Основы теории функции менеджера на современном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 04:45, дипломная работа

Описание

По уровню качества жизни Украина на настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран. Основной причиной такого отставания является низкий уровень управления всеми звеньями ведения хозяйства, что привело к значительному несовершенству всех составляющих потенциала государства в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.

Содержание

Введение 5
1 Основы теории функций менеджмента на современном предприятии
1.1 Функции управления: понятие и классификация
1.2 Сущность общих функций менеджмента
1.3 Реализация общих функций менеджмента на предприятии 19
2 Функция планирования в управлении современным предприятием 53
2.1 ООО «Шахтострой»: характеристика, особенности управления и планирования технического развития 53
2.2 Анализ системы планирования базового предприятия 65
2.3 Особенности производственного планирования ООО «Шахтострой» 78
3 Пути эффективного использования функции планирования в рыночных условиях хозяйствования
3.1 Организационно-функциональная модель как механизм повышения эффективности управления предприятием 93
3.2 Оптимизация производственного планирования ООО «Шахтострой» 110
3.3 Совершенствование планирования горных работ 115
Заключение 124
Перечень ссылок 125
Приложение А Организационная структура ООО «Шахтострой» 129

Работа состоит из  1 файл

Итог.doc

— 1.54 Мб (Скачать документ)

Мотивация - процесс  побуждения  себя  и  других  людей  к  деятельности  для  достижения  целей  организации  и  личных  целей. В  теориях  мотивации  выявлены  основные  виды  потребностей,  побуждающих  людей  к  действию,  особенно  при  определении  объема  и  содержания    работы. При  разработке  концепций   наибольшее  значение  имели  работы  А. Маслоу,  Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда [46].

Последняя  функция  управления – контроль, который  устанавливает степень  соответствия  принятых  решений  фактическому  состоянию  системы  управления,  реально  достигнутых  результатов  и  целей  запланированным, выявляет  отклонения  и  их  причины. Контроль  можно  классифицировать: по  объектам  контроля, по  исполнителям, по  степени  охвата  объектов  контроля, по  режиму  контроля, по  времени  контроля, по  периодичности  выполнения  контрольных  операций, по  уровню  механизации  (автоматизации), по  стадиям  жизненного  цикла  объекта.

В теории менеджмента  вопрос о функциях один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Использование теории классификации позволяет обоснованно разделить управленческие процессы на отдельные элементы и выделить группообразующие признаки.

Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт  процесса разделения и специализации  труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку. Наибольшее распространение получила классификация по общности предмета управления (качество, труд, зарплата, научно-технический прогресс, охрана труда) и экономических ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и др.). Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления организацией [43].

Комплекс задач - часть  функции управления, выделяемая по признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой) - например, подбор персонала для организации. Число комплексов задач составляет около 200 для уровня организации.

Задача управления - совокупность организационно взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых является принятие управленческого решения - например, расчет потребности в персонале на год по организации.

Задача является основным элементом процесса управления, а  в ее реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В управлении организацией решается несколько тысяч задач управления.

Операция управления - совокупность трудовых действий, направленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником с помощью определенного набора технических средств [39].

Классификация функций  управления являлась предметом изучения работ ряда исследователей, которые примеряли различные группообразующие признаки и создавали классификаторы для разных отраслей народного хозяйства.

Приведем классификатор  функций управления промышленным предприятием:

- управление стратегией развития (стратегический менеджмент);

- организация системы управления (административный менеджмент);

- управление персоналом (человеческими ресурсами);

- управление социальным развитием (социальный менеджмент);

- управление экономическим развитием;

- управление финансами (финансовый менеджмент);

- управление техническим развитием (инновационный менеджмент);

- управление капитальным строительством и ремонтом (инвестиционный менеджмент);

- управление подготовкой производства (инжиниринг, технологический менеджмент);

- управление основным производством (производственный менеджмент);

- управление вспомогательным производством (производственный менеджмент);

- управление качеством  продукции;

- управление трудом и заработной платой (трудовыми ресурсами);

- управление охраной  труда;

- управление материально-техническим снабжением (логистикой);

- управление маркетингом (сбытом продукции, продажами);

- управление механизацией производства (инжиниринговое управление);

- управление транспортом (логистикой);

- управление обслуживающим хозяйством (социальной сферой);

- управление внешнеэкономической деятельностью (внешними связями);

- управление экологией (экологический менеджмент).

