Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:42, курсовая работа
Организации создают структуру для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Сущность организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры управления………………………………………………………………..……..5-9
1.2 Классификации организационных структур управления………...…..…9-13
1.2.1 Классификация типов организационных структур управления…….13-22
1.3 Принципы проектирования организационных структур управления..23-28
Практическая часть. Глава 2
2.1 Общая характеристика компании………………………………….…….…29
2.2 Система контроля в магазине «Пятерочка»……………………… …....29-32
2.3 Оценка эффективности системы контроля в магазине «Пятерочка»...32-33
Заключение ……………………………………………………………...……….34
Список использованной литературы………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра управления строительством
Курсовая работа
По дисциплине «Менеджмент»
Тема: «Особенности управленческого контроля при различных ОСУ»
Выполнила: студентка 832 гр.
Ющишена Ю.В
Проверил: доцент к.э.н.
Половинкин И.С.
Воронеж 2011г.
Содержание
Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие и принципы
построения организационной
1.2 Классификации организационных
структур управления………...…..…
1.2.1 Классификация типов
организационных структур
1.3 Принципы проектирования
организационных структур
Практическая часть. Глава 2
2.1 Общая характеристика компании………………………………….…….…29
2.2 Система контроля в магазине «Пятерочка»……………………… …....29-32
2.3 Оценка эффективности системы контроля в магазине «Пятерочка»...32-33
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Структура организации - это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.
Организации создают структуру для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).
Существуют различные
типы организационных структур (линейные,
линейно-функциональные, функциональные,
матричные, проектные, дивизиональные,
бригадные). Но не каждый тип организационной
структуры соответствует
Строение организации отражает ее структурная схема. Объединение организации в единое целое связано с использованием систем информации и механизмов связи, дополняющих ее структурную схему. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако она не учитывает такой фактор, как человеческое поведение, который влияет на порядок взаимодействия и его координацию. Именно поведение персонала определяет эффективность функционирования организационной структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между подразделениями. Организационную структуру любой организации следует рассматривать с учетом разных критериев. На эффективность деятельности влияют:
1) реальные взаимосвязи
между людьми и их работой,
отражаемые в схемах
2) политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;
3) полномочия и функции
работников организации на
Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства.
Цель курсовой работы раскрыть теоретические основы особенностей управленческого контроля.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
Глава 1. Сущность организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие и принципы
построения организационной
Под структурой управления
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных
Для каждой организации существует
наилучшая и только ей присущая организационная
структура производства и управления.
Любая организация имеет
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существуют два направления специализации элементов ОСУ:
а) в зависимости от состава
структурных подразделений
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами
структуры управления поддерживаются
благодаря связям, которые принято
подразделять на горизонтальные и вертикальные
связи. Первые носят характер согласования
и являются одноуровневыми. Вторые
- это отношения подчинения. Необходимость
в них возникает при
При двухуровневой структуре
создаются верхние звенья управления
(руководство организацией в целом)
и низовые звенья (менеджеры, непосредственно
руководящие работой
В структуре управления организацией
различаются линейные и функциональные
связи. Первые суть отношения по поводу
принятия и реализации управленческих
решений и движения информации между
так называемыми линейными
Между всеми выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел, кому он будет непосредственно подчинен, какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию, на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба, какими полномочиями наделяются работники нового отдела, какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами.
Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений. Следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
На всех уровнях управления уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации видов структур. Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество принципов их формирования. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом :
1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения, относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредотачиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля.
Информация о работе Особенности управленческого контроля при различных ОСУ