Планирование как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:37, курсовая работа

Описание

Цель данного проекта - изучить планирование как функцию менеджмента, определить степень важности планирования для деятельности предприятия.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

- определить роль и место планирования в общей концепции управленческой деятельности;

- исследовать стратегическое и оперативное планирование в менеджменте;

- изучить бизнес-планирование в менеджменте.

Объектом настоящего исследования является предприятие, а предметом - деятельность предприятия в области планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1 Сущность планирования 5

1.2 Виды управленческих работ в планировании 8

1.3 Принципы и методы планирования 9

2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 13

2.1 Содержание стратегического плана и этапы его разработки 13

2.2 Виды стратегии развития и факторы, определяющие их выбор 18

2.3 Проблемы организации стратегического планирования в отечественном менеджменте 25

2.4 Содержание, задачи, этапы и виды оперативного планирования 26

3 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 30

3.1 Бизнес-план предприятия, его функции и назначение 30

3.2 Структура бизнес-плана предприятия и содержание его основных разделов 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 342

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43

Работа состоит из  1 файл

Планирование как функция менеджмента.doc

— 557.21 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1 Сущность планирования 5

1.2 Виды управленческих работ в планировании 8

1.3 Принципы и методы планирования 9

2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 13

2.1 Содержание стратегического плана и этапы его разработки 13

2.2 Виды стратегии развития и факторы, определяющие их выбор 18

2.3 Проблемы организации стратегического планирования в отечественном менеджменте 25

2.4 Содержание, задачи, этапы и виды оперативного планирования 26

3 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 30

3.1 Бизнес-план предприятия, его функции и назначение 30

3.2 Структура бизнес-плана предприятия и содержание его основных разделов 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 342

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполнимыми. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождение способов ее выполнения. Так, каждое предприятие, работающее в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого необходимо определить какую продукцию, какого качества, кому и какому сроку будет реализовывать предприятие, а также по какой технологии будет производиться эта продукция, из какого сырья и т.д. Другими словами, чтобы продуктивно работать на рынке, предприятие должно спланировать свою деятельность.

     Цель данного проекта - изучить планирование как функцию менеджмента, определить степень важности планирования для деятельности предприятия.

     Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

    - определить роль и место планирования в общей концепции управленческой деятельности;

    - исследовать стратегическое и оперативное планирование в менеджменте;

    - изучить бизнес-планирование в менеджменте.

     Объектом настоящего исследования является предприятие, а предметом - деятельность предприятия в области планирования.

     Теоретической основой данного исследования послужили труды известных отечественных и зарубежных ученых  C.В. Большакова, М.И. Баканова, А. Хоскинга, А.К. Шишкина.

     Результаты настоящего исследования могут представлять интерес для студентов и преподавателей экономических специальностей ВУЗов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     1.1 Сущность планирования

     Среди предпринимателей редко можно встретить человека, который пассивно наблюдает за происходящими событиями. Любой собственник стремится реализовывать свои личные интересы посредством использования потребностей других людей. А это требует осознания целей деятельности и волевых усилий по их достижению. Поэтому на уровне субъекта хозяйствования процесс прогнозирования органично трансформируется в процесс планирования, при котором к пониманию объективных условий жизни добавляются субъективные факторы, отражающие интересы предпринимательства. Рациональное достижение субъективных факторов в бизнесе претворяется посредством плана.

     План - это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

     На основе этого определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи планирования. Основной целью плана является реализованное событие. Основной задачей планирования является выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

     Планирование - это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приоритетов, средств, методов достижения. Оно зачастую рассматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбора тех или иных альтернатив развития.

     Планирование имеет как преимущества, так и недостатки.

     Преимущества планирования:

     - стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;

    - обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;

    - улучшение координации действий исполнителей;

    - усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;

    - более рациональное использование ограниченных ресурсов;

    - возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

    Недостатки планирования:

    - невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;

    - стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;

    - необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана.

     Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях ее деятельности.

     В рыночной экономике адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей информации.

     Нельзя создать раз и навсегда единую рациональную систему планирования, как нельзя забыть о реалиях меняющегося мира. Поэтому качественный план требует периодического уточнения. Оно будет зависеть не только от новой информации, но и опыта, подготовленности и интуиции работников: руководства, экономистов-менеджеров. Чтобы план был действительно полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главного действующего лица в бизнесе.

     Таким образом, план - не цель, а возможное средство достижения цели. Это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.

     1.2 Виды управленческих работ в планировании

     Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить следующие виды управленческой деятельности в рамках процесса планирования: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.

     Распределение ресурсов - данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

     Адаптация к внешней среде - охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

     Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

     Осознание организационных стратегий - это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учиться на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

     1.3 Принципы и методы планирования

     Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, то есть в соответствии с методологией планирования. Методология планирования - это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования.

     К основным принципам планирования относятся:

    1. Принцип единства, то есть холизма, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности;

    2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму - третий и т.д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный - долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени;

    3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или «надбавок на безопасность», которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности;

Информация о работе Планирование как функция менеджмента