Планирование как функция менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:37, курсовая работа

Описание

Цель данного проекта - изучить планирование как функцию менеджмента, определить степень важности планирования для деятельности предприятия.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

- определить роль и место планирования в общей концепции управленческой деятельности;

- исследовать стратегическое и оперативное планирование в менеджменте;

- изучить бизнес-планирование в менеджменте.

Объектом настоящего исследования является предприятие, а предметом - деятельность предприятия в области планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1 Сущность планирования 5

1.2 Виды управленческих работ в планировании 8

1.3 Принципы и методы планирования 9

2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 13

2.1 Содержание стратегического плана и этапы его разработки 13

2.2 Виды стратегии развития и факторы, определяющие их выбор 18

2.3 Проблемы организации стратегического планирования в отечественном менеджменте 25

2.4 Содержание, задачи, этапы и виды оперативного планирования 26

3 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 30

3.1 Бизнес-план предприятия, его функции и назначение 30

3.2 Структура бизнес-плана предприятия и содержание его основных разделов 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 342

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43

Работа состоит из  1 файл

Планирование как функция менеджмента.doc

— 557.21 Кб (Скачать документ)

     Руководители предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий этих решений. Многие хозяйственные зоны, в которых работают отечественные предприятия, характеризуются повышенным риском, так как нет  достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Также предприятия ощущают ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий потребителей. Отсутствие опыта работы в рыночных условиях часто приводит к затовариванию складов, особенно на госпредприятиях.

     2.4 Содержание, задачи, этапы и виды оперативного планирования

     Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование, которое ведется (например, мастером) «устно», т.е. без составления специальных документов (графиков). Надо учитывать, что никогда нельзя точно предвидеть все возможные ситуаций. Всегда требуется не только конкретизация, но и определенная корректировка ранее намеченных действий применительно к складывающимся условиям.

     Оперативное планирование - вид внутризаводского планирования, позволяющий довести общие плановые задания до рабочего места (исполнителя). Основными задачами оперативного планирования являются: детализация и распределение производственной программы по месяцам, декадам, дням с таким расчетом, чтобы обеспечивалась полная загрузка всех подразделений; конкретизация и доведение задания до цехов, участков, пролетов, линий, бригад и рабочих мест с указанием сроков выполнения заданий; разработка календарно-плановых нормативов и норм; планирование своевременной технической подготовки производства; обеспечение рабочих мест сырьем, материалами и деталями; координация и взаимоувязка деятельности всех звеньев производственного процесса; оперативное регулирование хода производства с целью предотвращения возможных перебоев и обеспечения четкой работы.

     Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов (сроком до одного года), в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на производственный процесс.

     Цели оперативного планирования производства - обеспечение равномерного выпуска продукции в заданных количествах и в намеченные сроки при высоком качестве и наилучшем использовании производственных фондов.

     Этапы оперативного планирования производства: 1) разработка на основе производственной программы оперативных планов изготовления продукции (оперативно-календарное планирование); 2) диспетчирование - состоит в непрерывном оперативно-производственном учете, контроле и регулировании выполнения планов посредством оперативного устранения возникающих в процессе производства отклонений от заданного режима.

     В объем работ по оперативному планированию входит: разработка прогрессивных календарно-плановых нормативов движения производства; составление оперативных планов и графиков для цехов, участков, бригад и рабочих мест и их доведение до непосредственных исполнителей; оперативный учет и контроль хода производства, предупреждение и выявление отклонений от предусмотренных планов и графиков и обеспечение стабилизации хода производства.

     Календарное планирование включает распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, и согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями. Исходными данными для разработки календарных планов служат годовые объемы выпуска продукции, трудоемкость выполняемых работ, сроки поставки товаров на рынок и другие показатели социально-экономических планов предприятия.

     При реализации разработанного календарного плана ведется оперативный учет хода его выполнения - осуществляется сбор информации о фактическом выполнении плана, ее переработка и передача соответствующим службам предприятия. На основе полученной информации осуществляется диспетчирование, заключающееся в выявлении и устранении намечающихся отклонений от запланированного хода производства, в принятии мер, обеспечивающих комплектный ход производства, наилучшее использование рабочего времени и материальных ресурсов, высокую загрузку оборудования и рабочих мест.

     Оперативное планирование производства по месту его выполнения делится на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб.

     Содержанием внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи продукции основных цехов  предприятия.

     Обязательным условием эффективного функционирования системы оперативного планирования производством является наличие обоснованной нормативной базы, которая включает календарно-плановые нормативы (продолжительность производственного цикла, размер партии и величина опережения, периодичность запуска продукции в производство, величина заделов и др.), нормы материалоемкости (расход сырья и полуфабрикатов, материалов на единицу продукции), нормы использования производственных мощностей (производительность оборудования, коэффициент сменности), нормы материальной обеспеченности производства (нормы технологических, внутрицеховых и межцеховых заделов, нормы запасов сырья, полуфабрикатов).

