Основы теории функции менеджера на современном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 04:45, дипломная работа

Описание

По уровню качества жизни Украина на настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран. Основной причиной такого отставания является низкий уровень управления всеми звеньями ведения хозяйства, что привело к значительному несовершенству всех составляющих потенциала государства в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.

Содержание

Введение 5
1 Основы теории функций менеджмента на современном предприятии
1.1 Функции управления: понятие и классификация
1.2 Сущность общих функций менеджмента
1.3 Реализация общих функций менеджмента на предприятии 19
2 Функция планирования в управлении современным предприятием 53
2.1 ООО «Шахтострой»: характеристика, особенности управления и планирования технического развития 53
2.2 Анализ системы планирования базового предприятия 65
2.3 Особенности производственного планирования ООО «Шахтострой» 78
3 Пути эффективного использования функции планирования в рыночных условиях хозяйствования
3.1 Организационно-функциональная модель как механизм повышения эффективности управления предприятием 93
3.2 Оптимизация производственного планирования ООО «Шахтострой» 110
3.3 Совершенствование планирования горных работ 115
Заключение 124
Перечень ссылок 125
Приложение А Организационная структура ООО «Шахтострой» 129

Работа состоит из  1 файл

Итог.doc

— 1.54 Мб (Скачать документ)

В связи с тем,  что  существуют различные пути мотивации, менеджер должен: во-первых, установить набор критериев (принципов), которые  наиболее сильно влияют на поведение  сотрудника; во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников; в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.

Стимулирование –  это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, обеспечивает работников в повышении результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда. Кроме того, эта функция обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего предприятия. Предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е.  выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Здесь стимулирование труда создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться более производительно. Т.е. появления у работника мотивов к более эффективному труду и реализации этого мотива  (мотивов) в процессе труда. Хотя стимулы и побуждают человека трудиться, но их одних еще недостаточно для производительного труда. Система стимулов и мотивов должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Сам факт вступления работника в трудовые отношения предполагает, что он за заранее оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет еще места. Здесь сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований.

 Таких наказаний,  связанных с потерей материальных благ должно быть как минимум два: частичная выплата вознаграждения или разрыв трудовых отношений. Работник должен знать, какие требования к нему предъявляются, какое вознаграждение он получит при их неукоснительном соблюдении, какие санкции последуют в случае их нарушения.

 Дисциплина несет  в себе элементы принуждения,  ограничения свободы действий. Однако  грань между контролированием  и стимулированием условна и  подвижна, т.к. работник с сильной  мотивацией обладает самодисциплиной,  привычкой добросовестно выполнять требования и относиться к ним как к собственным нормам поведения. Система стимулирования вырастает как бы  из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно в том случае, если органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше (больше) того, что обусловлено трудовыми отношениями [33].

Функция контроля. Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит  из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

Текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы.

В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка  стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля - это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению  целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

На втором этапе сравнения  показателей функционирования с  заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

Следующий этап - измерение результатов - является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.

Такими действиями могут  быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы [37].

Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и  всех других стадий управления. Поэтому  при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей.

Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное  и непосредственное воздействие  на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно  делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целей организации.

К сожалению, хотя большинство  менеджеров хорошо знают о том, что  процесс контроля может быть использован  для оказания положительного воздействия  на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.

Контроль часто оказывает  сильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системы контроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. люди будут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижению поставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче неверной информации.

Проблем, возникающих  вследствие воздействия системы  контроля, можно избежать, задавая  осмысленные приемлемые стандарты  контроля, устанавливая двустороннюю связь, задавая напряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, а также вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными  свойствами. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Контроль на международном  масштабе является особенно трудным  делом из-за большого числа различных  областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

2.1 ООО «Шахтострой»: характеристика, особенности управления и планирования технического развития

 

ООО «Объединение Шахтострой» было основано в 1989 году. Предприятие занимается добычей огнеупорных и тугоплавких глин и изготовлением стройматериалов из собственного сырья. Является главным поставщиком сырья для керамической, фарфорово-фаянсовой, стекольной и других отраслей промышленности Украины и зарубежья.

Начиналось все с  кооператива «Резерв». Начав с  нуля, новая организация постоянно развивалась, набирала обороты. «Резерв» превратился в малое предприятие «Промстрой 1», а спустя пару лет образовалась строительно-промышленная компания акционерного общества закрытого типа «Промстрой 1».   Теперь  это  крупное  предприятие,   которое   эксплуатирует  богатейшие месторождения огнеупорных и тугоплавких глин. Расположенные в Донецкой области запасы месторождений оцениваются в сотни миллионов тонн.

