Основы теории функции менеджера на современном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 04:45, дипломная работа

Описание

По уровню качества жизни Украина на настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран. Основной причиной такого отставания является низкий уровень управления всеми звеньями ведения хозяйства, что привело к значительному несовершенству всех составляющих потенциала государства в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.

Содержание

Введение 5
1 Основы теории функций менеджмента на современном предприятии
1.1 Функции управления: понятие и классификация
1.2 Сущность общих функций менеджмента
1.3 Реализация общих функций менеджмента на предприятии 19
2 Функция планирования в управлении современным предприятием 53
2.1 ООО «Шахтострой»: характеристика, особенности управления и планирования технического развития 53
2.2 Анализ системы планирования базового предприятия 65
2.3 Особенности производственного планирования ООО «Шахтострой» 78
3 Пути эффективного использования функции планирования в рыночных условиях хозяйствования
3.1 Организационно-функциональная модель как механизм повышения эффективности управления предприятием 93
3.2 Оптимизация производственного планирования ООО «Шахтострой» 110
3.3 Совершенствование планирования горных работ 115
Заключение 124
Перечень ссылок 125
Приложение А Организационная структура ООО «Шахтострой» 129

Работа состоит из  1 файл

Итог.doc

— 1.54 Мб (Скачать документ)


РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа содержит 128 страниц, 35 рисунков, 16 таблиц, 17 формул, 53 литературных источника.

В данной дипломной работе рассматриваются теоретичесике основы функций менеджмента, наиболее распространенные методы их классификации, раскрывается их сущность в современной практике управления организациями.

Проводится анализ организационной структуры базового предприятия, особенностей его развития, изучается система планирования на примере ООО «Шахтострой», рассматривается процесс формирования и расчета производственной программы современного предприятия.

В заключительном разделе предлагается построение организационно-функциональной модели предприятия и оптимизационной модели планирования производства. Также рассматривается применение программных средств для совершенствования планирования горных работ как значительный шаг на пути повышения эффективности управления предприятием.

ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, МОТИВАЦИЯ, КОНТРОЛЬ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОРНЫХ РАБОТ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

5

1 Основы теории функций  менеджмента на современном предприятии

1.1 Функции управления: понятие и классификация

1.2 Сущность общих функций  менеджмента

1.3 Реализация общих  функций менеджмента на предприятии

7

7

19

38

2 Функция планирования в управлении современным предприятием

53

2.1 ООО «Шахтострой»: характеристика, особенности управления и планирования  технического развития

 

53

2.2 Анализ системы планирования базового предприятия

65

2.3 Особенности производственного  планирования ООО «Шахтострой»

78

3 Пути эффективного  использования функции планирования  в рыночных условиях хозяйствования 

3.1 Организационно-функциональная  модель как механизм повышения эффективности управления предприятием

 

93

 

94

3.2 Оптимизация производственного  планирования ООО «Шахтострой»

110

3.3 Совершенствование планирования горных работ

115

Заключение

124

Перечень ссылок

125

Приложение А Организационная структура ООО «Шахтострой»

129


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

По уровню качества жизни Украина  на настоящее время значительно  отстает от промышленно развитых стран. Основной причиной такого отставания является низкий уровень управления всеми звеньями ведения хозяйства, что привело к значительному несовершенству всех составляющих   потенциала государства в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.

Управление современным предприятием в наше динамичное время является достаточно сложной работой, которую могут выполнять лишь специалисты новой генерации, вооруженные самыми современными знаниями. Специалисты в отрасли управления должны уметь выполнять функции планирования, организации, мотивации, контроля труда рабочих для достижения определенных целей.

Современная теория и практика управления предприятиями приобретает свою актуальность с двух точек зрения. Во-первых, переход отечественной  экономики на рыночные отношения  нуждается в изучении форм и методов  управления. Практическое использование  такого опыта на украинских производственных предприятиях – одна из первоочередных задач. Во-вторых, выход отечественных предприятий на мировой рынок обуславливает необходимость изучения и знания практики реализации управленческих функций.

Сегодня лидером может  стать только та компания, которая сделает ставку на качество управления. Именно высокое качество процессов и функций управления предприятием смогут обеспечить его высокий имидж, стойкие позиции и конкурентные преимущества сейчас и в будущем.

Исходя из этого, наиболее актуальной задачей хозяйственной деятельности  следует считать совершенствование управления на всех уровнях. Это огромный и еще маловостребованный резерв повышения эффективности хозяйственной деятельности в отраслях производства. А качество управления в конечном счете определяется качеством реализуемых на предприятии функций.

Целью данной дипломной  работы является рассмотрение содержания функций менеджмента, применения их в современной практике управления организациями, и направлений их совершенствования, поскольку именно от углубления знаний по современным технологиям реализации функций зависит успех предпринимательской деятельности.

