Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 04:45, дипломная работа
По уровню качества жизни Украина на настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран. Основной причиной такого отставания является низкий уровень управления всеми звеньями ведения хозяйства, что привело к значительному несовершенству всех составляющих потенциала государства в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.
Введение 5
1 Основы теории функций менеджмента на современном предприятии
1.1 Функции управления: понятие и классификация
1.2 Сущность общих функций менеджмента
1.3 Реализация общих функций менеджмента на предприятии 19
2 Функция планирования в управлении современным предприятием 53
2.1 ООО «Шахтострой»: характеристика, особенности управления и планирования технического развития 53
2.2 Анализ системы планирования базового предприятия 65
2.3 Особенности производственного планирования ООО «Шахтострой» 78
3 Пути эффективного использования функции планирования в рыночных условиях хозяйствования
3.1 Организационно-функциональная модель как механизм повышения эффективности управления предприятием 93
3.2 Оптимизация производственного планирования ООО «Шахтострой» 110
3.3 Совершенствование планирования горных работ 115
Заключение 124
Перечень ссылок 125
Приложение А Организационная структура ООО «Шахтострой» 129
Мотивация - процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей. В теориях мотивации выявлены основные виды потребностей, побуждающих людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При разработке концепций наибольшее значение имели работы А. Маслоу, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда [46].
Последняя функция управления – контроль, который устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины. Контроль можно классифицировать: по объектам контроля, по исполнителям, по степени охвата объектов контроля, по режиму контроля, по времени контроля, по периодичности выполнения контрольных операций, по уровню механизации (автоматизации), по стадиям жизненного цикла объекта.
В теории менеджмента вопрос о функциях один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Использование теории классификации позволяет обоснованно разделить управленческие процессы на отдельные элементы и выделить группообразующие признаки.
Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку. Наибольшее распространение получила классификация по общности предмета управления (качество, труд, зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда) и экономических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и др.). Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления организацией [43].
Комплекс задач - часть функции управления, выделяемая по признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой) - например, подбор персонала для организации. Число комплексов задач составляет около 200 для уровня организации.
Задача управления - совокупность организационно взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых является принятие управленческого решения - например, расчет потребности в персонале на год по организации.
Задача является основным элементом процесса управления, а в ее реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В управлении организацией решается несколько тысяч задач управления.
Операция управления - совокупность трудовых действий, направленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником с помощью определенного набора технических средств [39].
Классификация функций управления являлась предметом изучения работ ряда исследователей, которые примеряли различные группообразующие признаки и создавали классификаторы для разных отраслей народного хозяйства.
Приведем классификатор функций управления промышленным предприятием:
- управление стратегией развития (стратегический менеджмент);
- организация системы управления (административный менеджмент);
- управление персоналом (человеческими ресурсами);
- управление социальным развитием (социальный менеджмент);
- управление экономическим развитием;
- управление финансами (финансовый менеджмент);
- управление техническим развитием (инновационный менеджмент);
- управление капитальным строительством и ремонтом (инвестиционный менеджмент);
- управление подготовкой производства (инжиниринг, технологический менеджмент);
- управление основным производством (производственный менеджмент);
- управление вспомогательным производством (производственный менеджмент);
- управление качеством продукции;
- управление трудом и заработной платой (трудовыми ресурсами);
- управление охраной труда;
- управление материально-техническим снабжением (логистикой);
- управление маркетингом (сбытом продукции, продажами);
- управление механизацией производства (инжиниринговое управление);
- управление транспортом (логистикой);
- управление обслуживающим хозяйством (социальной сферой);
- управление внешнеэкономической деятельностью (внешними связями);
- управление экологией (экологический менеджмент).
Анализ функций менеджмента, их четкая, обоснованная классификация имеет важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и меры централизации и децентрализации функций отдельных работников, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев каждого работника аппарата управления и др. [34].
Функции – это
временная логическая
Они подразделяются на три группы – основные (общие) функции: целеполагание, планирование, организация, координация и регулирование, мотивация, учет, анализ и контроль; специфические функции: общее управление, делопроизводство, специализированное управление, техническое обслуживание управления, обучение персонала, охрана труда; функции по видам деятельности: административное управление, экономическое управление, управление качеством, управление персоналом, социально-психологическое управление, управление хозяйственным обслуживанием.
Рассмотрим основные (общие) функции менеджмента: «целеполагание»; «планирование»; «организация»; «обучение»; «координирование»; «мотивация»; «учет»; «анализ»; «контроль»; «регулирование». Совокупность и взаимосвязь этих функций представляет собой цикл менеджмента. Цикл менеджмента может быть представлен круговой диаграммой [23].