     Оперативно-календарное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.п.

     Специфика оперативно-календарного планирования тесно связана с особенностями технологии производства, организации производства, труда и управления. С учетом этого принято выделять типовые системы оперативно-календарного планирования: позаказную, покомплектную, подетальную. Соответственно выделяются типовые этапы оперативного планирования.

     Выводы по второй главе: стратегическое планирование осуществляется на длительный срок, в нем отражается основное направление деятельности предприятия. Существует несколько стратегий развития предприятия, выбор которых зависит от цели предприятия. Основной проблемой применения стратегического планирования отечественными предприятиями является отсутствие опыта руководителей по работе в рыночных условиях. Больше всего от этого страдают госпредприятия.

     Оперативное планирование является более детальным видом планирования. Его целью является доведение плановых заданий до рабочих мест, разработка действий, ведущих к осуществлению целей, намеченных в стратегическом планировании.

 

3 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

     3.1 Бизнес-план предприятия, его функции и назначение

     Бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Он является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества разных ситуаций, позволяет выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения. Основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения инвесторов и спонсоров к предполагаемому направлению деятельности фирмы. Другими целями разработки бизнес-плана являются:

    - планирование деятельности фирмы в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов;

    - выявление степени реальности достижения намеченных результатов;

    - доказательство целесообразности реорганизации действующей фирмы или создания новой;

    - убеждение персонала фирмы в возможности достижения новых рубежей деятельности, намеченных в плане и др.

     Бизнес-план представляет собой документ, в котором формируются задачи деятельности фирмы, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые средства и конечные финансовые показатели работы.

     Бизнес-план может использоваться для получения кредита, при приватизации, для привлечения инвесторов, при выходе на новые рынки, при перепрофилировании фирмы, по новым проектам (инвестициям).

     Бизнес-план помогает фирме решить следующие основные задачи:

    - определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

    - выбрать товар (услугу), которая будет предложена фирмой потребителям и оценить необходимые для этого расходы;

    - сформулировать задачи по производству и реализации товара (услуги), необходимые действия по их достижению; определить лиц, ответственных за реализацию этих действий;

    - выявить соответствие имеющегося у фирмы персонала и применяемой системы мотивации труда предъявляемым требованиям по достижению поставленных задач;

    - определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по продаже товара (предоставлению услуг);

    - оценить финансовое положение фирмы и соответствие потенциальных ресурсов возможностям достижения поставленных задач;

    - предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

     Бизнес-план характеризуется тем, что он:

    1. Отражает объективную оценку предпринимательства фирмы;

    2. Является инструментом проектно-инвестиционного решения, направленного на удовлетворение потребности рынка;

    3. Основан на коммерческом аспекте деятельности;

    4. Включает анализ проблемы и способ ее решения;

    5. Служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов на определенный период времени;

    6. Представляет собой документ, позволяющий «высветить» необходимый курс действий и управлять бизнес;

    7. В большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций;

    8. Рассматривается как инструмент внутрифирменного планирования и, соответственно, процесса планирования, поэтому он является документом постоянно обновляемым, что делает фирму восприимчивой к разного рода нововведениям (технического, технологического, организационного и иного характера);

    9. Является хорошей рекламой для предстоящего бизнеса, так как создает деловую репутацию и выступает своеобразной визитной карточкой фирмы;

    10. Демонстрирует готовность идти на риск, однако является своего рода документом, страхующим будущую сделку;

    11. Является инструментом самообучения, и его разработка - это непрерывный процесс познания и самопознания.

     К основным причинам составления фирмой бизнес-плана относятся такие, как ознакомления потенциальных партнеров с замыслами предпринимателя; необходимость знания инвесторами и кредиторами объективной оценки делового предложения; цифровое обоснование эффективности бизнес-идеи. Основной вопрос составления бизнес-плана заключается в том, чтобы доказать целесообразность и экономическую эффективность предпринимательского проекта, для выполнения которого предприниматель пытается привлечь дополнительные средства. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития ряда организаций, связанных кооперированием и изготовлением одного или нескольких взаимодополняющих продуктов.

     Разработка бизнес-плана должна подчиняться следующим основополагающим принципам:

    - гибкости, что дает возможность постоянно адаптировать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма;

    - непрерывности, что предполагает «скользящий» характер планирования;

    - коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, т.е. в расчетах плана все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;

Информация о работе Планирование как функция менеджмента