Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 15:24, лекция
Генри Форд был великим руководителем. Он представлял собой архетип авторитарного предпринимателя прошлого. В начале ХХ века на фирме «Форд Мотор» только один человек принимал решения с любыми последствиями. Общие же принципы Форда были суммированы в одной фразе: «Любой покупатель может получить автомобиль любого цвета, какого пожелает, пока автомобиль остается черным». Форд сделал свою модель «Ти» настолько дешевой, что ее мог купить практически любой работающий человек.
Стратегический анализ в отношении ЗАО МОФ «Парижская Коммуна», проведенный в начале 2002г. консалтинговой компанией «Бизнес консалтинг групп», показал, что выжить в условиях экономического шторма и наладить механизм дальнейшего развития крупного отечественного предприятия, производящего товары народного потребления, возможно только при проведении стратегии постоянного совершенствования основного производства и диверсификации деятельности, создании холдинговой формы управления и повышении эффективности всех подразделений объединения.
В 90-е годы XX в. перед промышленными предприятиями, особенно специализированными на производстве товаров народного потребления, наиболее остро встала проблема выживания в конкурентной борьбе с иностранными фирмами, поставляющими продукцию на российский рынок, часто не на корректных условиях. И вот в таком, вышедшем из берегов товарном море, захлестнувшим прилавки магазинов, нужно было найти и обеспечить производство ассортимента продукции, позволяющего обрести свою нишу, своего покупателя, и на деле доказать жизнестойкость отечественной промышленности.
В этой обстановке промышленные предприятия стали искать нетрадиционные пути развития. Например, фабрика «Парижская Коммуна» установила тесные контакты с итальянскими фирмами. Это касалось вопросов совместного изготовления продукции, создания совместных предприятий и в конечном итоге заключения лицензионного контракта на производство детской обуви с ведущей итальянской фирмой «IGI Calzature Technologie», что дало возможность предложить российским покупателям продукцию, которая реализуется на западных рынках, т. е. является конкурентоспособной в международном масштабе.
Такой процесс потребовал много времени, колоссальных затрат, связанных с технической подготовкой производственных мощностей и развитием инфраструктуры, и, самое главное, изменения менталитета коллектива. Необходимо было осознать, что перспектива предприятия определяется не только ассортиментной политикой, но и всей инфраструктурой.
На
примере ЗАО МОФ «Парижская Коммуна»
можно проанализировать деятельность
предприятия в форме холдинга.
Сегодня предприятие
- производство обуви;
- коммерческую деятельность в виде оптовой и фирменной розничной торговли обувью;
- управление имущественным комплексом;
- управление долгосрочными финансовыми вложениями;
- управление инженерным обеспечением;
- управление социально-бытовой инфраструктурой.
Анализ работы этих блоков за прошедшее десятилетие подтвердил, что такая система позволяет учесть региональные условия хозяйствования, технические возможности предприятия, наличие собственной фирменной торговли, крупного имущественного комплекса и социальной инфраструктуры, а самое главное, готова к непредсказуемым действиям государства. Это дало возможность коллективу не только выжить, но и создать потенциал для работы в будущем.
В настоящее время ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» является учредителем 11 производственных дочерних обществ, 9 торговых дочерних обществ, 7 дочерних предприятий инженерной и социальной инфраструктуры, имеет долю в капитале ОАО Банк «Павелецкий», ОАО «Московский индустриальный банк», ОАО Торговый дом ГУМ, а также ряда других акционерных обществ.
Достижение стратегической цели компании в целом обеспечивается целевой ориентацией отдельных комплексов, представленной в таблице 1.