Функция «целеполагание»
- включает выработку стратегических,
тактических и оперативных
Функция «планирование» - включает создание аналитической модели деятельности организации на тот или иной промежуток времени. Эта модель выражается количественными параметрами, системой показателей производственно – хозяйственной деятельности, конкретными заданиями исполнителям и сроками их выполнения.
Признаками, определяющими
тип внутрифирменного
По первому признаку
организацию можно
По второму признаку, планирование подразделяется на следующие виды: реактивное планирование – нацеленное на прошлый опыт; инактивное планирование – приспособленное к настоящему; преактивное планирование – ориентированное на будущие изменения; интерактивное планирование – заключающееся в проектировании будущего.
По третьему признаку планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.
Предпосылкой планирования
является прогнозирование – выявление
и предвидение объективных
Этапами прогнозирования являются: проблемная постановка вариантов перспектив развития организации; анализ и оценка полученных результатов; разработка программ работ по решению выбранного варианта развития.
При прогнозировании используются следующие методы: экстраполяции – приближенное определение значений параметров, характеризующих состояние организации исходя из настоящего и прошлого; экспертные оценки специалистов; экономико-математическое моделирование.
Планирование деятельности организации необходимо начинать с маркетинговых исследований, что даст возможность определить и спрогнозировать конкурентоспособность товаров и услуг [29].
Функция «Организация» - представляет собой совокупность специализированных управленческих работ, целью которых является объединение людей для совместной деятельности. В результате формируется работоспособные производственные и управленческие подсистемы.
Организация представляет собой процесс:
закрепления вариантов
Эффективность функции «организация» во многом будет зависеть от организационной культуры проявляющейся в организации. Организационная культура представляет собой ряд общих ценностей, устойчивых норм, правил ведения бизнеса, отношений между людьми. Организационную культуру в организации можно рассмотреть на основании следующих характеристик: осознание работниками своего места в организации; внешний вид и одежда работников; привычки и традиции в организации; трудовая этика; взаимоотношения между людьми; вера в успех, в руководство организации [31].
Функция «Обучение» - подразумевает
процесс качественного
Такой тип организации получил название обучающейся организации. Главное что отличает обучающуюся организацию от других – это поиск новых возможностей и создание условий для реализации потенциала развития собственных работников, нацеленных на адаптивность к непрерывному обновлению, к постоянному повышению уровня качественных характеристик человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации.
Функция «Координирование» - заключается в устранении несоответствия между всеми элементами созданной системы достижения целей, являясь как бы «тонкой настройкой». Согласованность должна достигаться на основе рациональности, четкости взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности системы управления организации. Координирование деятельности в организации может осуществляться в ходе проведения оперативных совещаний на основании докладов руководителей структурных подразделений, по результатам проверок и инспектирований подразделений различными комиссиями.
Функция «Мотивация» - заключается в определении потребностей персонала, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией. В практике менеджмента применяются экономические и неэкономические мотивы работников [47].
Функция «Учет» - осуществляется для получения информации о состоянии дел в организации. Он осуществляется путем измерения, регистрации и группировки данных, характеризующих объект управления. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.
Функция «Анализ» - представляет собой комплексное изучение деятельности и оценка деятельности. Анализ включает: выявление причин сложившегося состояния, динамики и закономерностей развития объекта управления; выявление взаимосвязей состояния объекта управления с различными факторами; количественная оценка эффективности деятельности организации; определение узких мест и возможных путей улучшения сложившегося положения в организации.
Существуют следующие методы анализа: сравнительный анализ; балансовый анализ; анализ по отклонению показателей; факторный анализ (выявление факторов, влияющих на состояние объекта анализа) с использованием моделирования; функционально-стоимостной анализ (выявление функций объектов анализа и использование стоимостных критериев при выборе оптимальных решений; анализ средних, абсолютных и относительных величин; индексный анализ; анализ группировок [40].
Функция «Контроль» - состоит в наблюдении за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, выявление отклонений и корректировка деятельности до того, как проблемы перерастут в кризис. По времени существования различают три вида контроля: предварительный контроль – включающий планирование и создание организационных структур; текущий контроль – осуществляющийся непосредственно в ходе проведения работ и заключающийся в измерении фактических результатов с использованием обратной связи; заключительный контроль – производящийся по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени и заключающийся в сравнении полученных результатов с требуемыми результатами. Каждый руководитель любого уровня должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Даже если никто ему специально этого не поручал.
Информация о работе Основы теории функции менеджера на современном предприятии