Несмотря на тяжелейшие горно-геологические условия, огнеупорной  глины в 2005 году было добыто 515 тысяч тонн, что на 11,6% больше, чем в 2004 году, а ее отгрузка выросла на 14%. В структуре экспорта все больше возрастает роль дальнего зарубежья – 51% (Италия, Турция, Польша, Венгрия). Украинские потребители берут около 30%, рассчитываясь, как правило, бартером и взаимозачетами. С ростом объемов производства увеличилось и число рабочих мест.

Виды деятельности, осуществляемой ООО «Шахтострой»: добыча глины; производство кирпича и облицовочной плитки, ремонт мягкой и металлической кровли производственных зданий; строительно-монтажные работы; оказание автоуслуг по перевозке угля и породы; научно-технические, конструкторские разработки; осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Продукция ООО «Объединение Шахтострой» вполне конкурентоспособна, так как в Европе уже почти  нет огнеупорной глины такого качества, разве что немецкое сырье, поэтому на западном рынке идет борьба за право приобрести нашу глину. Это вполне соответствует правительственным решениям об усилении экспортных поставок с целью привлечения иностранной валюты. Предприятие задействовано по всей Донецкой области, и не только. Идет работа в Крыму, ведется поиск заказов по другим регионам Украины. В Донецкой области выполняются определенные объемы работ практически на двух десятках шахт. ООО «Объединение Шахтострой» сотрудничает с Дружковским и Старокраматорским машиностроительными заводами. В числе заказчиков - Славянская ТЭС и Кураховская ТЭС, где усиливаются несущие конструкции плит, производится ремонт кровли производственных зданий, ведутся строительно-монтажные работы.

На предприятии постоянно  ведется работа по совершенствованию добычи глины, снижению ее себестоимости, а также по развитию социальной сферы. Для увеличения количества контролируемых параметров добываемой глины введена в эксплуатацию испытательная лаборатория. Это позволяет определять не только химический состав глины, но и ее усадку при сушке и обжиге; прочность по различным параметрам. За качеством глины следит компьютер.

Предприятие реализует  стройную систему охраны окружающей среды: проводится рекультивация ранее  отработанных земель, получено согласование государственных органов и начаты работы по посадке леса. Руководство и рабочий персонал — аттестованные и квалифицированные работники.

Высокая механическая прочность  на излом, белый цвет при обжиге и  очень низкое содержание органических веществ - глины будто специально созданы природой для использования их предприятиями по производству плитки методом одноразового экспресс-обжига. Более быстрые циклы обжига глин ООО «Объединение Шахтострой» достигаются благодаря чрезвычайно низкому содержанию органических веществ, что исключает опасность появления черных точек при обжиге. Промежуточные потери после прессования минимальны благодаря высокой прочности. Низкое содержание Fe2O3 и ТіО2 дают возможность получать белый цвет при обжиге.

Технология добычи тугоплавких глин производится наиболее простым открытым способом по бестранспортной системе разработки «экскаватор—карьер». Вскрышные, выемочные и отвальные работы выполняются экскаватором — драглайном ЭШ 6,5/45. При этом вскрышные породы размещаются в выработанном пространстве, а полезное ископаемое — тугоплавкие глины этим же экскаватором складируются на борту карьера, после чего осуществляется отгрузка в автотранспорт.

Складирование добытой  глины производится в навал на спланированную поверхность, с которой заранее удаляются остатки растительности, торфа и других органических примесей. Применение электрического шагающего экскаватора драглайна ЭШ 6,5/45 позволяет быстро и экономично производить добычу тугоплавкой глины в сложных горно-геологических условиях на болотистой местности. Бестранспортная система разработки «экскаватор—карьер» позволяет сокращать издержки горного производства и, в конечном счёте, себестоимость выпускаемой товарной продукции.

Наличие собственной  сырьевой базы с разведанными запасами глины и организация её добычи обеспечили независимость предприятия от поставщиков сырьевых ресурсов, сокращение логистической цепи товародвижения, и, в конечном итоге, увеличение конкурентоспособности продукции завода на рынке строительных материалов.

Информация о работе Основы теории функции менеджера на современном предприятии