Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:56, курсовая работа
Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.
Введение 5
Глава 1. Методологическое планирование 7
1.1 Роль и место планирования в управлении предприятием 7
1.2 Сущность и структура планирования на предприятии 11
1.3 Виды и формы планов 14
1.4 Организация внутрифирменного планирования 20
Глава 2. Методология тактического планирования на исследуемом предприятии 28
2.1. Финансово-экономическая характеристика исследуемого предприятия 28
2.2. Планирование производства и реализация продукции 29
2.3. Планирование трудовых ресурсов 32
Глава 3. Бизнес-план инвестиционного проекта 38
Заключение 59
Библиографический список 61
Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.
В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату.
Таблица 1
Основные показатели деятельности ООО «Мебель ПЛЮС»
Показатели млн. руб. | Годы | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Выручка (нетто) от реализации товаров и услуг | 64,897 | 59,679 | 21,0 | 73,1 | 186,6 |
Товарооборот | 190,22 | 185,10 | 153,02 | 527,0 | 522,1 |
Прибыль | 3,124 | 1,236 | -2,4 | -1,1 | -2,8 |
Себестоимость продукции | 61,209 | 56,311 | 21,8 | 73,6 | 189,4 |
Чистые активы | 42,253 | 38,444 | - | - | 25,4 |
Капитальные вложения – ввод ОПФ | 4,241 | - | - | - | 3,6 |
Стоимость ОПФ | 35,382 | 35,311 | 34,5 | 34,6 | 41,7 |
Фонд потребления | 3,473 | 3,206 | -1,6 | -23 | - |
ФОТ | 3,413 | 3,147 | 2,1 | 2,6 | 4,8 |
Численность работников | 403 | 402 | 340 | 300 | 299 |
в т.ч. промышленно-производственный персонал | 300 | 285 | 330 | 247 | 250 |
Руководят технологическими цехами и участниками опытные, много лет работающие на предприятии мастера-производственники.
Обеспечивают ритмичность работы предприятия специалисты управления и вспомогательных служб, которые имеют высшее образование и многолетний опыт работы в отрасли.
Основные показатели деятельности за последние пять лет представлены в таблице 1.
Как
видно из данных таблицы 1 на предприятии
после снижения показателей в 2007–2009 гг.
наблюдается увеличение объемов производства.
Наиболее быстрыми темпами увеличивается
выручка от реализации товаров и услуг,
в 2. 8 раза в 2009 году по сравнению с 2006 годом.
В 2003–2004 гг. отсутствуют капитальные вложения,
что является результатом снижения объемов
и темпов производства.
Рисунок 1 – Основные показатели деятельности
Предприятие только в 2001 году имело возможность обновлять основные фонды на сумму 3,6 млн. руб. На производстве происходило снижение численности персонала, но несколько увеличился фонд оплаты труда и средняя заработная плата, которая составила в 2009 году 1 337 рублей в месяц, что больше на руб. уровень 2006 года – 706 руб.
Объем производства и реализации продукции промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема служат товарная и валовая продукция.
Валовая
продукция – это стоимость
всей произведении продукции и выполненных
работ, включая незавершенное
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.
Анализ
начинается с изучения динамики выпуска
и реализации продукции, расчета базисных
и цепных темпов роста и прироста (табл.
2).
Таблица 2
Динамика производства и реализации продукции ООО «Мебель ПЛЮС»
Год | Объем производства продукции, млн. руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, млн. руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
2001 | 90000 | 100 | 100 | 89500 | 100 | 100 |
2002 | 92400 | 102.7 | 102.7 | 92600 | 103.4 | 103.4 |
2003 | 95800 | 106.4 | 103.6 | 94300 | 105.4 | 101.8 |
2004 | 94100 | 104.5 | 98.2 | 94300 | 104.4 | 99.2 |
2005 | 100800 | 112 | 107.1 | 96600 | 107.9 | 103.0 |
Из таблицы 2 видно, что за пять лет объем производства возрос на 12%, а объем реализации – на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим
его по среднегеометрической:
= , (1)
, (2)
, (3)
. (4)
В
приведенном примере
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в таблице 3.
При этом изделие А, В, С, D – продукция ООО «Мебель ПЛЮС»
Таблица 3
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации предприятием ООО «Мебель ПЛЮС»» за 2009 год
Изделие | Объем производства продукции, млн. руб. | Реализация продукции, млн. руб. | ||||||
план | факт | +,- | % к плану | план | факт | +,- | % к плану | |
А | 28800 | 25200 | -3600 | -12.2 | 28500 | 24250 | -4250 | -14.9 |
В | 33600 | 33264 | -336 | -1.0 | 33600 | 31800 | -1800 | -5.35 |
С | 19200 | 22176 | +2976 | +15.5 | 18900 | 21350 | +2450 | +13.0 |
D | 14400 | 20160 | +5760 | +40.0 | 142500 | 19200 | +4950 | +34.7 |
Итого | 96000 | 100800 | +4800 | +5.0 | 95250 | 96600 | +1350 | +1.42 |
Из таблицы 3 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5%, а по реализации – только на 1.42%. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в ООО «Мебель ПЛЮС» является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. По структурной схеме заместитель директора по работе с персоналом и общим вопросам контролирует работу отдела кадров, хозяйственного отдела, строительства. Работу службы непосредственно координирует начальник отдела.
Использование персонала в ООО «Мебель ПЛЮС»регламентируется:
1. Положением о филиале;
2. Должностными инструкциями;
3. Положением о службе персонала;
3.1. Положениями о подразделениях;
4. Трудовым договором;
5.
Договором о материальной
Таблица 4
Основные направления работы с кадровым персоналом ООО «Мебель ПЛЮС»
N | Наименование направления | Цель | |
1 | Учетно-организационная работа | Организация кадрового делопроизводства и учета персонала в соответствии с требованиями нормативных и законодательных актов | |
2 | Планирование и подбор персонала | Определение потребностей
подразделений ООО «Мебель ПЛЮС»и своевременный
подбор специалистов, обладающих необходимой
ква-
лификацией и личностными качествами |
|
3 | Развитие персонала | Организация обучения персонала, профессионально владеющего современными технологиями | |
4 | Система мотивации и стимулирования | Закрепление высоко
квалифицированных |
|
5 | Развитие корпоративной культуры | Развитие корпоративной культуры в соответствии с требованиями стратегии и философии ООО «Мебель ПЛЮС». Создание единой команды, организация эффективных коммуникаций, внедрение этических норм поведения |