Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:37, курсовая работа
Цель данного проекта - изучить планирование как функцию менеджмента, определить степень важности планирования для деятельности предприятия.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
- определить роль и место планирования в общей концепции управленческой деятельности;
- исследовать стратегическое и оперативное планирование в менеджменте;
- изучить бизнес-планирование в менеджменте.
Объектом настоящего исследования является предприятие, а предметом - деятельность предприятия в области планирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность планирования 5
1.2 Виды управленческих работ в планировании 8
1.3 Принципы и методы планирования 9
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 13
2.1 Содержание стратегического плана и этапы его разработки 13
2.2 Виды стратегии развития и факторы, определяющие их выбор 18
2.3 Проблемы организации стратегического планирования в отечественном менеджменте 25
2.4 Содержание, задачи, этапы и виды оперативного планирования 26
3 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 30
3.1 Бизнес-план предприятия, его функции и назначение 30
3.2 Структура бизнес-плана предприятия и содержание его основных разделов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 342
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность планирования 5
1.2 Виды управленческих работ в планировании 8
1.3 Принципы и методы планирования 9
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 13
2.1 Содержание стратегического плана и этапы его разработки 13
2.2 Виды стратегии развития и факторы, определяющие их выбор 18
2.3 Проблемы организации стратегического планирования в отечественном менеджменте 25
2.4 Содержание, задачи, этапы и виды оперативного планирования 26
3 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 30
3.1 Бизнес-план предприятия, его функции и назначение 30
3.2 Структура бизнес-плана предприятия и содержание его основных разделов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 342
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 43
Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполнимыми. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождение способов ее выполнения. Так, каждое предприятие, работающее в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого необходимо определить какую продукцию, какого качества, кому и какому сроку будет реализовывать предприятие, а также по какой технологии будет производиться эта продукция, из какого сырья и т.д. Другими словами, чтобы продуктивно работать на рынке, предприятие должно спланировать свою деятельность.
Цель данного проекта - изучить планирование как функцию менеджмента, определить степень важности планирования для деятельности предприятия.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
- определить роль и место планирования в общей концепции управленческой деятельности;
- исследовать стратегическое и оперативное планирование в менеджменте;
- изучить бизнес-планирование в менеджменте.
Объектом настоящего исследования является предприятие, а предметом - деятельность предприятия в области планирования.
Теоретической основой данного исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных ученых C.В. Большакова, М.И. Баканова, А. Хоскинга, А.К. Шишкина.
Результаты
настоящего исследования могут представлять
интерес для студентов и преподавателей
экономических специальностей ВУЗов.
Среди предпринимателей редко можно встретить человека, который пассивно наблюдает за происходящими событиями. Любой собственник стремится реализовывать свои личные интересы посредством использования потребностей других людей. А это требует осознания целей деятельности и волевых усилий по их достижению. Поэтому на уровне субъекта хозяйствования процесс прогнозирования органично трансформируется в процесс планирования, при котором к пониманию объективных условий жизни добавляются субъективные факторы, отражающие интересы предпринимательства. Рациональное достижение субъективных факторов в бизнесе претворяется посредством плана.
План - это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.
На основе этого определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.
Планирование - это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств, методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества планирования:
- стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
- обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
- улучшение координации действий исполнителей;
- усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
- более рациональное использование ограниченных ресурсов;
- возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.
Недостатки планирования:
- невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;
- стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;
- необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.
Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях ее деятельности.
В рыночной экономике адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей информации.
Нельзя создать раз и навсегда единую рациональную систему планирования, как нельзя забыть о реалиях меняющегося мира. Поэтому качественный план требует периодического уточнения. Оно будет зависеть не только от новой информации, но и опыта, подготовленности и интуиции работников: руководства, экономистов-менеджеров. Чтобы план был действительно полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главного действующего лица в бизнесе.
Таким образом, план - не цель, а возможное средство достижения цели. Это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить следующие виды управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.
Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, то есть в соответствии с методологией планирования. Методология планирования - это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования.
К основным принципам планирования относятся:
1. Принцип единства, то есть холизма, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности;
2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму - третий и т.д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный - долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени;
3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или «надбавок на безопасность», которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности;