Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:37, курсовая работа
Цель данного проекта - изучить планирование как функцию менеджмента, определить степень важности планирования для деятельности предприятия.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
- определить роль и место планирования в общей концепции управленческой деятельности;
- исследовать стратегическое и оперативное планирование в менеджменте;
- изучить бизнес-планирование в менеджменте.
Объектом настоящего исследования является предприятие, а предметом - деятельность предприятия в области планирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И МЕСТО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1 Сущность планирования 5
1.2 Виды управленческих работ в планировании 8
1.3 Принципы и методы планирования 9
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 13
2.1 Содержание стратегического плана и этапы его разработки 13
2.2 Виды стратегии развития и факторы, определяющие их выбор 18
2.3 Проблемы организации стратегического планирования в отечественном менеджменте 25
2.4 Содержание, задачи, этапы и виды оперативного планирования 26
3 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 30
3.1 Бизнес-план предприятия, его функции и назначение 30
3.2 Структура бизнес-плана предприятия и содержание его основных разделов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 342
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
- интерактивности, что означает творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составленных разделов плана;
- многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;
- участия, предусматривающего возможность вовлечения в процесс планирования всех участков будущей организации;
- адекватности, т.е. отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
Для составления бизнес-плана привлекается обширная информация, затрагивающая широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудовании и др. Значительная часть информационного материала не входит в окончательный вариант бизнес-плана, но заслуживает внимания при предварительной разработке его рабочего варианта, в который включают всю рабочую информацию, сгруппированную по разделам документа. Эти материалы могут иметь разнообразный характер (от описаний и формулировок идей до расчетов, оформленных в виде таблиц произвольного типа); они постоянно дополняются в процессе работы и используются при модернизации официального варианта бизнес-плана. Таким образом соблюдаются основополагающие принципы составления этого документа. Информация, содержащаяся в бизнес-плане, в дальнейшем будет использоваться не только руководством фирмы, но и отдельными специалистами в их повседневной работе: бухгалтером, экономистом, менеджером, коммерсантом, юристом, финансистом и др.
Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет. Показатели первого года даются с разбивкой по кварталам (возможно и месяцам). Годовой бизнес-план фирмы может уточняться и продлеваться на следующий год.
Ключевыми особенностями бизнес-планирования служат: а) многоцелевая установка (осознание собственных целей, возможность выхода на уровни власти, обоснование потребности в инвестициях); б) энциклопедичность изложения (на его основе и содержащихся в нем справочных сведений будут в дальнейшем приниматься все решения, связанные с данным бизнесом, без обращения к другим информационным источникам); в) временной охват (он составляется обычно на срок от 2-3 лет до 5-7 лет, основной материал плана за это время не должен устареть); г) внеинфляционность (ключевые расчеты лучше вести в «твердой валюте», например, «евро» или долларах, отслеживая динамику в национальной валюте - рублях); д) реальность и полнота (у разработчиков должны быть и другие возможные варианты, кроме того, могут быть «открытый» и «закрытый» проект бизнес-плана); е) нетривиальность (присутствуют незатемненные выводы, прозрачные рекомендации, придуманный механизм исполнения); ж) многоуровневость (краткое резюме и подробная аргументация деловых предложений); з) доходчивость и обозримость (разделы плана содержательны, понятны в изложении специалистам и администраторам).
Таким образом, бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Он позволяет выбрать из большого количества разных ситуаций наиболее перспективные и определить средства их достижения. Он составляется для привлечения потенциальных партнеров к бизнесу: получения кредита, привлечения инвесторов и спонсоров. В документе указывается обоснование предстоящей деятельности фирмы в соответствии с потребностями рынка при помощи необходимых экономических ресурсов.
Существует классическая структура бизнес-плана. Она включает разделы:
I. Общие данные: основные направления деятельности, позиции в бизнесе, назначение бизнес плана, реквизиты и данные о руководителях;
II. Краткое предложение: рынок, перспективы и возможности, прогноз продаж и прибыли, размер инвестиций;
III. Текущее состояние: финансовые показатели (продажа, доход, прибыль). Удачные ходы в прошлом, сила и слабость фирмы;
IV. Менеджмент: ключевые подразделения структур, управленческая команда (предполагаемые изменения с учетом новых расходов на заработную плату), количество работников сейчас и в перспективе;
V. Продукция и услуги: полная комплексная характеристика, специфика деятельности, конкуренты, новая продукция, используемые патенты и оригинальные решения;
VI. Рынок и план продаж: основной и другие рынки, секторы и сегменты рынка, перспективные группы покупателей, объемы возможных продаж, механизм охвата рынка, расчет цены продукции;
VII. Сведения о бизнесе: офис, помещение, оборудование и транспорт, поставщики, форма собственности;
VIII. Финансовые аспекты: размер кредитов, сроки возврата и гарантия погашения, роль совладельцев имущества, планы затрат (поэтапно), аудит, кратковременные и долговременные цели.
Структура бизнес-плана может изменяться в зависимости от конкретных задач объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана будет зависеть от специфики проекта с учетом размера предприятия, характера проекта (расширение существующего или создание нового), его отраслевой направленности, условий финансирования (наличие потребности во внешних источниках и доли этих источников). Крупные проекты требуют большого объема предварительных разработок, и сам бизнес-план для них будет выглядеть более объемным, а небольшие организации обычно ограничиваются компактным по форме и содержанию документом.
