Основы теории функции менеджера на современном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 04:45, дипломная работа

Описание

По уровню качества жизни Украина на настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран. Основной причиной такого отставания является низкий уровень управления всеми звеньями ведения хозяйства, что привело к значительному несовершенству всех составляющих потенциала государства в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.

Содержание

Введение 5
1 Основы теории функций менеджмента на современном предприятии
1.1 Функции управления: понятие и классификация
1.2 Сущность общих функций менеджмента
1.3 Реализация общих функций менеджмента на предприятии 19
2 Функция планирования в управлении современным предприятием 53
2.1 ООО «Шахтострой»: характеристика, особенности управления и планирования технического развития 53
2.2 Анализ системы планирования базового предприятия 65
2.3 Особенности производственного планирования ООО «Шахтострой» 78
3 Пути эффективного использования функции планирования в рыночных условиях хозяйствования
3.1 Организационно-функциональная модель как механизм повышения эффективности управления предприятием 93
3.2 Оптимизация производственного планирования ООО «Шахтострой» 110
3.3 Совершенствование планирования горных работ 115
Заключение 124
Перечень ссылок 125
Приложение А Организационная структура ООО «Шахтострой» 129

Работа состоит из  1 файл

Итог.doc

— 1.54 Мб (Скачать документ)

Первичное сырьё поступает в заготовительный цех, где из него получают смесь для формовки изделий. Изготовление кирпича и плитки облицовочной «под кирпич» осуществляется в цехе облицовочных изделий, где они проходят следующие стадии технологического процесса: смешивание, формовка, сушка, обжиг и сортировка.

На предприятии ООО  «Шахтострой» применяется линейно-функциональная организационная структура управления. Производственная структура и структура  управления предприятием тесно взаимосвязаны  и образуют общую организационную структуру управления (приложение А). Преимуществом данной структуры является специализация руководителей подразделений, снижение риска ошибочных решений, простота формирования и реализации единой инновационной политики. Недостатки – снижение персональной ответственности за конкретный результат, длительная процедура принятия решений, сложность контроля выполнения решений.

Председателем правления  является директор завода. В его  непосредственном подчинении находится  юридический отдел. Председателю правления подчинены: коммерческий директор, главный инженер, технический директор, начальник отдела кадров, начальник службы безопасности. Коммерческому директору подчинены бухгалтерия, планово-экономический и финансовый отделы, отдел организации труда и заработной платы, отдел автоматизированных систем управления производством. В подчинении у технического директора находятся производственно-диспетчерский отдел, цехи №1-3, ОТК, отдел метрологии.

ООО "Объединение Шахтострой" находится на рынке огнеупорной  продукции довольно давно, поэтому у него сложился свой имидж. Предприятие имеет своих постоянных поставщиков и потребителей. Рассмотрим в динамике такие показатели деятельности предприятия, как объем продаж (табл.2), прибыль (табл.3), валовой расход (табл.4), валовой доход (табл.5) и размер заработной платы (табл.6).

Таблица 2 - Объем продаж ООО "Объединение Шахтострой" за период 2003 - 2005 гг., грн.

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

2003 г

50450,2

51330,3

52121,6

52889,4

53457,1

54689,8

2004 г

50954,7

51843,6

52642,8

53418,3

53991,7

55236,7

2005 г

51973,8

52880,5

53695,7

54486,7

56000,7

56341,4


Продолжение табл. 2

 

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2003 г

54999,2

55632,2

56337,2

56023,3

55888,6

54111,3

2004 г

55549,2

56188,5

56900,6

56583,5

56447,5

54652,4

2005 г

57022,0

57312,3

58038,6

57715,2

57576,4

55745,5


 

Наглядное представление  о динамике соответствующих показателей  можно получить из графиков (рисунки 2, 3, 4, 5, 6).

Рисунок 2 - Динамика объема продаж ООО "Объединение Шахтострой" за период 2003 - 2005 гг.

 

Таблица 3 - Прибыль ООО "Объединение Шахтострой" за 2003 - 2005 гг., грн.

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

2003 год

18351,9

19597,6

22110,6

20053,7

2004 год

21214,9

22900,4

22568,9

25063,5

2005 год

24234,0

25073,9

28532,0

25784,1


 

2005 год ООО "Объединение Шахтострой" заканчивает с прибылью 25784,1 тыс. грн., что превышает прибыль в 2004 году.

 

Рисунок 3 - Прибыль ООО "Объединение Шахтострой" за 2003 - 2005 гг.

Таблица 4 - Валовой расход ООО "Шахтострой" за период 2003 - 2005 гг., грн.

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

2003 год

12893,3

13761,9

14001,7

15952,2

2004 год

14995,7

16556,4

17654,3

14759,8

2005 год

15751,4

16778,8

18214,1

20214,1


 

Рисунок 4 – Динамика валового расхода ООО "Объединение Шахтострой" за 2003 - 2005 гг.

В связи с модернизацией  производства, вводом в строй новых  технологических линий, расширением  рынков сбыта продукции и инфляцией  увеличился валовой расход на ООО "Объединение  Шахтострой", но он с избытком перекрыт валовым доходом, что наблюдается по росту прибыли предприятия за 2005год.

Таблица 5 - Валовой доход ООО "Шахтострой" за период 2003 - 2005 гг., грн

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

2003 год

31245,2

33359,5

36112,3

36005,9

2004 год

36210,6

39456,8

40223,2

39823,3

2005 год

39982,4

41852,7

46746,1

45998,2


 

 

Рисунок 5 – Динамика валового дохода ООО "Объединение Шахтострой" за 2003 - 2005 гг.

Рисунок 6 - Размер заработной платы работникам ООО "Шахтострой" за 2003 - 2005 гг., грн.

На графиках наглядно прослеживается тенденция роста валового дохода и заработной платы ООО "Шахтострой" в период с 2003 г. по 2005г., что обусловлено ростом производства.

Таблица 6 - Размер выплаченной заработной платы работникам ООО "Шахтострой" за период 2003 - 2005 гг., грн.

 

 

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Всего

2003 год

897,16

993,26

1296,29

1609,32

4796,03

2004 год

1952,82

2112,07

2276,28

2624,14

8965,31

2005 год

3634,48

3815,42

4342,6

4638,95

16431,5


 

На протяжении многих лет в том или ином масштабе в рамках научных и производственных программ проводились мероприятия по техническому или «научно-техническому» развитию добывающих предприятий, однако организационной системы управления этим процессом, именуемой «менеджментом» или «инновационным менеджментом», не существовало. Управленческий персонал шахт не имеет до сих пор необходимой подготовки и знаний для системной организации инновационной деятельности, в особенности в области экономических коммерческих обоснований соответствующих проектов и программ.

Кроме этого, возможность использования инновационного менеджмента в его классической форме ограничивается особенностями угольного производства и большим удельным весом государственной собственности. Следует остановиться на адаптации важнейших принципов инновационного менеджмента к условиям добывающих предприятий различных форм собственности.

Во многих литературных источниках подчеркивается, что рассматриваемая система управления является принадлежностью предприятий с рыночной формой собственности, поскольку она инициирует коммерческие интересы предпринимателей и ориентирована на инновационный по содержанию и интенсивный по характеру экономический рост [31,34,22].

В наследство от административно-командных методов  управления большинству добывающих предприятий перешли слабая восприимчивость к техническому перевооружению основных процессов добычи, иждивенческие настроения по отношению к государству в покрытии расходов на простое воспроизводство и внедрение инноваций.

Одной из важнейших причин этого является отсутствие материальной заинтересованности коллективов шахт и управленческого персонала в инновационном процессе. Отсутствуют носители и активные реализаторы соответствующих идей в лице инновационных менеджеров.

Из этого вытекают следующие основные положения: организация инновационного менеджмента необходима для шахт с любой формой собственности; в создании такой системы должны быть заинтересованы государство и отраслевой управляющий орган, для которых экономический рост угольного производства является важнейшей задачей; функции инновационного менеджера на шахте должен выполнять либо первый руководитель предприятия, либо его заместитель; на крупных предприятиях целесообразно создание соответствующей службы; необходимо обеспечить высокую материальную заинтересованность менеджера, работников его службы и всех лиц, непосредственно участвующих в инновационном процессе на шахте, в положительных его результатах.

