характеризующих текущую конъюнктуру в данной конкретной области.
Следовательно, в общую стратегию коммерческой организации на заданную перспективу должны быть заложены конкурентоспособные стратегические решения, позволяющие организации эффектив-
но противодействовать как каждой конкурентной силе, так и ик особому ситуационному сочетанию.
Конкретную рыночную позицию организации в решающей мере определяет ее конкурентное преимущество. Как считает М. Портер, конкурентные преимущества можно подразделить на два основных вида:
При общем подходе любое новшество, дающее организации реальное приращение успеха на рынке, — это конкурентное преимущество.
Организация добивается конкурентного преимущества, находя новые конкретные способы успешной конкуренции в своей отрасли — нововведения.
Нововведения в широком смысле слова включают в себя и улучшение технологии, и методов ведения дел. Конкретно они могут выражаться в изменении продукта, товара или производимого процесса, в новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товаров, новой стратегии проведения конкурентной борьбы и т.д.
К наиболее типичным источникам получения конкурентного преимущества относятся:
Особый источник конкурентного преимущества — информация о своем бизнесе, информационные навыки, позволяющие добывать и обрабатывать информацию так, что конечным продуктом оказывается реальное конкурентное преимущество (промышленная разведка).
Преимущества в конкуренции на основе лишь уровня издержек, как правило, не так устойчивы, как преимущества на основе дифференциации. Например, дешевая рабочая сила относится к преимуществам низкого уровня.
Конкурентные преимущества более высокого уровня: патентованная технология, дифференциация на основе товаров или услуг, репутация организации, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, тесные связи с ключевыми клиентами и т.д.
Как правило, достижение преимуществ высшего уровня возможно при условии долговременных и интенсивных капиталовложений в производственные области, обучение персонала, проведение НИ-ОКР, инвестиций в маркетинг.
Самая важная причина сохранения конкурентного преимущества организации — постоянная модернизация производства и других ключевых видов деятельности.
Для сохранения конкурентоспособности организация долхна создавать новые преимущества с такой скоростью, с какой ее конкуренты могут копировать уже имеющиеся. Следовательно, клятого чтобы сохранить и развивать свой бизнес-успех, организация в своей деятельности должна постоянно проводить адекватные стратегические и тактические изменения.
Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно развивается, объединяют понятия и соответствующая практика базовой конкурентной стратегии.
Концепция базовой конкурентной стратегии основана на том, что каждая стратегия базируется на определенном конкурентном преимуществе. Для получения конкурентного преимущества организации необходимо выбрать свою конкурентную стратегию.
В реальном бизнесе выделяют три базовые конкурентные стратегии:
В ситуации практического выбора базовой конкурентной стратегии по каждому конкретному товару любая организация должна для себя четко решим., какой вид конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это реально может быть достигнуто.
Одна из самых больших стратегических ошибок организации — это стремление использовать в конкурентной бизнес-позиции несколько базовых конкурентных стратегий одновременно, так как по существу перечисленные базовые конкурентные стратегии являются альтернативными.
Виды деятельности данной организации при конкуренции в какой-либо конкретной области можно подразделить на следующие категории (рис. 5.5): внутренняя логистика, технологические операции, внешняя логистика, маркетинг и продажи, послепродажный сервис.
Виды деятельности организации объединены в цепочки стоимости. Все они вносят вклад в конечную рыночную стоимость продукта конкурирующей организации. Выбранная конкурентная стратегия определяет способ, которым организация осуществляет отдельные виды своей деятельности, а также всю цепочку в целом. Для достижения максимально возможного конкурентного преимущества такую цепочку нужно рассматривать как систему, а не как набор отдельных компонентов.
Цепочка
стоимости отдельной
В условиях современного рынка конкурентное преимущество в большей степени определяется тем, насколько правильно и эффективно данная организация на базе своей корпоративной стратегии может выстроить по данному товару всю систему стоимости.
Корпорации-лидеры,
которые на протяжении многих лет
сохраняют высокую конкуренцию, стремятся
обеспечить себе как можно
|
Рис.
5 Виды деятельности
организации при конкуренции
Цепочки
стоимости
поставщиков
Рис.
6. Система стоимости
больше преимуществ во всех звеньях цепочки стоимостей и во всех элементах системы ценностей.
Возникает вопрос: «Какой должна быть стратегия конкретной организации?».
С одной стороны, простого ответа на поставленный вопрос не существует. В общей форме ответ звучит так: «Стратегия организации должна быть эффективной». Эффективная стратегия должна быть продуктом особого искусства менеджера. Поскольку объектом стратегии является будущее, в принципе допустимо получение очень эффективной общей стратегии организации абсолютно иррациональным путем.
С другой стороны, существует иной подход — предельная рациональность. Когда все значимые аспекты конкретного бизнеса совершенно ясны и до конца просчитаны, все факторы учтены, бизнес будет абсолютно стабилен в настоящее время и предполагается его вполне определенное развитие на заданную перспективу (например, на 5 лет).
В такой, т. е. в абсолютно ясной и предсказуемой ситуации, действительно нужно заниматься только тактическим оперативным менеджментом в целях достижения тактической эффективности конкретного бизнеса. Но при этом следует помнить, что подобная ясность и предсказуемость в настоящее время весьма редкое явление. Кроме того, в современных условиях во всех сегментах рынка усиливается конкуренция, все быстрее меняется спрос, растут темпы и обьемы, постоянно предлагаются новые товары, а также происходят и другие изменения. Таким образом, предсказать будущее становится все нереальнее.
Информация о работе Основные задачи стратегического менеджмента