Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:37, курсовая работа
Цель данного проекта - изучить планирование как функцию менеджмента, определить степень важности планирования для деятельности предприятия.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
- определить роль и место планирования в общей концепции управленческой деятельности;
- исследовать стратегическое и оперативное планирование в менеджменте;
- изучить бизнес-планирование в менеджменте.
Объектом настоящего исследования является предприятие, а предметом - деятельность предприятия в области планирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность планирования 5
1.2 Виды управленческих работ в планировании 8
1.3 Принципы и методы планирования 9
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 13
2.1 Содержание стратегического плана и этапы его разработки 13
2.2 Виды стратегии развития и факторы, определяющие их выбор 18
2.3 Проблемы организации стратегического планирования в отечественном менеджменте 25
2.4 Содержание, задачи, этапы и виды оперативного планирования 26
3 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 30
3.1 Бизнес-план предприятия, его функции и назначение 30
3.2 Структура бизнес-плана предприятия и содержание его основных разделов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 342
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
правовое положение фирмы;
основные держатели акций, размер уставного капитала, количество простых и привилегированных акций (если организация создана в виде акционерного общества);
имена, адреса, послужные списки и опыт работы членов совета директоров;
резюме о менеджерах фирмы, включая низовое звено управления; обязанности и ответственность каждого руководителя, участвующего в проекте, его заработная плата и премии;
организационная структура фирмы, функции каждого подразделения и полномочия уровней управления, методы и формы контроля их деятельности (при создании нового отделения, филиала, дочерней или ассоциированной компании);
кадровая политика фирмы (в случае создания новой структуры);
8. Оценка рисков. В рыночных условиях этот раздел особенно важен, и от глубины его проработки в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу.
Раздел содержит анализ рисков и альтернативные пути снижения степени риска при достижении поставленной цели. Обычно в качестве основных рисков по проекту выделяют риски, связанные с неожиданной реакцией конкурентов, изменениями во внешней среде, резкими изменениями рыночной конъюнктуры, отсутствием согласия и профессионализма в управленческой команде;
9. Финансовый план (и финансовая стратегия). Цель финансового плана - определить эффективность предлагаемого бизнеса. Поэтому задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора этот раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами вложения денежных средств. В полном виде раздел включает следующие финансовые документы: отчет о прибылях и убытках; баланс денежных расходов и поступлений; прогноз на баланс активов и пассивов (для предприятия); анализ безубыточности; стратегию финансирования.
Раздел отвечает на самый важный вопрос для кредитора: как фирма планирует отвечать по своим обязательствам.
Прежде чем составить бизнес-план, намечают ряд потенциальных инвесторов, выясняют, каким методикам они доверяют или к каким привыкли, какие разделы в бизнес-плане являются для них принципиально важными.
Таким образом, структура бизнес-плана фирмы зависит от конкретных целей его составления. Разделы плана включают коммерческие, производственные, организационные и финансовые аспекты будущей деятельности. Их обоснование должно убедить будущих партнеров по бизнесу в реалистичности, компетентности и продуманности шагов в развитии фирмы.
Бизнес-планирование используется, когда необходимо получение кредита или инвестиций, при привлечении партнеров по бизнесу, при выпуске нового вида продукции, или реорганизации предприятия.
В рамках подготовки настоящего исследования были рассмотрены следующие вопросы: роль и место планирования в общей концепции управленческой деятельности, стратегическое и оперативное планирование в менеджменте, бизнес-планирование в менеджменте. Таким образом, из выше изложенного видно, что планирование является основополагающим для деятельности любого предприятия.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что существуют принципы планирования, обеспечивающие его эффективность; стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по его достижению; существует множество типов стратегий, применяемых фирмой в планировании; выбор типа стратегии определяется всей системой сложившихся факторов предпринимательства; проблемы организации стратегического планирования в отечественном предприятии связана с командно-административной моделью рыночной экономики в прошлом; оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы, четкая обоснованная регламентация движения и использования средств и предметов труда в производственном процессе; бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки); основной целью его разработки является привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: получение кредита и привлечение инвесторов.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Мир, 1998. - 310с.
2. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: Мир, 1997. - 389с.
3. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. - М.: Финпресс, 2000. - 1056с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1996. - 407с.
5. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - М.: Дашков и К, 2004. - 400с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004. - 511с.
7. Ильин А.И. Планирование на предприятии. - М.: Новое знание, 2005 - 656с.
8. Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики. - М.: Современная школа, 2005. - 476с.
9. Томпсон Г.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М., 1998. - 467с.