Следующей особенностью инновационного менеджмента на шахте является характер инноваций. Здесь в отличие от других предприятий и фирм, нововведения в основном касаются внутреннего производственного аппарата и технологий и в гораздо меньшей степени — производимой продукции. Шахта выпускает единственный продукт — глину, причем, как правило, одинакового марочного состава. Диверсификация может касаться не видов продукции, а только улучшения качественных её характеристик.

Эти факторы  весьма значительно влияют на экономику  шахты, и на них должно быть обращено внимание менеджера, тем более что соответствующие мероприятия могут быть проведены собственными силами.

Что касается технико-технологических новшеств, то они создаются для подобных предприятий во внешней среде силами науки, проектно-конструкторских организаций и заводов. Поэтому в систему инновационного менеджмента и маркетинга входят задачи поиска необходимой информации на рынке новшеств в нашей стране и за рубежом, выбора средств и технологий обоснования экономической возможности и целесообразности их внедрения, инвестиционного обеспечения и другие.

Сложной и  ответственной задачей в системе инновационного менеджмента являются вопросы сбыта готовой продукции. Для реализации продукции требуется организация маркетинговых исследований, причем они должны проводиться соответствующей службой, организованной   непосредственно   на   крупной   шахте,   обогатительной фабрике или в объединении (холдинговой компании, концерне и т.п.). Своеобразной ситуацией в отрасли при практически неограниченном спросе на глину является неплатежеспособность основных потребителей, большая дебиторская задолженность шахтам и в связи с этим — возникновение бартерных отношений, а также включение в процесс сбыта «теневых» структур [2].

Важнейшей функцией инновационного менеджмента на любом предприятии является учет временного фактора управления инновациями. Для выпускаемой на шахте продукции этот вопрос не существует, поскольку потребность в глине в обозримой перспективе всегда будет существовать. Что касается технико-технологических нововведений на шахте, то их жизненный цикл подчиняется общим законам, а своевременное обновление промышленно-производственных основных фондов шахты (в особенности активных) является стратегической задачей управления инновациями.

Средняя продолжительность  технических циклов (смены поколения техники) в промышленности оценивается в 8 — 12 лет; смена базовых технологий происходит в значительно большие интервалы времени — до 45 — 60 лет. Новые поколения (модификации) механизированных крепей, очистных и проходческих комбайнов, транспортных средств и другого горно-шахтного оборудования создаются и подготавливаются к серийному выпуску благодаря усилиям отраслевой науки, с интервалом в 8 — 15 лет, что отвечает среднему сроку смены поколений техники в промышленности. Однако широкое замещение устаревших средств новыми недопустимо растягивается во времени по экономическим причинам. Решение этой инвестиционной проблемы входит в функции инновационного менеджмента.

Шахта отличается особым многообразием основных и вспомогательных технологических процессов и технических средств, используемых для выпуска единого продукта — глины. Многие из этих процессов и средств морально устаревают (не говоря уже о физическом износе) в различные интервалы времени. В течение даже одного года возникают в общей технологической цепи так называемые «узкие места», негативно влияющие на объемы производства, качество угольной продукции и основные технико-экономические показатели.

Мероприятия по ликвидации «узких мест» различаются  по своим масштабам, объемам работ, величинам затрат и срокам выполнения. Вследствие этого в системе инновационного менеджмента шахты целесообразно предусматривать краткосрочное (годовое) и долгосрочное (на 3 — 5 лет) планирование технического развития производства.

В годовые программы целесообразно включать те мероприятия, которые реализуются и дают отдачу в ближайшем планируемом году. Долговременные программы должны заключаться в разработке крупных инновационных проектов или бизнес-планов с различными сроками реализации и динамикой технико-экономических (ожидаемых) результатов.

Выделяют  три целевые экономические установки  инновационного менеджмента в производстве. В общем случае — это создание новой или усовершенствование действующей технологии, выпуск новой или модернизированной продукции и освоение новых рынков сбыта. На шахте основной и, пожалуй, единственной является первая из указанных целей. При этом выпуск продукции может оставаться на уровне базового периода или возрастать, но обязательным должно быть снижение себестоимости добычи глины и сокращение единовременных капитальных вложений на единицу продукции [24].

Информация о работе Основы теории функции менеджера на современном предприятии