Таблица 1
Целевая ориентация отдельных комплексов
Комплекс | Цель |
Производственный (основной) | Увеличение объемов производства востребованного на рынке ассортимента обуви; достижение лидирующих позиций среди отечественных производителей обуви |
Коммерческий | Гарантированное высокодоходное продвижение (реализация) обуви собственного производства на базе расширения товаропроводящей сети |
Имущественный | Повышение финансовой отдачи от имущественного комплекса и превращение его в устойчиво растущий бизнес, содействующий развитию основного комплекса |
Инженерный | Гарантированное обеспечение потребностей производства и торговли в инженерной продукции и услугах высокого качества (дизайн, технологии и др.) с одновременным сокращением соответствующих издержек |
Финансовый | Достижение финансовой стабильности предприятия в целом, его филиалов, дочерних обществ и подразделений; обеспечение текущей ликвидности компании благодаря эффективному размещению долгосрочных финансовых вложений |
Социально- |
Гарантированное обеспечение персонала компании всеми необходимыми социально-бытовыми услугами с одновременным сокращением соответствующих издержек |
Производственный (основной) комплекс, включающий ряд предприятий, расположенных в Центральном федеральном округе Российской Федерации, представляет собой технологически отлаженный механизм, способный мобильно перестраиваться на производство продукции, которая именно сегодня нужна потребителям. Кроме того, предприятия активно работают по кооперации с рядом российских, белорусских, турецких и китайских фирм, производящих экономически наиболее выгодный в данный момент ассортимент. Обувь продается под маркой предприятия, которое несет полную ответственность за нее перед покупателями.
ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» создало два совместных предприятия с итальянскими и немецкими фирмами. Российско-немецкое СП КШЗ в г. Калуге - одно из немногих машиностроительных предприятий, успешно работающее в непростых российских условиях. Оно производит технологическое обувное оборудование, затяжные комплекты, которые экспортируются в страны Южной Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, хотя предназначались сначала только для реализации в России.
В конечном счете, в производственном комплексе удалось найти рациональное сочетание инжиниринга, высокопроизводительного потенциала фабрики «Парижская Коммуна» и свободных мощностей, привлечь к работе свободные рабочие кадры на иногородних предприятиях, а также на контрактной основе высококвалифицированный персонал иностранных фирм.
Вторым по значению комплексом является оптовая и фирменная розничная торговля. Сюда входят фирменные магазины и секции в Москве, а также в других крупных городах России. Создавая свою товаропроводящую сеть, предприятие в первую очередь преследует две цели: получение информации по всем аспектам реализации для выявления конъюнктуры спроса и проведение собственной ценовой политики. Информация особенно важна в условиях действия лицензионного контракта и сезонного накопления товара. Существенный момент работы этого блока состоит в предложении услуг по сбыту обувной продукции другим российским предприятиям, что позволяет расширять ассортимент в своих торговых точках, зарабатывая на этом.
Первостепенное значение в качестве источников поступления денег имеют комплекс управления имуществом и комплекс управления долгосрочными финансовыми вложениями. На предприятиях, входящих в компанию, проводится реконструкция части старых производственных корпусов, диверсифицируется их использование, что позволяет пополнять оборотные средства для основного производства. Важной задачей является привлечение инвестиций в производство. В условиях Москвы это непростой вопрос. Более реальным представляется привлечение инвестиций в недвижимость как ликвидный товар. В последние годы проводятся работы по реконструкции фабрики «Парижская Коммуна», выкупу свободных площадей у Москомимущества, обмену площадей с родственными предприятиями для открытия фирменных магазинов. На реконструкцию производственных и торговых площадей ежегодно выделяется до 5 млн. дол. И что особенно важно, заработанные деньги, в конечном счете, направляются в производство.
Успешно действует комплекс управления социальной инфраструктурой. В собственности компании находятся Дом культуры, три действующих детских сада, детский загородный оздоровительный лагерь на 1300 человек, медсанчасть, столовая и т. д. Создано дочернее предприятие «ПК-Соцкультсервис» со 100%-ным капиталом фабрики «Парижская Коммуна», которому отдан в управление весь социальный комплекс. Перед ним поставлены две задачи: сохранение всех социальных услуг для работников предприятия на достигнутом уровне и достижение самоокупаемости комплекса. При этом «ПК-Соцкультсервис» наделено правом коммерциализации. В результате уже в 2001г. эта сфера деятельности стала самоокупаемой.
На фабрике «Парижская Коммуна» удалось не только сохранить, но и дополнительно создать ряд инженерных служб, которые сформированы в комплекс инженерного обеспечения. Сегодня это САПР, ВЦ, технологическая лаборатория, аттестованные в Росстандарте, таможенный склад временного хранения, производство резаков, колодок, стелек. Услуги этого блока предоставляются не только предприятиям объединения, но и предлагаются на платной основе другим предприятиям.
Компания не прекращает строительные работы: идет строительство здания гостиницы, жилого комплекса, очистных сооружений, реконструируется Дом культуры. Создан торговый центр «Московские товары», где реализуется продукция всех предприятий текстильной и легкой промышленности Москвы.
В результате проведенных преобразований ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» обладает высокопродуктивным производством, постоянно развивающимися инжинирингом и маркетингом, что позволяет оперативно и гибко реагировать на перемены, возникающие в мире обуви. Анализируя деятельность компании, можно также сделать вывод, что создание холдингов на базе крупных предприятий является одним из важнейших путей развития отечественного производства.
Вопросы для анализа ситуации
1. Охарактеризуйте варианты миссий ЗАО МОФ «Парижская Коммуна», которые были предложены во время изучения мнений ключевых сотрудников организации. В чем их недостатки?
2. Попытайтесь дать свою версию формулировки миссии ЗАО МОФ «Парижская Коммуна» как диверсифицированного холдинга.
3. Можно ли цели комплексов, представленных в таблице, считать стратегическими целями? Аргументируйте свой ответ.
4. К какому типу диверсифицированных холдингов можно отнести ЗАО МОФ «Парижская Коммуна»?
5. Какая стратегия оказалась наиболее предпочтительной по результатам проведенного стратегического анализа?
6. Какие результаты получены с начала ее реализации?
7. Используя метод мозгового штурма, разработайте перечень возможных стратегических альтернатив развития (как постоянного совершенствования, так и обновления, инноваций).
8. Какие стратегические
изменения уже реализованы в организации?
В чем их сущность?
Ситуация №3. Ставропольский край в настоящем и в будущем
Ахмадеева Л., Заманова Э.
Географическое положение и административное деление. Ставропольский край расположен в центре Предкавказья и занимает пограничную зону между Европой и Азией, Кавказом и Россией, Черным и Каспийским морями. Это ставит регион в центр российского влияния на Кавказе. Площадь края 66,2 тыс.км2, население на 1 января 2001г. составило 2653,2 тыс. человек. В состав края входит 26 административных районов, на его территории расположено 16 городов, наиболее крупными из которых являются Ставрополь, Невинномысск, Буденновск, Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Кисловодск.
Природные ресурсы. Основным богатством и средством производства Ставрополья является земля. Территория края отличается разнообразием почвенно-климатических условий. На площади, составляющей 41,2% территории края, расположены высокопродуктивные черноземные почвы. Край обладает определенной минерально-сырьевой базой, 66 млн. т нефти и 43 млрд.м3 газа подготовлено к разработке и 168 млн.т нефти и 22 млрд.м3 газа - неразведанные ресурсы. Текущие запасы конденсата промышленных категорий составляют 1 млн.т. Край богат ресурсами минеральной воды. При суммарных запасах минеральных вод, подготовленных для промышленного освоения в объеме 12450 м3/сут. в настоящее время используется 11% разведанных запасов. Запасы разведанного сырья для производства строительных материалов составляют: кирпично-черепичного сырья - 90 млн.м3, керамзитового сырья - 12 млн.м3, песков для строительных работ и производства силикатных изделий - 125 млн.м3, песчано-гравийных материалов – 290 млн.м3, камня строительного - 170 млн.м3, стекольного сырья - 4,6 млн. т.
Информация о работе Планирование и прогнозирование в системе менеджмента