  Анализ функций  менеджмента, их четкая, обоснованная классификация имеет важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и меры централизации и децентрализации функций отдельных работников, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев каждого работника аппарата управления и др. [34].

  Функции – это  временная логическая последовательность  выполнения управленческих работ,  которая объективно вытекает  из сущности этой деятельности.

Они подразделяются на три  группы – основные (общие) функции: целеполагание, планирование, организация, координация и регулирование, мотивация, учет, анализ и контроль; специфические функции: общее управление, делопроизводство, специализированное управление, техническое обслуживание управления, обучение персонала, охрана труда; функции по видам деятельности: административное управление, экономическое управление, управление качеством, управление персоналом, социально-психологическое управление, управление хозяйственным обслуживанием.

 

Рассмотрим основные (общие) функции менеджмента: «целеполагание»; «планирование»; «организация»; «обучение»; «координирование»; «мотивация»; «учет»; «анализ»; «контроль»; «регулирование». Совокупность и взаимосвязь этих функций представляет собой цикл менеджмента. Цикл менеджмента может быть представлен круговой диаграммой [23].

Функция «целеполагание» - включает выработку стратегических, тактических и оперативных целей  деятельности предприятия. Реализуемые  организацией экономические, производственные, финансовые, социальные и иные цели должны быть согласованы между собой и представлять, образно говоря «дерево целей», где корни – миссия, ствол – стратегические, ветви – тактические и крона – оперативные цели. Особое внимание при этом должно быть обращено на реальность и реализуемость вырабатываемых целей, учет динамично изменяющихся внутренних и внешних условий функционирования организации, перспективы изменения целей с учетом состояния рынка труда финансов, работ, услуг.

 Функция «планирование» - включает создание аналитической модели деятельности организации на тот или иной промежуток времени. Эта модель выражается количественными параметрами, системой показателей производственно – хозяйственной деятельности, конкретными заданиями исполнителям и сроками их выполнения.

 Признаками, определяющими  тип внутрифирменного планирования, являются: степень неопределенности  планирования; временная ориентация  идей планирования; горизонт планирования.

По первому признаку организацию можно рассматривать  как детерминируемую систему, действующую в предсказуемой среде и не имеющую недостатка в информации, например планирование на уровне структурного подразделения и как вероятностную систему, не дающую полной предсказуемости.

По второму признаку, планирование подразделяется  на следующие виды: реактивное планирование – нацеленное на прошлый опыт; инактивное планирование – приспособленное к настоящему; преактивное планирование – ориентированное на будущие изменения; интерактивное планирование – заключающееся в проектировании будущего.

По третьему признаку планирование может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным.

Предпосылкой планирования является прогнозирование – выявление  и предвидение объективных тенденций, состояний развития организации.

Этапами прогнозирования являются: проблемная постановка вариантов перспектив развития организации; анализ и оценка полученных результатов; разработка программ работ по решению выбранного варианта развития.

При прогнозировании используются следующие методы: экстраполяции  – приближенное определение значений параметров, характеризующих состояние организации исходя из настоящего и прошлого; экспертные оценки специалистов; экономико-математическое моделирование.

Планирование деятельности организации  необходимо начинать с маркетинговых  исследований, что даст возможность определить и спрогнозировать конкурентоспособность товаров и услуг [29].

Функция «Организация» - представляет собой совокупность специализированных управленческих работ, целью которых  является объединение людей для  совместной деятельности. В результате формируется работоспособные производственные и управленческие подсистемы.