Рассмотрим подробнее методологические основы разработки разделов бизнес-плана фирмы по ключевым вопросам его составления:
1. Титульный лист. Назначение раздела - дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные:
полное название фирмы;
сведения о владельцах или учредителях;
краткую характеристику сути предлагаемого проекта (считается достаточным ограниченный объем раздела, состоящий из нескольких фраз о товаре или услуге, которые должны производиться или оказываться, о кругу обслуживаемых потребителей и способах реализации продукции);
общая стоимость проекта, потребность во внешних источниках финансирования и предлагаемые его способы (паевые взносы, эмиссия акций, кредиты);
указания на конфиденциальный характер данного документа, положения которого не подлежат огласке, поскольку являются коммерческой тайной и авторским правом разработчиков;
2. Вводная часть (резюме). Цель раздела - дать сжатый (1-4 страницы) обзор делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.
Здесь указываются важнейшие характеристики проекта, ожидаемые финансовые результаты, прогнозируемые объемы продаж на 2-3 года, необходимый объем инвестиций, затраты на производство, предполагаемый уровень рентабельности и срок окупаемости проекта. Обычно на основе резюме кредитор принимает решение о целесообразности чтения всего документа.
Особое внимание в разделе уделяется описанию возможностей для бизнеса, их привлекательности, важности для фирмы и региона, необходимых финансовых ресурсов, возможного срока возврата заемных средств, ожидаемой прибыли и ее распределения;
3. Анализ положения дел в отрасли. В разделе приводится доказательство высокой степени обоснованности проекта на основе результатов комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:
динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;
тенденция ценообразования (уровень цен и их динамика, основные ценообразующие факторы, реакция потребителей на изменение цен);
всесторонняя характеристика конкурентов (выделение наиболее крупных из них, определение их сильных и слабых сторон, оценка возможных стратегий их развития и связанного с этим изменение роли на рынке);
характеристика потребителей (их описание, выделение основных сегментов, насыщенность, факторы потребительского предпочтения, отношения к различным торговым маркам);
определение перспективных рыночных возможностей (выявление свободных «ниш» на рынке, определение стратегии действий по их завоеванию) и т.д.;
4. Сущность проекта. В этом разделе излагается основная идея предполагаемого бизнеса. После знакомства с ней у инвестора должно сформироваться четкое представление о направлениях деятельности по достижению определенной цели, о готовности фирмы к реализации проекта, а также о необходимом для этого объеме средств. В разделе обычно отражаются:
основные цели, которые ставит перед собой предприниматель (создание нового дела, выпуск на рынок нового товара, выход на новые рынки, расширение доли на рынке);
определение и характеристика потенциальных потребностей, описание возможных ключевых факторов успеха;
подробное описание изделия, соответствия его параметров требованиям выбранного сегмента рынка;
стадия разработки, патентная чистота и защита товара;
характеристика фирмы (ее описание, степень готовности к осуществлению проекта, преимущества и недостатки по отношению к основным конкурентам, местонахождение и его выгодность);
общая стоимость проекта, включающая размеры и график инвестиций, первоначальные расходы по ведению маркетинговых исследований и организации управления.
Для потенциальных инвесторов этот раздел бизнес-плана необходим, чтобы окончательно убедиться во всесторонней подготовленности проекта;
5. План маркетинга. В разделе в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства.
Маркетинговый план содержит полную информацию о формах и методах внедрения товара на рынок, ценовой и сбытовой стратегии фирмы в каждом рыночном сегменте (при сегментации рынка), методах стимулирования сбыта и товарной политике. Раздел составляется на основе маркетинговой программы фирмы, подлежит обязательной корректировке и ежегодно предоставляется инвестору.
Раздел должен включать план мероприятий по достижению намеченного объема продаж и получению намечаемой прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. При разработке раздела должна быть соблюдена четкая маркетинговая ориентация на потребителя (знание его запросов, уникальности и адресности продукции, услуг, высококачественный сервис, доступная цена, своевременность поставок, надежность, стабильность и т.п.);
6. Производственный план. Раздел содержит перечень задач, которые возникают в сфере производственного предпринимательства, и способы их решения. Поэтому он составляется только теми фирмами, которые имеют производство. При разработке освещаются следующие составляющие:
производственные мощности (общая потребность и структура, необходимая для реализации производственной программы, наличие, необходимость в модернизации мощностей, сроки введения, объем инвестиций);
весь технологический процесс с выделением охватываемой проектом части, а также операций, поручаемых субподрядчику (наименование фирмы, место расположения, адрес, обоснование их выбора, условия сотрудничества);
объемы производства и реализации продукции, которые основаны на сопоставлении результатов маркетинговых исследований, в частности по сбыту, с производственными возможностями предприятия. Объем производства в номенклатурном разрезе прогнозируется по периодам: первый год - по кварталам (месяцам); второй год - по полугодиям (кварталам); последующие годы - в целом за год;
оборудование (потребности в конкретных видах нового или модернизация существующего, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора, расходы на приобретение и монтаж);
сырье, материалы (потребности в конкретных видах, возможные поставщики и условия поставки, наличие контактов с ними и обоснование окончательного выбора);
расчет средств на оплату труда (исходя из потребности в персонале и рабочей силе);
производственные площади (потребности и степень их удовлетворения, условия расширения, необходимые вложения);
расчет издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прилагаются калькуляции выпускаемой продукции и расчет затрат по всем статьям сметы затрат на производство);
7. Организационный план. Раздел дает подробное представление инвестору о фирме и ее менеджменте (не более 3 страниц). В разделе указываются: