Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:56, курсовая работа

Описание

Создать организационный и экономический механизм управления предприятием в условиях рыночной экономики без разработки четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей указанные недостатки, нельзя. Однако построение такой системы – достаточно сложный процесс, требующий ресурсов, соответствующих навыков и умения от работников предприятия, прежде всего менеджеров, которым приходится решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Содержание

Введение 5
Глава 1. Методологическое планирование 7
1.1 Роль и место планирования в управлении предприятием 7
1.2 Сущность и структура планирования на предприятии 11
1.3 Виды и формы планов 14
1.4 Организация внутрифирменного планирования 20
Глава 2. Методология тактического планирования на исследуемом предприятии 28
2.1. Финансово-экономическая характеристика исследуемого предприятия 28
2.2. Планирование производства и реализация продукции 29
2.3. Планирование трудовых ресурсов 32
Глава 3. Бизнес-план инвестиционного проекта 38
Заключение 59
Библиографический список 61

Работа состоит из  1 файл

готово.doc

— 605.00 Кб (Скачать документ)

     Таковы  важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном  производстве. На их основе развиваются  и формируются в процессе практической деятельности и все действующие  общенаучные методы планирования, которые  представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов.

     В зависимости от главных целей  или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения  и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату.

 

Глава 2. Методология  тактического планирования на исследуемом  предприятии

      2.1. Финансово-экономическая характеристика исследуемого  предприятия

 

      Таблица 1

      Основные  показатели деятельности ООО «Мебель ПЛЮС»

Показатели млн. руб. Годы
2006 2007 2008 2009 2010
Выручка (нетто) от реализации товаров и услуг 64,897 59,679 21,0 73,1 186,6
Товарооборот 190,22 185,10 153,02 527,0 522,1
Прибыль 3,124 1,236 -2,4 -1,1 -2,8
Себестоимость продукции 61,209 56,311 21,8 73,6 189,4
Чистые  активы 42,253 38,444 - - 25,4
Капитальные вложения – ввод ОПФ 4,241 - - - 3,6
Стоимость ОПФ 35,382 35,311 34,5 34,6 41,7
Фонд  потребления 3,473 3,206 -1,6 -23 -
ФОТ 3,413 3,147 2,1 2,6 4,8
Численность работников 403 402 340 300 299
в т.ч. промышленно-производственный персонал 300 285 330 247 250
 

      Руководят технологическими цехами и участниками  опытные, много лет работающие на предприятии мастера-производственники.

      Обеспечивают  ритмичность работы предприятия  специалисты управления и вспомогательных  служб, которые имеют высшее образование  и многолетний опыт работы в отрасли.

      Основные  показатели деятельности за последние  пять лет представлены в таблице 1.

      Как видно из данных таблицы 1 на предприятии  после снижения показателей в 2007–2009 гг. наблюдается увеличение объемов производства. Наиболее быстрыми темпами увеличивается выручка от реализации товаров и услуг, в 2. 8 раза в 2009 году по сравнению с 2006 годом. В 2003–2004 гг. отсутствуют капитальные вложения, что является результатом снижения объемов и темпов производства. 

      

      

      Рисунок 1 – Основные показатели деятельности

      Предприятие только в 2001 году имело возможность  обновлять основные фонды на сумму 3,6 млн. руб. На производстве происходило снижение численности персонала, но несколько увеличился фонд оплаты труда и средняя заработная плата, которая составила в 2009 году 1 337 рублей в месяц, что больше на руб. уровень 2006 года – 706 руб.

      2.2. Планирование производства и  реализация продукции

 

     Объем производства и реализации продукции  промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема служат товарная и валовая продукция.

     Валовая продукция – это стоимость  всей произведении продукции и выполненных  работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

     Товарная  продукция отличается от валовой  тем, что в нее не включают остатки  незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция  совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

     Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих  ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

     Анализ  начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2). 

     Таблица 2

     Динамика  производства и реализации продукции ООО «Мебель ПЛЮС»

Год Объем производства продукции, млн. руб. Темпы роста, % Объем реализации, млн. руб. Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
2001 90000 100 100 89500 100 100
2002 92400 102.7 102.7 92600 103.4 103.4
2003 95800 106.4 103.6 94300 105.4 101.8
2004 94100 104.5 98.2 94300 104.4 99.2
2005 100800 112 107.1 96600 107.9 103.0

     Из  таблицы 2 видно, что за пять лет объем  производства возрос на 12%, а объем  реализации – на 7,9%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и  реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста  производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

     Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

     Исчислим  его по среднегеометрической: 

       = , (1)

     

      , (2) 

      , (3)

      . (4) 

     В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции – 1,92%.

     Оценка  выполнения плана по производству и  реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в таблице 3.

     При этом изделие А, В, С, D – продукция ООО «Мебель ПЛЮС»

 

      Таблица 3

     Анализ  выполнения плана по выпуску и  реализации предприятием ООО «Мебель ПЛЮС»» за 2009 год

Изделие Объем производства продукции, млн. руб. Реализация  продукции, млн. руб.
план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану
А 28800 25200 -3600 -12.2 28500 24250 -4250 -14.9
В 33600 33264 -336 -1.0 33600 31800 -1800 -5.35
С 19200 22176 +2976 +15.5 18900 21350 +2450 +13.0
D 14400 20160 +5760 +40.0 142500 19200 +4950 +34.7
Итого 96000 100800 +4800 +5.0 95250 96600 +1350 +1.42
 

     Из  таблицы 3 видно, что за отчетный год  план по выпуску готовой продукции  перевыполнен на 5%, а по реализации – только на 1.42%. Это свидетельствует  о росте остатков нереализованной  продукции.

     Анализ  реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

      2.3. Планирование трудовых ресурсов

 

     Основным  структурным подразделением по управлению кадрами в ООО «Мебель ПЛЮС» является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготовки. По структурной схеме заместитель директора по работе с персоналом и общим вопросам контролирует работу отдела кадров, хозяйственного отдела, строительства. Работу службы непосредственно координирует начальник отдела.

     Использование персонала в ООО «Мебель ПЛЮС»регламентируется:

     1. Положением о филиале;

     2. Должностными инструкциями;

     3. Положением о службе персонала;

     3.1. Положениями о подразделениях;

     4. Трудовым договором;

     5. Договором о материальной ответственности.

     Таблица 4

     Основные  направления работы с кадровым персоналом ООО «Мебель ПЛЮС»

N Наименование  направления Цель  
1 Учетно-организационная  работа Организация кадрового  делопроизводства и учета персонала  в соответствии с требованиями нормативных и законодательных актов  
2 Планирование  и подбор персонала Определение потребностей подразделений ООО «Мебель ПЛЮС»и своевременный подбор специалистов, обладающих необходимой ква-

лификацией  и личностными качествами

 
3 Развитие персонала Организация обучения персонала, профессионально владеющего современными технологиями  
4 Система мотивации  и стимулирования Закрепление высоко квалифицированных специалистов, мотивация  и стимулирование сотрудников на достижение высоких результатов труда, повышение квалификации  
5 Развитие корпоративной  культуры Развитие корпоративной  культуры в соответствии с требованиями стратегии и философии ООО «Мебель ПЛЮС». Создание единой команды, организация эффективных коммуникаций, внедрение этических норм поведения  

Информация о работе Планирование на предприятии