В задачи дипломной работы входит рассмотрение особенностей управления базовым предприятием и производственного планирования, анализ существующей системы планирования, рассмотрение организационно-функциональной модели предприятия как действующего метода повышения качества и эффективности управления, расчет производственной программы ООО «Шахтострой» и предложения по совершенствованию планирования горных работ.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВЫ ТЕОРИИ  ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА СОВРЕМЕННОМ  ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1 Функции  управления: понятие и классификация

 

Менеджмент, в одном  из аспектов, это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению [8].

А управление рассматривается  как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функция  (дословно - действие) применительно  к  управлению  характеризует  виды  управленческой  деятельности, возникающие  в  процессе  разделения  и  специализации  труда  в  сфере  управления [12].

Очевидно,  что  в  любом  виде  управленческой  деятельности  (функции  управления)  можно  выделить  задачи  управления  и  входящие  в  них  процессы  и  операции.  Принятие  решений  является  первичной функцией  менеджмента и в то  же  время   это составная часть   любой функции управления.

Процесс менеджмента  – это совокупность и непрерывная  последовательность взаимосвязанных  действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы [17].

Функция менеджмента  отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Анри Файоль, разработчик  теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций  административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль [4].

Предвидеть – значит изучать будущее, устанавливать программу действий. Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и  социальный). Распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия. Контролировать – наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых  претерпело  существенные изменения  в сравнении с теми, которые  приведены в работах А. Файоля. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества [5].

В настоящее время  в определении функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически  сложившаяся разноречивость. Можно  сформулировать некоторые исходные позиции. В функциях проявляется сущность, содержание управления. Отсюда функция управления есть функция процесса управления.

Функция – это объективная  составляющая управления, такая часть  управления как целого, проявление которой является условием проявления этого целого. Управление – совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства [21].

Дать исчерпывающий  перечень функций управления очень  трудно. Вся огромная совокупность управленческих действий может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых функций, составляющих замкнутый цикл управления: принятие управленческого решения; реализация решения; контроль.

Каждая из функций  может быть подвергнута дальнейшей дифференциации. В таблице 1 предлагается один из возможных вариантов.

Таблица 1 - Вариант дифференциации функций  управления

Функции управления

Составляющие функций  управления

Принятие управленческого  решения

Прогнозирование, планирование

Реализация решения

Организация, координация  и регулирование, активизация и  стимулирование

Контроль

Учет, анализ


 

Все функции менеджмента  можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции  отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются  специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др [23].

Иногда  все  общие  функции  управления  объединяют  в  следующие  группы: планирование, организация, активизация, координация, контроль (рис.1). Общность  этих  функций  управления  подчеркивается  их  повторяемостью  или  цикличностью  в  процессах  управления,  поэтому  общие  функции  можно  назвать  и  типовыми элементами управленческого цикла.

Чаще  всего  управленческую  деятельность  подразделяют  на  четыре  основные  функции управления: планирование (выбор целей и план  действий  по  их  достижению); организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление  взаимодействия  между  ними); мотивация (стимулирование  исполнителей  к осуществлению запланированных действий   и достижению  поставленных  целей) и контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными). Эти четыре  основные  функции  управления  объединены  связующими  процессами  коммуникации  и  принятия  решений.

Планирование  является  важной  функцией  управления.  К  главным  принципам  планирования  относятся  все  научные  подходы  к  менеджменту. Их  соблюдение  является  обязательным  условием  разработки  обоснованного  плана.  К  дополнительным  принципам  планирования  относятся: ранжирование  объектов  по  их  важности; сбалансированность  плана; согласованность  плана  с  параметрами  внешней  среды; преемственность  стратегического  и  текущего  планов; социальная  ориентация  плана; автоматизация  планирования; экономическая  обоснованность  показателей; обеспечение  обратной  связи  системы  планирования  при  управлении. В  целом  функция  планирования  осуществляется  в  современных  организациях  на  двух  уровнях: стратегическом и оперативном [24].

 

                     Рисунок 1 - Основные функции управления

Следующей  функцией  управления  является  организация  управленческих  процессов. Эти  процессы  подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. К  обслуживающим  управленческим  процессам  относятся:  накопление; контроль; передача  предмета  труда. К вспомогательным   управленческим  процессам  относятся операции,  в  результате  которых  создаются  нормальные  условия  для  выполнения  основных  и  обслуживающих  процессов. Основными  условиями  рациональной  организации  управленческих  процессов  являются: пропорциональность; непрерывность; параллельность; прямо точность; ритмичность; концентрация  однородных  предметов  труда  в  одном  месте; гибкость  процесса.

Информация о работе Основы теории функции менеджера на современном предприятии