Организация представляет собой процесс: закрепления вариантов разделения управленческого труда между  персоналом организации; построение организационной  структуры системы управления организацией; создание организации как системы; формирование устойчивой совокупности всех сторон деятельности организации.

Эффективность функции «организация»  во многом будет зависеть от организационной  культуры проявляющейся в организации. Организационная культура представляет собой ряд общих ценностей, устойчивых норм, правил ведения бизнеса, отношений между людьми. Организационную культуру в организации можно рассмотреть на основании следующих характеристик: осознание работниками своего места в организации; внешний вид и одежда работников; привычки и традиции в организации; трудовая этика; взаимоотношения между людьми;  вера в успех, в руководство организации [31].

Функция «Обучение» - подразумевает  процесс качественного совершенствования и развития работников организации, направленный на эффективную реализацию индивидуальных и коллективных целей. Обучение в организации включает: профессиональное обучение персонала; переподготовку, профориентирование и адаптацию новых работников; ротацию кадров; повышение квалификации работников; служебно-профессиональное продвижение работников, планирование  ими деловой карьеры; работу  с кадровым резервом руководителей; самообучение работников; вовлечение работников в управление предприятием; интеллектуально – культурный рост, духовное развитие персонала.

Такой тип организации  получил название обучающейся организации. Главное что отличает обучающуюся  организацию от других – это поиск  новых возможностей и создание условий  для реализации потенциала развития собственных работников, нацеленных на адаптивность к непрерывному обновлению, к постоянному повышению уровня качественных характеристик человеческих ресурсов как конкурентных преимуществ организации.

Функция «Координирование» - заключается  в устранении несоответствия между  всеми элементами созданной системы достижения целей, являясь как бы «тонкой настройкой». Согласованность должна достигаться на основе рациональности, четкости взаимодействия исполнителей, оперативности и надежности системы управления организации. Координирование деятельности в организации может осуществляться в ходе проведения оперативных совещаний на основании докладов руководителей структурных подразделений, по результатам проверок и инспектирований подразделений различными комиссиями.

Функция «Мотивация» - заключается  в определении потребностей персонала, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную активность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией. В практике менеджмента применяются экономические и неэкономические мотивы работников [47].

Функция «Учет» - осуществляется для  получения информации о состоянии  дел в организации. Он осуществляется путем измерения, регистрации и  группировки данных, характеризующих  объект управления. Различают оперативный, бухгалтерский и статистический учет.   

Функция «Анализ» - представляет собой  комплексное изучение деятельности и оценка деятельности. Анализ включает: выявление причин сложившегося состояния, динамики и закономерностей развития объекта управления; выявление взаимосвязей состояния объекта управления с различными факторами; количественная оценка эффективности деятельности организации; определение узких мест и возможных путей улучшения сложившегося положения в организации.

Существуют следующие методы анализа: сравнительный анализ; балансовый анализ; анализ по отклонению показателей; факторный анализ (выявление факторов, влияющих на состояние объекта анализа) с использованием моделирования; функционально-стоимостной анализ (выявление функций объектов анализа и использование стоимостных критериев при выборе оптимальных решений; анализ средних, абсолютных и относительных величин; индексный анализ; анализ группировок [40].

Функция «Контроль» - состоит в  наблюдении за ходом происходящих процессов  в управляемом объекте, сравнении его параметров с заданной программой функционирования, выявление отклонений и корректировка деятельности до того, как проблемы перерастут в кризис. По времени существования различают три вида контроля: предварительный контроль – включающий планирование и создание организационных структур; текущий контроль – осуществляющийся непосредственно в ходе проведения работ и заключающийся в измерении фактических результатов с использованием обратной связи; заключительный контроль – производящийся по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени и заключающийся в сравнении полученных результатов с требуемыми результатами. Каждый руководитель любого уровня должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Даже если никто ему специально этого не поручал.

Информация о работе Основы теории функции менеджера на современном предприятии